Пояснительная записка к презентации
Предварительный просмотр презентации
НЕОЛОГИЗМЫ В РУССКОЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ Подготовила: учитель русского языка и литературы МОУ Осыковская школа Назарова Татьяна Петровна
Актуальность нашей работы очевидна: образование новых слов – это один из самых динамичных процессов современного русского языка. Мы живем в постоянно меняющемся мире. В мире, где появляются, исчезают, а потом снова актуализируются какие-либо реалии. Разумеется, эти реалии, в конечном счете, получают свое лексическое наименование.
Цель данной работы состоит в том, чтобы классифицировать новую лексику в печатных средствах массовой информации на примере газеты «Газета. ru». В данной работе мы рассматриваем неологизмы в «Газете. ru», которая давно завоевала читательскую аудиторию, так как материалы, напечатанные в ней, всегда актуальны и злободневны. В газете освещаются политические, социальные, научные, аналитические и другие материалы, а также журналистские расследования.
Неологизм (от греческого neos – «новый», logos – «слово») – это слово или оборот речи, созданные для обозначения нового предмета или выражения нового понятия.
Языковые неологизмы создаются главным образом для обозначения нового предмета, понятия. Они входят в пассивный словарный запас и отмечаются в словарях русского языка. Неологизмом является слово до тех пор, пока ощущается свежим. «Россия по итогам 2014 года заняла 148-е место в рейтинге свободы слова по версии правозащитной организации «Репортеры без границ» // «Газета. ru» от 12.01.2015.
К лексическим неологизмам относятся те слова, которые вновь образованы по имеющимся в языке моделям или заимствованы из других языков. «За необычный ручник дизайнеру отдельное спасибо, а вот за отсутствие потолочных ручек и подлокотников — выговор с занесением» // «Газета. ru» от 26.12.2015.
Авторские, индивидуально-стилистические неологизмы создаются писателями, поэтами для придания образности художественному тексту. Неологизмы этого типа «прикреплены» к контексту, имеют автора. К сожалению, нам не удалось обнаружить в рассматриваемом издании ни одного авторского неологизма. Поэтому в качестве примера авторского неологизма мы приведем из Пушкина: Я огончарован…
Окказионализмы (от латинского occasionalis – «случайный») – это авторские неологизмы, созданные по необычным моделям. Они не существуют вне конкретного контекста. «Сейчас ситуация стала жестче, и Виталий перешел на более «денежноемкие» и компактные товары» // « Газета. ru» от 22.01.2016.
По назначению неологизмы можно разделить на четыре группы: Неологизмы появляются для называния реалий и понятий, которых раньше не существовало в жизни народа (сэндвич, смартфон). 2. Создаются для называния явлений, которые уже имели место в жизни общества, но не получили по тем или иным причинам своего наименования (внесудебный, возвращенец). 3. Неологизмы, которые обозначают реалии, не существующие в действительной жизни, но прогнозируемые, возможные в фантазиях, при дальнейшем развитии науки и техники (киборг, космолет). 4. Лексические единицы, которые дублируют слова с тем же значением (державник, верноподданический, судьбоносный).
Образование новых слов (значения и употребления) путем переосмыслений и аналогий в связи с появлением новых реалий или явлений; примером является слово чтение. «Анализ микросхем «черного ящика» показал невозможность чтения данных с них…» // «Газета. ru» от 21.12.2015.
Появление новых словосочетаний (переосмысления в группе слов) и дальнейшее развитие новых значений через промежуточное звено – словосочетание. «И надо не забывать, что проблема даже не в том, сколько людей попали в такое незавидное положение, а в продолжительности их пребывания в зоне ниже черты бедности» // «Газета. ru» от 10.09.2015.
Образование новых слов путем заимствования: интернационализация лексики и адаптация заимствованных слов. «Наряду с иностранными патентами в Реестре собраны сведения о 1,2 тыс. изобретениях, полезных моделях и ноу-хау отечественного происхождения, которые были получены компаниями «Роснано» в результате собственных НИОКР и от других лиц» // «Газета. ru» от 02.11.2015.
Морфемные способы образования неологизмов: Суффиксальный (накрутка); Префиксальный (супервыгодный); Суффиксально-префиксальный (озвучивать); Бессуффиксный (шиза); Сложение (теракт); Аббревиация (ОЗУ).
Неологизмы в экономической сфере Инвестиции – долгосрочные вложения капитала в экономику с целью получения дохода. «Ситуация чревата снижением инвестиций в нефтяную отрасль, банкротствами и снижением добычи» // «Газета. ru» от 12. 01. 2016. Инновации – внедренное новшество, обеспечивающие качественный рост эффективности процессов или продукции. «Несмотря на дефицитный проект бюджета, финансирование инноваций останется примерно на том же уровне, что и в этом году» // «Газета. ru» от 17. 11. 2015.