Эссе «Поэзия Лилит Козловой. Циклы. Неологизмы»
Поэзия Лилит Козловой. Циклы. Неологизмы
Сама жизнь формировала циклы стихов Козловой. Менялись внешние условия и внутреннее состояние автора – и начинался новый цикл. Во всех циклах стихи расположены в хронологическом порядке.
В первых книжках стихов циклы чётко обозначены отдельными названиями разделов.
Так, в «Грозовом серебре» [31] фигурируют такие разделы:
Встреча, Жизнь вторая, Огни Святого Эльма, Смятение, Тени на стене, Фата-Моргана, Призраки, Надежда, Жизнь как она есть, Заброшенное братство, FINITA, В Божьей высоте, В ритме «три».
Следующие два сборника несколько различаются по тематике, хотя отражают один и тот период. В «Льдинках Снежной Королевы» [28] главным образом помещена лирика, в книге «Прямо на свет» [29] - больше стихов философски-размышляющих.
Разделы первой книги [28] таковы:
Льдинки Снежной Королевы, Цунами, гибель моя, «Живой» камень, Снова Кай и снова Герда, Чудо – это слово, Привет, Надежда, Радость–Перевёртыш, акробатка, Счастье – это тайна, Тот же самый перекрёсток, Нежность – это Свет вечерний, Две лампады в двух сердцах, Пусть расцветает Тишина.
А вот циклы стихов второй книги 29/:
В царстве Снежной Королевы, Наития, Проветрить помещение любви, В пространстве вечно новых теорем, Новое утро и новое песня, Останься в празднике, останься!.., Созвучье предвечных поэм.
Разделы каждой книги выделяют циклы стихов, объединённые общим смыслом, хотя само деление достаточно условно – ведь стихи представляют собой некую неразрывность, продолжая уже сложившуюся тему и лишь отражая новую ситуацию.
НЕОЛОГИЗМЫ
Неологизмы встречаются и в стихах Л.Н.Козловой.
Есть много слов, не встречающихся в словаре и употреблении – Лилит Николаевна называет их тоже своим изобретённым словом – новики.
Вот как однажды в письме другу – поэту об этом рассказывала она сама [из личного архива].
Цитирую:
«Мне никак не набыться с тобой,
Не унять тяготенья к тебе…
* * *
Нам бы с тобою набыться,
Нам бы с тобой намолчаться…
Самый главный из моих новиков, как известно, "набыться" - всё быть, быть, быть рядом...
Пока не набудешься. Но это уже плохой признак - когда это случится, люди могут и разбежаться - всё, набылись, больше не тянет. Лучше не надо такого, пусть будет "не набыться".
А ещё есть у меня такое слово - "науметься":
Значит, надо научиться,
Значит, надо науметься,
Чтоб нестись весёлой птицей,
Чтобы радовалось сердце.
Чтобы утром громко пелось,
Чтоб аукалось, звалось,
И дышалось, и летелось
К недосказанности звёзд...
А ещё есть слово замечтывания. Или - вымечтывания.
Как лучше? Это когда ты о чём-то мечтаешь.
Одиннадцатью годами раньше вылетело - за секунду - такое:
Вприглядку,
Вприслышку,
Впричудку,
Впритрожку -
Всё той же -
Канатной,
Всё той же
Дорожкой,
Где ждешь -
Не дождёшься,
Где годы -
Минутки...
Впритирку,
Вприсоску,
Впритык,
Внеотступку...
А вот ещё новики:
«Послевкусие, послешагия, послекурсие, послемагия, послемыслие, послетанция, послечувствие на дистанции...»
* * *
А сердце колоколит, не смолкая…
* * *
Заметелилась Радость девчонкой…
* * *
И метелится вечный наивный вопрос,
Безответный вопрос «Почему?»…
* * *
Момент – и заневестилась Природа…
А еще у меня есть слово многажды, и где-то в стихах "душа на измоте".
Ну вот, наверное, и всё. Маловато. Но больше не вспоминается».
Нам тоже не удалось найти неологизмы сверх тех, которые перечислила в письме к другу сама поэтесса.
ВЫВОДЫ
Ведущей темой поэзии Козлова Л.Н. стала тема любви во всём многообразии и яркости переживаний влюблённых.
Эта тема сквозной яркой нитью проходит через все её поэтические сборники: «Льдинки Снежной Королевы»,
«Прямо на свет»,
«О БОЖЕ МОЙ!» и
« АЗ есмь – ТЫ еси»
[26 - 29].
Стихи, которые в них собраны, неоднозначны по своим художественным достоинствам, но искренность подлинного чувства определяет звучание каждого из них и поэтических сборников в целом.
Образы её стихов разнообразны. Именно это позволяет автору передавать всю гамму и глубину переживаний лирической героини.
Хотя без печали и грусти не обходится ни один человек, преобладающим мотивом стихов Лилит Козловой является радость, жизнеутверждение, а подчас и ликование.
Выявлено большое богатство присутствующих в стихах Л.Козловой средств художественной выразительности.
Для передачи душевных состояний, широко используются разного вида тропы: особенно метафоры, оксюморон, эпитеты и сравнения.
По форме стихи Козловой Л.Н. включают три варианта: рифмованные, белые стихи и верлибр.
Жанр стихов определяется как лирический исповедальный, будь то её лирические стихи или философски-размышляющие.
Стихи разнообразны как по ритмике (дактиль, амфибрахий, анапест), так и по рисунку рифм.
Есть классические варианты, а есть неповторимые, собственные варианты чередования рифм.
Л. Козлова широко использует новаторский подход к языку. У неё много разного рода неологизмов, а в стихосложении встречается оригинальное рифмование.
Многие лирические стихи поэтесса объединяет в циклы.