Презентация на тему «Системно-деятельностный подход в обучении»
доклад на тему «Системно - деятельностный подход в обучении» дисциплина: Теории и технологии начального языкового образования направление подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» профиль «Начальное образование» ИНСТИТУТ ТЕХНОЛОГИЙ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» В Г. ВОЛГОДОНСКЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ подготовила студентка 2 курса Шабанова З. А. преподаватель: канд. соц. наук Лабунская В. И.
Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения. Г. Лихтенберг.
«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность». Б.Шоу «Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность». Б.Шоу «Скажи мне - и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне действовать самому – и я научусь.» Китайская мудрость
Проблемы современных школьников: бедность словарного запаса, ограниченность и шаблонность используемых в речи конструкций, употребление однозначных слов, отсутствие навыков логического анализа, узость кругозора.
Принцип традиционного урока “Делай как я – и все будет правильно”
Человек XXI века Предприимчивость Самостоятельность Ответственность Коммуникабельность Способность видеть и решать проблемы автономно Способность постоянно учиться Самостоятельно находить и применять нужную информацию Работать в команде
Системный подход это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни. Деятельностный подход психологические способности человека -это результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Системно-деятельностный подход
Д. Дьюи. В отечественной педагогике и психологии теория деятельности формировалась благодаря исследованиям Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова. Основные принципы деятельностного подхода в обучении: учёт интересов учащихся; учение через обучение мысли и действию; познание и знание-следствие преодоления трудностей; свободная творческая работа и сотрудничество.
Обязательным элементом на уроке является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме. Этапы деятельности: процесс вовлечения в деятельность; процесс целеполагания; процесс проектирования действий; процесс осуществления действий; процесс анализа результатов действий и сравнение их с поставленными целями.
. Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении - создание условий для проявления познавательной активности учеников
Действие учителя Действие ученика 1 этап: актуализация знаний учащихся, предъявление проблемной ситуации. 1 этап: закрепляет умение анализировать, обобщать, формулировать умозаключения. 2 этап: организует взаимодействие учащихся, организует решение, сбор и обсуждение результатов в парах. 2 этап: применение полученных ЗУН в измененных условиях (работа в паре), осуществление взаимоконтроля. 3 этап: организует поиск рационального способа решения учебной задачи, организует самостоятельное выполнение учащимися заданий, организует самопроверку уч-ся своих решений. 3 этап: закрепляет умение работать самостоятельно, контроль за правильностью выполнения своих действий. 4 этап: контроль и коррекция знаний, предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления. 4 этап: применение полученных ЗУН на практике, 5 этап: контроль за результатом учебной деятельности, оценка знаний. 5 этап: самостоятельное подведение итогов урока, самоанализ и самооценка.
Способы достижения результата Применение развивающих технологий, которые способствуют эффективности усвоения знаний учащимися, формируют у обучающихся интерес к русскому языку и литературе; проблемное обучение; развитие критического мышления; коллективная система обучения; дифференцированное обучение; проектная деятельность; информационно-коммуникационные технологии.
Элементы сравнения Традиционный подход: Составьте схемы слов Проверю, как вы справились с заданием Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой, научимся её писать Системно-деятельностный подход: Работая в паре, проведите звуковой анализ с помощью алгоритма Послушайте друг друга и проверьте по эталону Посмотрите на схемы и запишите слова письменно Почему не получается записать? Чему нужно научиться, чтобы выполнить задание?
Особенности урока в рамках деятельного подхода Элементы сравнения Традиционный урок Урок в режиме деятельности Формулировка темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Постановка целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определяют границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цель Планирование учащимися способов достижения цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану(применяется групповая и индивидуальная форма организации деятельности)
Элементы сравнения Традиционный урок Урок в режиме деятельности Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением практической работы Учащиеся осуществляют контроль( применение формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному эталону) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащихся осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание Учитель оценивает работу на уроке Учащиеся участвуют в оценочной деятельности по ее результату(самооценивание, результат деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще задание – одно для всех) Учащиеся могут выбрать задания предложенные учителем с учетом индивидуальных возможностей
Структура урока введения нового знания в рамках деятельностного подхода: 1.Мотивирование к учебной деятельности 2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 3.Выявление места и причины затруднения 4.Построение проекта выхода из затруднения 5.Реализация построенного проекта 6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 8.Включение в систему знаний и повторение 9.Рефлексия учебной деятельности на уроке
Этапы урока Организующая роль учителя 1 Мотивация к учебной деятельности Создаёт условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в деятельность («хочу») и выделения содержательной области («могу») 2 Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии Организует подготовку учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия: актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создаётся затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими. 3 Выявление места и причины затруднения Организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) фиксация места и шага, где возникло затруднение; 2) выявление причины затруднения – каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.
Этапы урока Организующая роль учителя 4 Построение проекта выхода из затруднения Организует процесс открытия нового знания, где учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, строят план достижения цели, выбирают метод разрешения проблемной ситуации. 5 Реализация построенного проекта Организует: обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися; выбор оптимального варианта, который фиксируется вербально и знаково. Уточняет характер нового знания. 6 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Организует усвоение учениками нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием (фронтально, в парах, в группах)
Этапы урока Организующая роль учителя 7 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Организует самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия и самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Создаёт , по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха. 8 Включение в систему знаний и повторение Организует выявление границ применения нового знания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. 9 Рефлексия учебной деятельности Организует оценивание учащимися собственной деятельности, фиксирование неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания
Критерии результативности урока 1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику 2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) 3. Используются разнообразные формы, методы и приёмы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе
Критерии результативности урока 4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы 5. Учитель эффективно (согласно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилам и творчески 6. На уроке задаются задачи и чёткие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся)
Критерии результативности урока 7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приёмы. 8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. 9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
Критерии результативности урока 10. Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. 11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. 12. На уроке осуществляется глубокое личностное взаимодействие «учитель-ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
Технологическая карта урока Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика УУД 1.Мотивация к учебной деятельности 2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии 3.Выявление места и причины затруднения 4.Построение проекта выхода из затруднения 5.Реализация построенного проекта 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 8.Включение в систему знаний и повторение 9.Рефлексия учебной деятельности