Статья «Системно-деятельностный подход к обучению в начальной школе. Особенности организации уроков»

2
1
Материал опубликован 22 September 2021

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 13»

 

Системно-деятельностный подход к обучению в начальной школе.

Особенности организации уроков.


 

Сидорец Светлана Муратовна

Учитель начальных классов

 

 

Троицк

Стаж моей педагогической деятельности в начальной школе 30 лет. За это время я работала по  программе «Школа России», «Школа 2100…», УМК «Гармония»,   в данный момент  обучение веду по Образовательной программе развивающего обучения системы Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.

(слайд 2). Особенностью урока этой психолого-педагогической системы является включение в него разнообразных групповых дискуссионных форм работы, в ходе которых дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем, а вырабатываются ими в ходе учебной дискуссии. В результате обучения по системе Эльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин.

( слайд 3). «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.  Чем труднее учителю,  тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать  на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик ».
Л. Н. Толстой

  ( слайд 4).            В Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения подчёркивается необходимость создания качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы.    В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:

становление личности младшего школьника,

- раскрытие его индивидуальных возможностей.

Задача учителя начальной школы состоит в том, чтобы сформировать класс как учебное сообщество, желающее и умеющее учиться сообща (внутри которого, как известно, происходит становление индивидуальности личности).              

 Особенно благоприятным  периодом  развития ин­теллекта  является младший школьный возраст, когда наиболее интенсивно развиваются восприятие, внимание, фор­мы мышления. Значит, нужно предусмотреть такое построение учебного процесса, при котором на каждом этапе урока формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.

В 1 классе главной формой учебной деятельности является совместная деятельность: эмоциональная поддержка, что особенно важно в период адаптации. Другая цель– совместное решение проблемы, стоящей перед учениками. Овладение способом совместной деятельности и его рефлексия в 1 классе создают предпосылку для овладения в дальней­шем коллективно-распределенной деятельностью.

Особой формой отношения, как самих учеников, так и учеников и учителя является сотруд­ничество. Переход от совместной к коллективно-распределен­ной деятельности происходит во 2 классе.

( слайд 5). Первый этап — освоения групповой работы. Происходит формирование, дальнейшее развитие коллектива. Самостоятельность детей возраста­ет, они могут самостоятельно ставить учебные задачи и решать их;

На втором этапе основной формой становится межгрупповая дискуссия .

На третьем этапе формируется группа, которая способна самосто­ятельно оценить новую учебную задачу, выбрать способ совместной работы .

( слайд 6). Обучение в системе Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова носит ха­рактер постоянной, но постепенной передачи ребенку педаго­гических приемов. В конце концов, ученик должен стать субъек­том учебной деятельности и начать ставить перед собой соответствующие учебные задачи.

Уже в 1 — 2 классах в ходе итоговой рефлексии учащиеся могут выделить, назвать задачу следующего урока. Даже шестилетние первоклассники способны восстановить эту логику по просьбе взрослого.

( слайд 7). Например, на уроках обучения грамо­те, знакомясь с первыми буквами, обозначающими согласные звуки, парные по звонкости-глухости, дети следуют за логи­кой учителя. Они осуществляют полный звуковой анализ слова, выделяют «новый» звук; выясняют все его характеристи­ки — исследуют его; составляют модель звука; обозначают его буквой; выясняют работы буквы этого звука; находят место буквы в «Городе букв»; учатся писать новую букву.(слайд 8).

К 3 классу дети способ­ны определять круг частных задач, вытекающих из учебной. Например, открыв общий способ проверки орфограмм слабых позиций в корне слова, учащиеся сразу предлагают проверить, работает ли этот закон для приставок, суффиксов, окончаний, т. е. фактически выстраивают (составляют) план работы на те­кущий учебный год..

В 4 классе учащиеся способны планировать уроки и подбирать задания к каждой части плана.

(Слайд 9). Урок в РО имеет особую постоянную психологическую структуру.

Межличностный контакт. (пространство душевного комфорта).

Совместные межличностные переживания должны быть использованы для перехода к совместной деятельности.

Включение ребенка в конкретную предметную деятельность. Учащиеся с удовольствием возвращаются к освоенному накануне способу действия (чем занимались вчера на уроке, что нового узнали?) Здесь важно переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика.

Создание проблемной ситуации. Возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность детей.

Организация учебных действий. Возможность ясно осознать отличие старого знания от нового.

Выбор формы работы: фронтальной, групповой, комбинированной.

Пауза перед решением. Задача проанализирована. Коллективная деятельность сменяется индивидуальной мыслительной работой.

Кульминация. Нахождение нового способа решения задачи, построение модели (эврика!)

Эпилог. Придает уроку целостность, совершается рефлексия пути, движения урока, обосновывается решение

Центральной задачей 1 класса является формирование мотивации учебной деятельности.

Уже в 1 полугодие проводится работа в малых группах, работы по овладению детьми нормами сотрудничества.

В 1 классе работа в группе обязательно должна завершать­ся рефлексией того, как ребята смогли организовать обсужде­ние без участия взрослого.

(слайд 10). При проведении рефлексии можно использовать специаль­ную таблицу.

Особенности осуществления работы групп на уроке

Показатели для оценивания

Группа

 

1

2

3

4

Обсуждали вежливо

 

 

 

 

Распределили задания

 

 

 

 

Говорили по очереди

 

 

 

 

Старались понять мнение других

 

 

 

 

Убедились, что все согласны с общим мнением

 

 

 

 

Результат изобразили аккуратно

 

 

 

 

 

Показатели для оценивания представляют собой некоторые нормы, правила совместной работы. Представители групп заполняют таблицу по окончании работы. Желательно, чтобы в 1 классе заготовка таблицы постоянно находилась в поле зрения учащихся.

Ко второму полугодию 2 класса, учащиеся могут оценивать работу группы без специальных опор.

Подвести итог работы в группе можно с помощью вопросов:

- Как работала ваша группа?

- Все ли дети приняли участие в работе?

Как вы понимали друг друга?

Ты доволен своей работой в группе?

- Что вы в следующий раз сделаете по-другому?

      Многолетняя практика убедила в том, что учитель на начальном этапе обучения должен дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить способность к самопознанию, пониманию своей индивидуальности, сформировать потребность учиться  и саморазвиваться. Использую методы исследовательского характера, дискуссии, познавательные игры, интегрированные уроки с применением ИКТ.

У ребенка Формируются учебные действия

(слайд 11). С приходом в школу осуществляется переход от игровой деятель­ности к учебной. Хорошо знакомые по дошколь­ному опыту практические действия

позволяют осуществить переход от одной деятельности к другой;

помогают ребенку увидеть неизвестные свойства в извест­ных объектах;

становятся источником возникновения учебных дей­ствий.

(слайд 12). Происходит Обогащение практического действия

Выполняя на уроке русского языка знакомое практическое действие (произнесение слов) совместно, дети от­крывают новое для себя знание (представление о природе зву­ков, составляющих слово). Завершение работы вопросами типа: «Зачем мы делали ..., ведь мы умели это и раньше?», «Что но­вого вы узнали?» и т. п. способствует зарождению рефлексии.

(слайд 13).

У: Послушайте: осень. Что я произнесла?

Д.: Вы произнесли слово.

У: Что можно сделать со словом?

 

Д.: Слово можно прочитать, написать, сказать, услышать.

У: А из чего оно состоит?

Д.: Из букв. Из слогов. Из звуков.

У: Из любых звуков можно составить слово?

Д.: Да.

У: Тогда слушайте (учитель хлопает в ладоши, стучит ручкой по столу). Это звуки?

Д-: Да.

 

У: А какое слово вы услышали?

Д.: Никакого. Непонятно.

У:Ведь вы сказали, что слово можно составить из лю­бых звуков?

 

Д.: Из человеческих.

У: Слово состоит из звуков человеческой речи. А чем эти звуки отличаются от всех остальных?

Д.: Их говорят люди.

 

У: Вы можете произнести звуки?

Д: да.

У.: Тогда произнесите.

 

У: Что вам помогает их произносить?

Д.: Нам помогают губы, зубы, язык.

У.: А еще нам помогают голосовые связки. Положите ладошку на горло, произнесите звук [а]. Что вы заметили?

Д.: Что-то дрожит.

 

У: Это напрягаются голосовые связки, которые тоже участвуют в произношении звуков. Что вы сейчас делали?

Д.: Произносили звуки.

У: Зачем вы это делали, ведь вы давно это умеете?

Д.: Умели, но не думали, как это делать. Это как на математике, когда мы сравнивали предметы.

У: Что важное вы сейчас узнали?

Д.: Мы узнали, что слова состоят из человеческих звуков. Чтобы появилось слово, работают голосовые связки. Их можно почувствовать.


 

( слайд 14). Формируется Учебное действие анализа. Перво­классники обнаруживают неизвестные свойства в знакомых предметах.

(Слайд 15). На одном из первых уроков математики дети сталкивают­ся с необходимостью подбора предмета, равного данному по пло­щади. В дошкольном опыте детей есть сравнение предметов по этому признаку. При этом они пользуются словами «большой», «маленький», как правило, не осознавая способа сравнения и не зная названия признака.

(Слайд 16). Детям предлагается выбрать из 4—5 кругов подходящие, такие же, как дно бочки, которая была у Незнайки (см. учеб­ник математики Э.И. Александровой для 1-го класса).

У: Как будем действовать?

Д.: Надо сравнить эти круги с дном бочки. Нужно наложить круг на круг. А по какому признаку сравнивать?

У: Спасибо! Это очень важный вопрос! Повтори его, пожалуйста, еще раз.

Они поглаживают ладошкой по­верхность фигуры, показывая, что должно совпасть.)

У: Как вы назовете этот признак?

(например, «место»)

учитель предлагает слово «площадь» как общепринятое.

 

У: Что мы выяснили сейчас?

Д.: Что круги нужно сравнить по площади. (Дети вспоминают предложение одноклассника наложить круг на круг.) отыс­кивают круг, равный по площади дну бочки

У: Что нам нужно было сделать?

 

Д.: Нужно было подобрать круг, такой же, как дно у бочки.

У: Удалось ли нам это сделать?

Д.: Да.

У: Что мы при этом выяснили?

Д.: Мы узнали, что есть новый признак. Это площадь. Узнали, как сравнивать по площади. Путем наложения друг на друга.

У: Значит, вы умеете сравнивать по площади и можете показать и рассказать, как это делать?

Д.: Да. Можем.

(На следующем уроке учитель предложит детям для сравнения по площади фигуры разной формы, что позволит конкретизировать спо­соб сравнения.)


 

(Слайд 17). Действие моделирования.

Задачу составления и чтения предложений дети решают практически: проговаривают каждое слово, выбирают соответ­ствующую модель

(слайд 18).

У: Как зовут веселого человечка, который любит плюшки, варенье, сладости?

Д.: Карлсон.

 

У: Что называет это слово?

Д.: Предмет.

У: Покажите модель этого слова.

 

У.: Что любит больше всего делать Карлсон?

Д.: Есть.

У.: Что называет это слово?

Д.: Действие.

У.: Покажите модель этого слова.

 

У: У нас получилось предложение?

Д.: Карлсон ест.

У: Вы будете составлять новые предложения?

Д.: Да. А можно и сюда добавить слова.

У: Как вы думаете, обязательно ли составлять новое предложе­ние?

Д.: Не обязательно. Нет.

 

У: Любые ли слова можно вставить в это предложение?

Д.: Да. Нет.

 

У: Хорошо, подберите такие слова, которые могут жить в этом предложении.

В результате получилось такое предложение: «Веселый Карл­сон ест вкусное варенье на крыше».)


 

(Слайд 19). В процессе конструирования и использо­вания предметных моделей ребенок может отделить исследуемое свойство предмета от самого предмета, что является основой моделиро­вания.

(слайд 20). Конструирования графической модели.

В течение урока дети сравнивали предметы по объему, пос­ле чего им предложили каким-то образом зафиксировать то, что они делали. Анализируя возможные варианты, дети прихо­дят к выводу о том, что прежде всего нужно рассказать о равен­стве объемов. Отношение равенства и фиксируется в созданной модели.

У перво­классников появляется новое средство, позволяющее фиксировать способ действия с величинами и отношения между ними, — графичес­кая модель.)

Учебное действие контроля. Постепенно младшие школьники осваивают опера­ции на уровне самоконтроля.

С самооценки со способности понять, что « я это знаю и умею», «я этому не совсем научился», «я этого совсем не знаю», начинается учебная самостоятельность ученика. Поэтому одна из главных задач, которую ставит перед собой учитель 1 класса – это формирование у детей умение оценивать результат своей учебной деятельности. Для первоклассников самым удобным инструментом для оценки оказались «волшебные линеечки»

Слайд 21.

Этап урока. На уроке обучения грамоте учащимся было предложено выполнить звуко-буквенный анализ слова дружина

На вопрос учителя: «Какие действия надо совершить?»,- ученики ответили:

1 шаг – составить звуковую запись

2 шаг – обозначить звуки буквами

Так на доске появляются» линеечки»

На 1 линеечке оценивается умение составлять звуковую запись.

На 2 линеечке оценивается умение обозначать звуки буквами.

Слайд 22. 2-й этап урока. Учащимся было предложено потренировать­ся в записи слов с изученными орфограммами.

Учитель: Какие шаги нам помогут написать слово без оши­бок?

Карина: 1-й шаг — записать слово; 2-й шаг — проверить сло­во дужками по слогам; 3-й шаг — проверить написание орфо­граммы.

На доске шкала.

Записывая слово чашка, ученик выполняет пошаговый кон­троль.

Камилла: Я записала слово чашка. (Ставит « + » под шкалой.). В слове есть орфограмма: ча пиши с буквой а.

Во 2 полугодие 1 класса учащиеся могут уже сами выдвигать критерии и выбирать важный из них.

Слайд 23. 3 этап. Учитель предлагает самостоятельно записать слова с изученными орфограммами – шейка, щуплый, Женя.

После записи слов предлагает выбрать критерий, по которому можно оценить работу.

Дети предлагают: Я умею писать слова; Я записываю слова аккуратно; Я умею писать слова с орфограммами;

После обсуждения дети выбирают критерий «я умею писать слова с орфограммами». В тетрадях чертят шкалу.

Надо оценить орфограммы отдельно. Всего 4 орфограммы. Если 4 орфограммы написаны без ошибок, поставим крестик на вершинке. Если 2 орфограммы без ошибок (половина работы), то крестик поставим на середин­ке. Если 3 орфограммы без ошибок, то крестик ниже вершинки.

Таким образом, на одном задании показаны два способа само­оценки учащихся своей работы.

3. После того как каждый ученик сам себя оценил, учитель предлагает посмотреть, на какой части шкалы расположился его крестик.

Учитель: Какой вывод можно сделать по вашей оценочной шкале?

Даниил: Я научился писать слова с орфограммами, мой крес­тик на вершинке.

Формирование действия самоконтроля и самооценки может происходить и при работе в группе.

Слайд 24. 4 этап. Каждая группа получила текст, в котором допущены ошибки.

Учитель: Ваша задача - найти и исправить ошибки. Как бу­дете действовать?

Федор: 1-й шаг — прочитаем предложение. 2-й шаг — прове­рим «дужками». 3-й шаг — проверим орфограммы. 4-й шаг — ис­правим ошибки.

Затем дети распределили обязанности в группе и работали, контролируя каждый свой шаг. Распределение обязанностей в группе происходило по-разному. Так, в одной группе дети дого­ворились, что они будут работать с каждым словом по очереди: один проверяет слово, остальные его контролируют, соглашаясь с ним или нет. А в другой группе дети распределили между со­бой шаги: один ученик отвечал за 1-й шаг, следующий — за 2-й и т. д.

По окончании совместной работы представители групп высту­пали. Каждый из них рассказывал, какие ошибки были найдены. Любое несогласие являлось предметом обсуждения групп между собой.

Так, одна из групп засомневалась в написании слова цэлый и поставила знак вопроса над буквой э.

Семен: Нет, мы не согласны, это орфограмма «ц под ударени­ем пиши с буквой е».

После объяснения группа исправила свою неточность.

( слайд 25). С 1 класса начинается работа в паре и в группах. Групповая работа – одна из самых  продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, так как она позволяет:

- дать каждому ребёнку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера;

- дать каждому ребёнку возможность утвердиться в себе;

- дать каждому ребёнку опыт  выполнения функций контроля и оценки, позже – целеполагание и планирование;

- дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения.

      Групповая форма работы создает условия для формирования таких качеств личности как коммуникативность, информационная грамотность, умение работать в команде. Переходным этапом к проведению групповой работы является работа в парах. При работе в паре каждый ученик должен объяснить. Какой вариант ответа он выбрал и почему. Таким образом, работа в парах (позже – четверках) ставит ребенка в условия необходимости активной речевой деятельности, развивает умение слушать и слышать. В ходе такой работы ребенок учится сам оценивать результаты своей деятельности.

( слайд 26).  Ценность метода групповой работы на уроке в том, что:

·              групповая работа заставляет учащегося ставить цели и находить  способы достижения этой цели;

·              групповые формы взаимодействия намного прочнее удерживают       внимание ученика и его включенность в работу;

·               приучают детей обращать внимание не только на свои знания и умения, но и контролировать усвоение знаний и качество работы товарища;

·              групповая работа заставляет каждого ребенка высказаться, предварительно выслушав и проанализировав ответы других.  То есть, у детей постепенно формируются нормы сотрудничества, культуры общения, что позволит в дальнейшем  строить отношения с другими людьми;

·              в работе группы реализуются воспитательные задачи: воспитание дружбы, коллективизма, ответственности, инициативности, толерантности  к другим.

Задача групповой работы считается выполненной, если каждый ученик в группе  может решить, объяснить, как решали ее.

Задание 3

( слайд 27). Проектная задача «Построй дом». Работа в группах

Цель, которую должны достичь дети: построить дом, изготовив самостоятельно материал для строительства.

Задание 1. Вам необходимо изготовить «бревна» (полоски) заданной длины для каждой стенки дома. Для этого придется воспользоваться меркой Е и найти (длины полосок), описываемых с помощью формул, чертежей или схем. Данное задание состоит в изготовлении требуемого материала.- полосок нужной длины для дальнейшего строительства – укладки стенок дома.

Слайд 28 Повторение мерки.

Слайд 29-30 Комплекты сборок для каждой команды

Слайд 31. Представление сборочных чертежей для стенок дома и крыши.

Уложите бревна на листе по заданным чертежам.

Этот этап включает не только действие по образцу, но и контрольную функцию. Если дети ошиблись в выполнении первого задания, они могут вернуться к первой части работы, что позволяет судить о сформированности действий самоконтроля и взаимопомощи.

Слайд32. Сборка дома.

Слайд 33. Рефлексия. (Чья стена самая лучшая? Что было для тебя самым трудным? Чем интересна работа? Понравился ли тебе дом?)

На уроках системы Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова преимущественно используются продуктивные методы обучения, ученик добывает новые знания в результате творческой деятельности. Применение технологии проблемного обучения учит ребят ставить вопросы (проблемы) и искать на них ответы, что является важнейшим фактором роста качества обучения. Активно применяю метод моделирования: устанавливается соответствие между предметными, графическими, схематическими и символическими моделями. Широко использую метод сравнения. Иногда сравнение выступает как самостоятельная проблема, помогает глубже понять предметы и явления. С помощью сравнения устанавливается сходство и различие предметов и явлений по определенным признакам.

        Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одарённых детей и работой с ними. В современную эпоху, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
Слайд 34…Работа проводится в урочное и внеурочное время. Развитию одарённости обучающихся  способствует, на мой взгляд, творческий характер образовательного процесса, активизация поисковой активности, развитие исследовательских навыков, творческих способностей,  качественное усвоение знаний. Процесс планирую  так, чтобы дать детям возможность почувствовать себя поисковиками – исследователями. Активное участие принимают мои ребята в городских, региональных, всероссийских, международных научно-практических конференциях и   конкурсах. Для меня главное – всё, что я делаю, должно работать на личностный рост моих учеников. Я учу детей любить мир и людей, стремиться познавать новое, вести здоровый образ жизни. Стремлюсь к тому, чтобы обучение в школе стало интересным и радостным для моих ребят, имело развивающий характер. Выбираю такие формы работы, через которые информационное поле ребёнка насыщается позитивными образами, расширяющими горизонт его знаний и побуждающими к созидательной деятельности.

Слайд . Чтобы у младших школьников (а затем и у школьников

старших классов) формировалась полноценная учебная

деятельность, они должны систематически решать

учебные задачи.

В.В. Давыдов

Результат учебной деятельности, в которой происходит

усвоение научных понятий, прежде всего изменение

самого ученика, его развитие. В общем виде можно

сказать, что это изменение есть приобретение

ребенком новых способностей, т. е. новых способов

действий с научными понятиями.

Д.Б. Эльконин

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Хотелось бы видеть сами слайды, которые указаны в работе.

23 September 2021