Статья «Системно – деятельностный подход в обучении информатики»
Системно – деятельностный подход в обучении информатики.
Шипилова Светлана Львовна,
Учитель информатики
МКОУ Грибановской СОШ №3 Воронежской области
В настоящее время ставятся различные проблемы перед школьным образованием. Одной из проблем является подготовка к жизни и профессиональной деятельности в условиях высокоразвитой информационной среды и возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий.
На уроках информатики учитель формирует у учеников информационную компетентность. Которая является одной из приоритетных в современном образовании и носит общеучебный и общеинтеллектуальный характер. Реализации таких задач как: преобразование информационных объектов с помощью средств информационных технологий ,научное и целостное мировоззрение основанное на понимании законов в природе и обществе, правовые и этические нормы поведения людей в информационной среде. Способствует системно-деятельностный подход в обучении в соответствии с новыми образовательными стандартами.
Такой подход в обучении строится на следующих принципах:
Принцип деятельности. Ученик не получает знания в готовом виде, а добывает их сам, осмысливает свою учебную деятельность активно участвует в совершенствовании и понимании систем и норм формы обучения.
Принцип непрерывности. Преемственность на всех ступенях и этапах обучения на уровне технологий содержания и методик с учетом возрастных особенностей развития детей.
Принцип целостности. Системное представление о мире : природе, самом себе, обществе, о мире деятельности, о месте каждой науки в системе наук.
Принцип минимакса. Школа предлагает ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечивает при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Принцип психологической комфортности. Отсутствие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, доброжелательная атмосфера на уроках и во внеурочное время, диалоговые формы общения, использование идей педагогики сотрудничества.
Принцип вариативности. Систематический перебор вариантов и адекватное принятие решений в ситуациях выбора.
Принцип творчества. Приобретение учащимися опыта творческой деятельности ориентация на творческое начало в образовательном процессе.
Рассмотрим пример объяснительно- иллюстративного метода, который включает в себя следующие этапы урока:
Сравним его с системно- деятельностным методом:
При данном сопоставлении четка, видна особенность системно-деятельностного метода, которая заключается в том, что дети самостоятельно «открывают» новые знания в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.
Традиционное обучение |
Системно-деятельностный подход |
основан на принципе доступности; |
опирается на зону ближайшего развития; |
обучающиеся выступают в роли объектов; |
2) обучающиеся действуют как субъекты; |
направлен на усвоение определенной суммы знаний; |
3) нацелен на усвоение способов познания; |
эмпирический способ познания развивает обыденное мышление; |
4) развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания; |
обучающиеся усваивают частные способы решая конкретные практические задачи; |
5) обучающиеся усваивают общие способы умственной деятельности; |
формируется человек способный к исполнительной деятельности. |
6) формируется личность способная к самостоятельной творческой деятельности. |
Мы видим, что в процессе обучения лежат разные принципы преподавания нового материала и взаимодействия ученика и учителя.
|
Традиционный процесс обучения |
Образовательная деятельность при деятельностном подходе |
Задействованная сторона мышления |
Воспроизводящая сторона мышления (репродуктивная) |
Творческая сторона мышления (продуктивная) |
Деятельность педагога |
Трансформация знаний и истин в готовом виде от педагога ребенку |
Учит мыслить путем создания и разрешения проблемных ситуаций, организации исследовательской, поисковой деятельности детей, направленной на открытие нового в процессе решения проблем |
Деятельность ребенка |
Восприятие и запоминание знаний в готовом виде как истин в последней инстанции |
Приобретает поисковый, исследовательский характер в процессе решения проблем, открытия новых знаний и способов действий |
Приведу для сравнения структуру традиционного урока и урока на основе системно-деятельностного подхода
Требования к уроку |
Урок традиционной формы |
Урок современного типа |
Объявление темы урока |
Учитель сообщает ученикам |
Учитель подводит учеников к осознанию темы, учащиеся сами формулируют тему урока |
Сообщение целей и задач |
Учитель сообщает учащимся, чему должны научиться. Уже сформулированные цели и задачи. |
Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач. Формулируют сами учащиеся. |
Планирование |
Учитель сообщает ученикам какую работу нужно выполнить для достижения цели. |
Учитель помогает советом, способ достижения цели планируют сами учащиеся |
Изучение нового материала |
Учитель излагает новый материал |
Учащиеся самостоятельно или в группах добывают знания, учитель выступает в роли консультанта. |
Практическая деятельность учащихся |
Учащиеся выполняют ряд практических задач под руководством учителя. Часто применяется фронтальный метод деятельности. |
Учащиеся работают индивидуально или в группах по намеченному плану. Учитель консультирует. |
Осуществление контроля |
Контролирует учитель выполнение практической работы учащимися |
Применяются формы самоконтроля и взаимоконтроля учитель консультирует. |
Осуществление коррекции |
По ходу выполнения работы учащимися, учитель осуществляет коррекцию. |
Ученики определяют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель помогает, советует, консультирует. |
Оценивание учащихся |
Осуществляет учитель на уроке |
Применяется самооценка, оценивание результатов товарищей учащиеся дают оценку сами, учитель консультирует |
Итог урока |
Учитель выясняет, что запомнили ученики |
Проводится рефлексия |
Домашнее задание |
Учитель объясняет домашнее задание |
Учащиеся сами выбирают задание с учётом индивидуальных возможностей. |
Для организации деятельности учащихся на уроке таким образом, чтобы они не получали знания в готовом виде, а добыли их самостоятельно, необходимо чтобы знания были результатом их собственных поисков. Учитель организовывает эти поиски, управляет учащимися, развивает их познавательную деятельность. В традиционной форме обучения, в первую очередь, необходимо вложить в ученика знания. Целью новых образовательных стандартов является: «Развить умение учиться».
Рассмотрим сравнение традиционного обучения и системно-деятельного подхода на примере преподавания информатики тема: «Графические возможности текстового редактора».
Этап урока |
Традиционный урок |
Деятельностный урок «Урок открытия новых знаний» |
1 Организационный момент. |
Учитель сообщает тему урока, план урока.
|
Учитель задает практическую задачу, например: изготовление буклета. Необходимо вставить в тестовый документ чертежи, схемы, графику и т.д. Тогда буклет станет не только более наглядным, но и профессионально законченным. Обучающимся демонстрируются примеры буклетов. Формулируется тема урока «Графические возможности текстового редактора»
|
2 Актуализация опорных знаний |
Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, тестирование и т.д.
|
Учащиеся решают определенные задачи с помощью личных рассуждений и наводящих вопросов вникают в тему урока. |
3 Объяснение нового материала |
Используется объяснительно-иллюстративный метод |
Путем наводящих вопросов учитель направляет работу учащихся. Ученики предлагают, с помощью каких инструментов текстового редактора можно выполнить задание, намечают план решения. Обсуждаются различные варианты, предложенные одноклассниками, и выбирается наиболее удачный вариант. Учащиеся самостоятельно добывают новые знания.
|
4 Закрепление нового материала |
Преобладают репродуктивные методы В основном фронтальная работа. |
1) Осуществляется пробное учебное действие (индивидуально или в парах). 2) Самостоятельная работа с проверкой себя по эталону (индивидуальная форма работы)
|
5 Рефлексия |
Учитель и обучающиеся обсуждают, что нового узнали на уроке, чему научились. |
Проводится самоанализ деятельности и её результатов. Сегодня я узнал … Было интересно … Я понял, что … Теперь я могу … Я почувствовал, что … Я приобрел … Я попробую … Меня удивило … |
6 Постановка домашнего задания. |
Домашнее задание (параграф учебника и практическое задание) |
Творческое проектное задание |
Организовать урок таким образом можно, если новый материал тесно связан с раннее изученным.
При такой организации урока учитель выступает в роли тьютера. Позиция педагогической поддержки должна быть такой: «Не делать за ученика, а помогать преодолевать проблему, оказывать только адресную помощь ребенку»
Несмотря на принципиально другую ориентацию обучения, системно-деятельностный подход удачно вписался в мою методическую систему, потому что он используется мною в организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся.
Таким образом, системно – деятельностный подход обеспечивает саморазвитие и непрерывное образование; активную учебно – познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Литература.
Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов/ А.Г. Асмолов // Практика образования.-2008.- №2.
Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. — М.: Просвещение, 1986.
Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.
Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.-С.13-27.
Дмитриев С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. — 2003.- N 6. — С. 30-39.