Статья «Системно – деятельностный подход в обучении информатики»

0
0
Материал опубликован 25 April 2018

Системно – деятельностный подход в обучении информатики.

Шипилова Светлана Львовна,

Учитель информатики

МКОУ Грибановской СОШ №3 Воронежской области

В настоящее время ставятся различные проблемы перед школьным образованием. Одной из проблем является подготовка к жизни и профессиональной деятельности в условиях высокоразвитой информационной среды и возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий.

На уроках информатики учитель формирует у учеников информационную компетентность. Которая является одной из приоритетных в современном образовании и носит общеучебный и общеинтеллектуальный характер. Реализации таких задач как: преобразование информационных объектов с помощью средств информационных технологий ,научное и целостное мировоззрение основанное на понимании законов в природе и обществе, правовые и этические нормы поведения людей в информационной среде. Способствует системно-деятельностный подход в обучении в соответствии с новыми образовательными стандартами.

Такой подход в обучении строится на следующих принципах:

Принцип деятельности. Ученик не получает знания в готовом виде, а добывает их сам, осмысливает свою учебную деятельность активно участвует в совершенствовании и понимании систем и норм формы обучения.

Принцип непрерывности. Преемственность на всех ступенях и этапах обучения на уровне технологий содержания и методик с учетом возрастных особенностей развития детей.

Принцип целостности. Системное представление о мире : природе, самом себе, обществе, о мире деятельности, о месте каждой науки в системе наук.

Принцип минимакса. Школа предлагает ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечивает при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

Принцип психологической комфортности. Отсутствие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, доброжелательная атмосфера на уроках и во внеурочное время, диалоговые формы общения, использование идей педагогики сотрудничества.

Принцип вариативности. Систематический перебор вариантов и адекватное принятие решений в ситуациях выбора.

Принцип творчества. Приобретение учащимися опыта творческой деятельности ориентация на творческое начало в образовательном процессе.

Рассмотрим пример объяснительно- иллюстративного метода, который включает в себя следующие этапы урока:

Сравним его с системно- деятельностным методом:

При данном сопоставлении четка, видна особенность системно-деятельностного метода, которая заключается в том, что дети самостоятельно «открывают» новые знания в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.

Традиционное обучение

Системно-деятельностный подход

основан на принципе доступности;

опирается на зону ближайшего развития;

обучающиеся выступают в роли объектов;

2) обучающиеся действуют как субъекты;

направлен на усвоение определенной суммы знаний;

3) нацелен на усвоение способов познания;

эмпирический способ познания развивает обыденное мышление;

4) развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания;

обучающиеся усваивают частные способы решая конкретные практические задачи;

5) обучающиеся усваивают общие способы умственной деятельности;

формируется человек способный к исполнительной деятельности.

6) формируется личность способная к самостоятельной творческой деятельности.


 

Мы видим, что в процессе обучения лежат разные принципы преподавания нового материала и взаимодействия ученика и учителя.

 

Традиционный процесс обучения

Образовательная деятельность при деятельностном подходе

Задействованная сторона мышления

Воспроизводящая сторона мышления (репродуктивная)

Творческая сторона мышления (продуктивная)

Деятельность педагога

Трансформация знаний и истин в готовом виде от педагога ребенку

Учит мыслить путем создания и разрешения проблемных ситуаций, организации исследовательской, поисковой деятельности детей, направленной на открытие нового в процессе решения проблем

Деятельность ребенка

Восприятие и запоминание знаний в готовом виде как истин в последней инстанции

Приобретает поисковый, исследовательский характер в процессе решения проблем, открытия новых знаний и способов действий  

 

Приведу для сравнения структуру традиционного урока и урока на основе системно-деятельностного подхода

Требования к уроку

Урок традиционной формы

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает ученикам

Учитель подводит учеников к осознанию темы, учащиеся сами формулируют тему урока

Сообщение целей и задач

Учитель сообщает учащимся, чему должны научиться. Уже сформулированные цели и задачи.

Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач. Формулируют сами учащиеся.

Планирование

Учитель сообщает ученикам какую работу нужно выполнить для достижения цели.

Учитель помогает советом, способ достижения цели планируют сами учащиеся

Изучение нового материала

Учитель излагает новый материал

Учащиеся самостоятельно или в группах добывают знания, учитель выступает в роли консультанта.

Практическая деятельность учащихся

Учащиеся выполняют ряд практических задач под руководством учителя. Часто применяется фронтальный метод деятельности.

Учащиеся работают индивидуально или в группах по намеченному плану. Учитель консультирует.

Осуществление контроля

Контролирует учитель выполнение практической работы учащимися

Применяются формы самоконтроля и взаимоконтроля учитель консультирует.

Осуществление коррекции

По ходу выполнения работы учащимися, учитель осуществляет коррекцию.

Ученики определяют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель помогает, советует, консультирует.

Оценивание учащихся

Осуществляет учитель на уроке

Применяется самооценка, оценивание результатов товарищей учащиеся дают оценку сами, учитель консультирует

Итог урока

Учитель выясняет, что запомнили ученики

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объясняет домашнее задание

Учащиеся сами выбирают задание с учётом индивидуальных возможностей.


 


 

Для организации деятельности учащихся на уроке таким образом, чтобы они не получали знания в готовом виде, а добыли их самостоятельно, необходимо чтобы знания были результатом их собственных поисков. Учитель организовывает эти поиски, управляет учащимися, развивает их познавательную деятельность. В традиционной форме обучения, в первую очередь, необходимо вложить в ученика знания. Целью новых образовательных стандартов является: «Развить умение учиться».

Рассмотрим сравнение традиционного обучения и системно-деятельного подхода на примере преподавания информатики тема: «Графические возможности текстового редактора».

Этап урока

Традиционный урок

Деятельностный урок

«Урок открытия новых знаний»

1 Организационный момент.

Учитель сообщает тему урока, план урока.

 

Учитель задает практическую задачу, например: изготовление буклета. Необходимо вставить в тестовый документ чертежи, схемы, графику и т.д. Тогда буклет  станет не только более наглядным, но и профессионально законченным. Обучающимся демонстрируются  примеры буклетов.

Формулируется тема урока «Графические возможности текстового редактора»

 

2 Актуализация опорных знаний

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, тестирование  и т.д.

 

Учащиеся решают определенные задачи с помощью личных рассуждений и наводящих вопросов вникают в тему урока.

3 Объяснение нового материала

Используется объяснительно-иллюстративный метод

Путем наводящих вопросов учитель направляет работу учащихся. Ученики предлагают, с помощью каких инструментов текстового редактора можно выполнить задание, намечают план решения. Обсуждаются различные варианты, предложенные одноклассниками, и выбирается наиболее удачный вариант.  Учащиеся самостоятельно добывают новые знания.

 

4 Закрепление нового материала

Преобладают репродуктивные методы

В основном фронтальная работа.

1) Осуществляется пробное учебное действие (индивидуально или в парах).

2) Самостоятельная работа с проверкой себя по эталону (индивидуальная форма работы)

 

5 Рефлексия

Учитель и обучающиеся обсуждают, что нового узнали на уроке, чему научились.

Проводится самоанализ деятельности и её результатов.

Сегодня я узнал …

Было интересно …

Я понял, что …

Теперь я могу …

Я почувствовал, что …

Я приобрел …

Я попробую …

Меня удивило …

6 Постановка домашнего задания.

Домашнее задание (параграф учебника и практическое задание)

Творческое проектное задание

Организовать урок таким образом можно, если новый материал тесно связан с раннее изученным.

При такой организации урока учитель выступает в роли тьютера. Позиция педагогической поддержки должна быть такой: «Не делать за ученика, а помогать преодолевать проблему, оказывать  только  адресную помощь ребенку»

Несмотря на принципиально другую ориентацию обучения,  системно-деятельностный  подход удачно вписался в мою методическую систему,  потому что он используется мною в организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся.

Таким образом, системно – деятельностный подход обеспечивает саморазвитие и непрерывное образование; активную учебно – познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.


 


 


 

Литература.

Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов/ А.Г. Асмолов // Практика образования.-2008.- №2.

Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. — М.: Просвещение, 1986.

Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.

Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.-С.13-27.

Дмитриев С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. — 2003.- N 6. — С. 30-39.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.