12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Белова Елена Ивановна23
Россия, Чувашская респ., Чебоксары

Системно деятельностный подход

 Современный этап развития общества ставит перед школой новые сложные задачи, решить которые возможно только при глубоком анализе имеющихся достижений на основе четко спланированной деятельности. Главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.   Задача школы в нынешних условиях – добиться  существенного повышения эффективности в формировании и развитии творческой активности школьников, обеспечение условий выработки самостоятельности, творческой активности учащихся, усвоение общественно-исторического опыта не в накоплении, а в преобразовании уже имеющихся знаний, в их активной творческой переработке и в получении на этой основе новых знаний.

В этом сложном процессе важную роль играет системно-деятельностный подход в обучении, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест и предполагает ориентацию на результат образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования. Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».

И вот здесь велика роль учителя. Я стараюсь во главу угла ставить задачу развития самодеятельности учащихся, благодаря которой человек впоследствии станет распорядителем своей судьбы. Естественно происходит отказ от авторитарного стиля общения в пользу демократического. Я работаю над созданием такой модели системы обучения учащихся, которая позволила бы учащимся повысить мотивацию к обучению математике, создать условия для развития математических способностей детей, приобрести специальные учебные навыки с учетом индивидуальных желаний и способностей.

Обучение организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании.

Деятельностный   подход   на  уроках осуществляется через:

-моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;

-использование активных и интерактивных методик;

-участие в проектной деятельности, владение приёмами  исследовательской деятельности;

-вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную  деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.

Учащиеся:

-работают с источниками  информации, с современными средствами коммуникации;

-решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;

-аргументируют защиту своей позиции;

-выполняют творческие работы и исследовательские проекты.

На этапе самоопределения  к учебной деятельности и актуализации знаний создается проблемная ситуация, которая предполагает наличие разных вариантов решения проблем.

На этапах постановки учебной задачи и открытия нового знания идет поиск, анализ, структурирование информации. Проводится самостоятельное исследование. Эффективность данного этапа урока достигается за счет работы в группах постоянного и сменного состава, организации проектной деятельности. Коллективная деятельность учащихся организуется в форме мозгового штурма, с помощью которого выбирается метод разрешения проблемной ситуации. Данный прием используется тогда, когда можно предложить наибольшее количество способов разрешения проблемы.

На этапе включения нового знания в систему  и повторения используются такие формы работы, как индивидуальная работа при решении количественных и качественных задач, организуется индивидуальная ликвидация пробелов в знаниях учащихся на основе самоконтроля и взаимоконтроля.

Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. С этой целью классный коллектив делю на группы по уровню знаний по предмету. Обычно это две или три группы. Ученики, которые показывают отличные знания по математике, быстро усваивают материал. Поэтому им выдаются сложные задания, они самостоятельно их выполняют, обсуждают, применяют метод проб и ошибок. В это время работаю с другими учениками класса, так как им сложнее усвоить новую тему. Отрабатываем навык, для лучшего запоминания, там, где возможно, используется приём перевода математических правил на язык образов. Убедившись, что ученики данной группы поняли тему, я даю им задания для самостоятельного решения. Затем работаю с первой группой, которая до этого момента новые знания получала в результате самостоятельного исследования. Под моим руководством выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученным ранее.

Использование системно деятельностного подхода способствует тому, что возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Системно деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей  учащихся:

-готовность к разрешению проблем;

-технологическая компетентность;

-готовность к  самообразованию;

-готовность к использованию информационных ресурсов;

-готовность к социальному взаимодействию;

-коммуникативная компетентность.


Список литературы

1. Л.Г. Петерсон, М.А. Кубышев, Т.Г. Кудряшова. Требования к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. - М.: УМЦ «Школа 2000...», 2005. 2. М.Ю Шуба. Учимся творчески мыслить на уроках математики. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2012.
























Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.