Презентация Новый Рим.
Урок: Новый Рим. Урок истории Средних веков в 6 классе.
План урока: 1. Новая столица. 2. Римская империя: Запад и Восток. 3. Христианская империя. 4. Власть императора. 5. Римляне, ромеи, византийцы. Проблемный вопрос: в чём особенность императорской власти в Византии?
Почему Константин принял решение перенести столицу в Византий (Константинополь)? 1. Нелюбовь императора к Риму. 2. Восточные провинции более богатые и культурнее западных, а их население со времен А. Македонского привыкло считать волю правителя государства единственным законом. 3. Выгодное географическое положение ( перекресток торговых путей). 1. Новая столица.
По воле императора Константина I в 324-330 годах на западном берегу Босфорского пролива, в том месте, где раньше стоял греческий городок Византий, вырос огромный город. В нём были широкие улицы и просторные площади, дворцы, храмы, портики, акведуки, общественные бани, многоэтажные дома, большой ипподром. Этому городу Константин дал гордое имя Новый Рим и сделал его столицей. Как и Рим, она лежала на семи холмах. Как и в Риме, здесь была центральная площадь – форум. Как и в Риме, знатные горожане составляли сенат (по-гречески «синклит»). Но самое главное, отсюда, как когда-то из Рима, император вместе с чиновниками и военными управлял огромной Римской империей. Однако новую столицу чаще называли по имени её создателя Константинополем – то есть «Градом Константина». Для подданных империи Константинополь был не просто городом, а центром ойкумены – всего обитаемого мира. 1. Новая столица. Император Константин. Фрагмент статуи. IV в.
Да и соседи относились к нему так же. Не случайно славянские народы несколько веков спустя будут называть Константинополь Царьградом – «Царственным городом». 1. Новая столица. 1 Новая столица Рима? 1 Новая столица Рима город Константинополь. 2 Какими морями омывается Новый Рим? 2 Новый Рим омывается Средиземным и Чёрным морями. 3 В чем проявлялось влияние церкви на императора? 3 Император должен был советоваться о главных и важных вопрос с церковью. Без нее он не мог принимать решения. 4 Какими качествами должен был обладать император? 4
1. Новая столица. 330 год Провозглашение Константинополя столицей Римской империи. 395 год Разделение Римской империи на Восточную и Западную. 527-565 годы Правление Юстиниана I. 476 год Падение Западной Римской империи под натиском варваров.
2. Римская империя: Запад и Восток. В то время как Константинополь рос и процветал, западная половина империи постепенно приходила в упадок. Забрасывались пахотные земли, сокращалась торговля, пустели города, тяжелее становилась жизнь. В восточной половине империи, на Балканах, в Малой Азии, на Ближнем Востоке, положение было намного лучше. Восточную часть империи населяли греки, сирийцы, армяне, грузины, евреи и другие народы. Больше всего было греков, поэтому со временем греческий стал официальным языком в Византии, вытеснив латинский. Своим процветанием византийские города во многом были обязаны потоку дорогих товаров из далёких стран Востока, прежде всего из Индии и Китая. Через всю Евразию, от средиземноморских берегов почти до побережья Тихого океана, протянулся Великий шёлковый путь. По множеству дорог и троп, из которых он складывался, двигались из века в век сотни караванов, доставлявших с Востока на Запад бесценные ткани и прочие редкости восточных стран. По дороге к рынку Константинополя или Александрии какая-нибудь шёлковая шаль из Китая могла пройти через руки десятков купцов.
Император Константин еще в 313 году прекратил гонения на христиан, а позже всячески поддерживал сторонников новой веры. Христианская церковь и государство стали действовать в тесном союзе. Христианская Церковь стала частью государственного устройства. Самый низший слой в структуре церкви составляли миряне - обычные верующие, но были те, кто «уходил из мира», отказывался от благ земной жизни, семьи, имущества. Их называют монахами, в переводе с греч. «одинокий». Они посвящали жизнь молитвам и размышлениям. Христиане из нескольких соседних городских кварталов или соседних деревень объединялись в приходы во главе с приходскими священниками. Над священниками нескольких приходов стоял епископ. 3. Христианская империя.
Во главе нескольких епископств стоял верховный епископ – архиепископ или митрополит. Самые почётные из них именовались патриархами (старейшина, глава). Патриархов было всего пять – Иерусалимский, Александрийский, Антиохийский, Римский и Константинопольский. Иногда каждого из патриархов уважительно могли именовать греческим словом папа (греч. «отец»). Но со временем это название закрепилось за одним лишь митрополитом Рима. Так как церковь и государство стали действовать в тесном союзе, естественно церковь начала оказывать влияние на императора. Это заключалось в том, что император должен был советоваться о важнейших делах с духовенством, прежде всего с патриархом Константинопольским. Единство императорской власти и Церкви позволяло созывать церковные соборы – собрания духовенства, призванные разрешать спорные вопросы вероучения или церковной жизни. 3. Христианская империя.
Христианство придало священный характер имперской власти. Христианская церковь утверждала, что власть дана императору Богом. Следовательно, основой византийской государственности являлось христианство. Светская и духовная власть должны быть слиты воедино и действовать в одном направлении, т.е. образовывать симфонию. Император был не только мирским правителем, но и главой церкви. Качества, которыми должен был обладать император Византии: - талантом государственного деятеля; - быть христианином; - милосердным; - благочестивым; - неприхотливым; - проявлять усердие в вере. 3. Христианская империя.
Заполните пропуски в тексте: Организация христиан – ц----- ь. Христиане из нескольких соседних городских кварталов или нескольких соседних деревень объединялись в п ----- д во главе со священником. Священники целой области выбирали главного священника, который назывался е------м. Вторая часть Библии – Н------й 3 --------т. Собрание высшего духовенства называлось ц-------й с------р. На нём решались спорные вопросы вероучения или церковной жизни. Вывод: Главным вероучением в Новом Риме стало христианство. Христианская церковь и государство стали действовать в тесном союзе. Христианская Церковь стала частью государственного устройства. 3. Христианская империя.
Император считался самодержавцем, воля его была законом. Правил единолично. Император мог оказаться на престоле с помощью переворота и незнатного происхождения. Если жителей не устраивал правящий император, они выходили на улицы с криками: «Другого императора римлянам!». Император должен был советоваться с сенатом и духовенством. Императору вообще следовало вести себя как доброму христианину. Император обладал почти неограниченной властью: - мог казнить подданных; - конфисковать их имущество; - смещать и назначать на должность. Император издавал законы, был высшим судьей, руководил армией, определял внешнюю политику государства. Но император не был собственником всех земель империи, хотя его владения были огромны. Император-правитель Издавал указы Объявлял войну и мир Назначал чиновников 4. Власть императора.
Империя для византийцев – самое совершенное государственное устройство, олицетворение гармонии и порядка. Идея имперской власти была унаследована от Рима, где государство – высшая ценность, император – господин. Император считался смертным человеком, следовательно, его не обожествляли до конца, и ему постоянно надо было думать о своей ответственности перед подданными. В то же время для общества, простых людей император – подобие Отца Небесного. Подражание Отцу Небесному было важной обязанностью императора. Дворцовый ритуал был этому подчинен. Император никогда не стоял на полу, всегда был на особом возвышении. Кроме прав, у византийского императора были и обязанности – забота о подданных. Считалось, что это залог прочности и гармоничности государства. Император должен править «ради истины», «как раб и слуга Божий». Но если он будет совершать грехи, то станет ненавистен народу и может быть лишен своего поста. 4. Власть императора.
Непрочность положения императорской власти усиливалась и тем, что в Византии долгое время царская власть не передавалась по наследству. Судьба многих императоров была трагичной (ослеплен, утоплен, отравлен, заточен в монастырь), а срок царствования – коротким. Неугодных императоров смещали, но сама императорская власть была неприкосновенной. Самый важный пост мог занять и человек низкого происхождения. Власть императора считалась божественной, поэтому происхождение человека и его прежние занятия не имели никакого значения. Сильная централизация, самодержавие помогали Византии сохранить свою целостность. Но византийская имперская власть проявляла не только силу и могущество, но и слабость. Возможности императоров не были безграничны: - император был скован в реформаторской деятельности; - император являлся только хранителем традиций и обычаев; - власть ориентировалась на прошлое и была изолирована от общества. 4. Власть императора.
Двор византийских императоров отличался особенной пышностью, богатством и утонченностью. В праздники и во время приемов василевс облачался в дорогие одежды, расшитые золотом, украшенные жемчугом и драгоценными камнями. Цветом царских одеяний считался пурпурный (темно- и ярко-красный). Пурпурные сапоги мог носить только император. Дорогие платья, царский венец (корона), многие золотые украшения царского наряда были очень тяжелы. Однажды один из византийских императоров даже лишился чувств при коронации, не вынеся тяжести своего облачения. Василевсу подчинялся громоздкий государственный аппарат, состоявший из многочисленных судебных, военных и налоговых ведомств, а также синклит (так по-гречески назывался сенат), превратившийся в совещательный орган при императоре. Чиновниками и синклитиками (сенаторами) становились не только выходцы из родовой знати. До самых высоких чинов нередко дослуживались и простолюдины, отличившиеся талантами и образованием. Люди низкого происхождения частенько оказывались даже на императорском троне. Это нисколько не смущало ромеев, ибо они, как и древние римляне, считали, что все граждане империи от рождения равны между собою, а родовитость — это частное дело каждого. 4. Власть императора.
ИМПЕРАТОР В ВОЕННОМ ЛАГЕРЕ В ОПИСАНИИ ПРИДВОРНОГО АВТОРА (XI в.) Царь сидел на... кресле, высоком и отделанном золотом, опирал ноги на скамейку, и роскошные одежды сверкали на нём. Он гордо поднял голову, выпятил грудь, багрянец битвы румянил его щёки, глаза были сосредоточенны и неподвижны и свидетельствовали о напряжённой работе мысли. <...> Воины несколькими кругами опоясывали (его)... <...> Внутренний и самый малочисленный из них был составлен из первых людей, доблестных отпрысков знатнейших родов, осанкой не уступавших древним героям... <...> Их опоясывал второй круг, оруженосцы первых, бойцы передовой линии... <...> Окаймляло их кольцо простых воинов... <...> А дальше их располагались союзные силы... – италийцы и тавроскифы (славяне), сам вид которых внушал ужас. Вопросы: 1. По каким признакам можно было узнать императора? 2. Каких из своих подданных он ценил больше, а каких – меньше? 3. Отличал ли он выходцев из бывшей западной части Римской империи? Как он их оценивал? 4. Власть императора.
Найдите фактические ошибки в тексте (не менее 5) и исправьте их: В состав Восточной Римской империи в V в. Входили Пиренейский полуостров, Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет и часть Закавказья. Столицей Византии был Константинополь на берегу Тибра. В наследство от Древнего Рима Византии в качестве государственного достался латинский язык. Подданные константинопольских императоров называли себя не римлянами, а греками. Иностранцы же всех жителей Византии именовали не иначе как латинянами. 4. Власть императора.
5. Римляне, ромеи, византийцы. Восточно-Римскую империю стали называть в Западной Европе Византийской империей, или Византией, а жителей её – греками. Однако сами подданные империи продолжали считать себя римлянами (по-гречески – «ромеи»), а своё государство – Римской (Ромейской) империей. Под именем римлян знали византийцев и восточные народы. Изначально Византийская империя формировалась как многонациональное государство: Греки и сирийцы, Египтяне и евреи, Грузины и армяне, Иллирийцы и фракийцы, Даки и копты, а также множество других народов заселяли территорию государства.
5. Римляне, ромеи, византийцы Современники называли Византию «страной городов». Их насчитывалось несколько сотен. Иерархию городов возглавляли Константинополь, Александрия и Антиохия. В каждом городе проживало от двух до трёх сотен тысяч жителей. Столица располагалась на перекрёстке морских и сухопутных путей, соединяющих восток и запад, Европу и Азию. Византийское государство торговало с далёким Китаем и Индией, с королевствами Западной и Восточной Европы. Великое переселение народов мало изменило ритм жизни Ромейской империи. Хитрые и дальновидные константинопольские монархи дипломатическим путём перенаправили варваров на западные территории. Под их напором Западная Европа превратилась в руины, в это время Византия расцвела и окрепла. Ромейская империя вынуждена была возродить характерные для Древнего Рима республиканского периода крестьянское ополчение и тяжеловооруженное конное войско, вновь создать и содержать за государственный счет мощный военно-морской флот. Оборона всегда была главным расходом казны и главным бременем для налогоплательщика.
5. Римляне, ромеи, византийцы Ромейскую империю обычно называют Византией по имени города, давшего начало Константинополю. Жителей Византии, по большей части греков, историки называют византийцами, а их императора — византийским. (Византийского императора, кроме того, порой называют по его греческому титулу василёвсом, то есть царём.) Объединяющее значение для империи в этот непростой период имел греческий язык. Он получал все более широкое распространение в разных уголках страны и развивался как разговорный. Но официальным языком по-прежнему оставался латинский. Само географическое положение Византии, раскинувшей свои владения сразу на трех континентах (Европе, Азии, Африке) сделало из Византийской империи своеобразный мостик между Западом и Востоком, страной, в которой смешались культуры разных народов. Все это наложило свой отпечаток на общественную и политическую жизнь, религиозно-философские идеи и конечно же искусство.
ИМПЕРАТОР В ВОЕННОМ ЛАГЕРЕ В ОПИСАНИИ ПРИДВОРНОГО АВТОРА (XI в.) Царь сидел на... кресле, высоком и отделанном золотом, опирал ноги на скамейку, и роскошные одежды сверкали на нём. Он гордо поднял голову, выпятил грудь, багрянец битвы румянил его щёки, глаза были сосредоточенны и неподвижны и свидетельствовали о напряжённой работе мысли. <...> Воины несколькими кругами опоясывали (его)... <...> Внутренний и самый малочисленный из них был составлен из первых людей, доблестных отпрысков знатнейших родов, осанкой не уступавших древним героям... <...> Их опоясывал второй круг, оруженосцы первых, бойцы передовой линии... <...> Окаймляло их кольцо простых воинов... <...> А дальше их располагались союзные силы... – италийцы и тавроскифы (славяне), сам вид которых внушал ужас. По каким признакам можно было узнать императора? Каких из своих подданных он ценил больше, а каких – меньше? Отличал ли он выходцев из бывшей западной части Римской империи? Как он их оценивал?
5. Римляне, ромеи, византийцы Византийская империя стала своеобразным соединительным звеном между античностью и новой историей. Недаром её называют «золотым мостом». Наступление «тёмных веков» раннего средневековья могло погубить все достижения Древнего Рима. Византия же смогла их сохранить. Сбереженное наследство античной культуры византийцы соединили с достижениями христианства, распространили среди соседних народов и передали потомкам.
Домашнее задание: §1- читать. Ответить на вопросы 1-5 – стр.15.