Презентация к уроку литературы: Образ Плюшкина в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»
Образ Плюшкина в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Травинская школа-интернат Максакова Н.М.
Цели: Образовательные: -продолжить знакомство с героями поэмы; проверить степень усвоения основных знаний, умений и навыков, сформированных на предыдущих уроках; -совершенствовать речевые навыки учащихся при полных ответах на вопросы, кратких пересказах и при создании устных иллюстраций; Развивающие: -формировать умения наблюдать, сравнивать, обобщать и формулировать выводы; развивать речевую активность и самостоятельность; Воспитательные: -исследовать вопросы о этических нормах поведения, нравственных ценностях. -способствовать формированию нравственной позиции учащихся. .
Плюшкин Единственный из всех героев, чью биографию Гоголь рассказывает подробно. Цель этого рассказа – показать, как человек сам губит свою жизнь.
Портрет Одежда на нём была «похожа на женский капот; на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы»; за поясом ключи; спина с большой прорехою пониже На шее у него было повязано что-то такое, которого нельзя было разобрать …если бы Чичиков встретил его, так принаряженного, где-нибудь у церковных дверей, то, вероятно, дал бы ему медный грош Лицо его… было такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок только выступал далеко вперед; маленькие глазки еще не потухли и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши …
До смерти жены Плюшкин был рачительным и богатым хозяином. Он трепетно воспитывал своих детей. Но со смертью любимой жены что-то надломилось в нем: он стал подозрительнее и скупее. После неприятностей с детьми (сын проигрался в карты, старшая дочь сбежала , младшая умерла)душа его окончательно ожесточилась - «волчий голод скупости овладел им». Но, как ни странно, жадность не до последнего предела овладела сердцем героя.
Описание поместья Обширное село со множеством изб и улиц. Огромные клади хлеба, застоявшиеся долго, цветом походили на старый, плохо выжженный кирпич, на верхушке их росла всякая дрянь Две сельские церкви, одна возле другой: опустевшая деревянная и каменная, с желтенькими стенами, истрескавшаяся Дряхлым инвалидом глядел сей странный замок, длинный непомерно. Старый, обширный, тянувшийся позади дома сад, выходивший за село и потом пропадавший в поле, заросший и заглохлый.
Усадьба Всюду в доме царил беспорядок: «. ..казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель...» Выразительно описание села Плюшкина, с его пришедшей в полную негодность бревенчатой мостовой, с «особенной ветхостью» деревенских изб, с огромными кладями сгнившего хлеба, с господским домом, который выглядел каким-то «дряхлым инвалидом». Все пришло в полный упадок, крестьяне «мрут, как мухи», десятки числятся в бегах. Темные, широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба… В комнате, беспорядок В Темные,
Характеристика В Плюшкине нет никаких человеческих чувств, даже отцовских. Вещи для него дороже людей, в которых он видит только мошенников и воров. Бессмысленная скупость, царящая в душе Плюшкина, порождает в нем недоверие и враждебность ко всему окружающему, жестокость и несправедливость по отношению к крепостным.
Жизнь крестьян. Особенная ветхость на всех деревенских строениях: бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето Окна в избенках были без стекол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном «Последние три года проклятая горячка выморила у меня здоровенный куш мужиков» - Ведь у меня народ или вор, или мошенник…
Образ жизни. Автор сталкивает две эпохи жизни Плюшкина: когда «все текло живо» и когда он обратился в «прореху на человечестве». Следя за переменами в жизни Плюшкина, нельзя не заметить, что «омертвение» души начинается с бедности чувств. Кажется, что человечность недоступна Плюшкину. Не знай мы о том, что Плюшкин когда-то был добрым семьянином, разумным хозяином и даже приветливым человеком, образ, созданный Гоголем мог вызвать скорее усмешку. Рассказанная история жизни Плюшкина делает этот образ скорее трагическим, нежели комическим. Пользуясь приемом контраста, Гоголь заставляет читателя сопоставить человеческое и уродливо-безобразное в пределах одной жизни. Автор восклицает: «И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его портрет в старости».
Отношение к предложению Чичикова. Предложение, казалось, совершенно изумило Плюшкина -…ах, благодетель ты мой!.. Далее Плюшкин и говорить не мог. … не мог скрыть своей радости…
Итог сделки. Продал Чичикову 78 человек «по тридцати копеек за душу». Чичиков «тут же заставил Плюшкина написать расписку и выдал ему деньги, которые тот принял в обе руки и понес их к бюро с осторожностью», «уложил тоже чрезвычайно осторожно в один из ящиков»