Материал на проверке
Предварительный просмотр презентации
Падежи имён существительных Уроки русского языка в 3 классе (На уроках используется учебник С.Иванова, А.Евдокимовой, М.Кузнецовой) Учитель: Я.О.Куценко ГБОУ Гимназия №295 Санкт-Петербурга
Урок 1 Падежи. Знакомство с понятием.
Прочитайте столбики слов Чем они отличаются? зима зимы зиме зиму зимой о зиме зимовать зима зимний зимовка зимушка озимые (хлеба) перезимовать Что? Чего? Чему? (вижу) что? Чем? О чём?
В предложениях существительные принимают определённую форму. Сосна любит расти на сухих песках. Хвоя ______ всегда зелёная. Прилетел к _____ дятел. Села на _______ синичка. Растут под _______ маслята. Резвые белки играли на ________. сосны сосне сосну сосной сосне Найдём в предложениях слова, от которых можно задать вопросы к слову «сосна», выпишем словосочетания и выделим окончания существительного.
Учебник с. 10 - 11 Такое изменение формы имени существительного (сосна, сосны, к сосне, на сосну, под сосной, на сосне) называется изменением по падежам (склонением по падежам)
Урок 2 Шесть падежей существительных. Отработка навыка определения падежа по таблице. Именительный падеж – особенности.
Орфографическая минутка З_мующие птицы (_______), к_шачий гла_ (________, ________), м_лниеносный прыжок (_________), уд_вительное событие (_______), кл_новый л_сточек (______, _______) Вставьте пропущенные орфограммы, подберите и запишите проверочные слова и о з о и е и
Вспомним прошлый урок Изменение формы имени существительного называется ____ В русском языке __ падежей: изменением по падежам (склонением) 6 Именительный (кто? что?) Родительный (кого? чего? Дательный (кому? чему?) Винительный (кого? что?) Творительный (кем? чем?) Предложный (о ком? о чём? где?
В русском языке 6 падежей Именительный Родительный Дательный Винительный Творительный Предложный Само слово «падеж» произошло от латинского слова casus – падение. Все падежи, кроме Именительного, называются косвенными
Как запомнить порядок падежей Иван Родил Девчонку Велел Тащить Пелёнку
Познакомимся поближе Именительный падеж Я – именительный падеж, И нет на мне чужих одежд. Меня легко все узнают И главным словом назовут. Предлогов с детства не люблю, С собой их рядом не терплю. Мои вопросы – Кто? и Что? Ни с чем не спутает никто!
Спишите предложения Я стою у окна и смотрю на снег. На улице идёт снег. В каком из предложений существительное «снег» стоит в Именительном падеже, а в каком – в косвенном? Как это можно доказать? на что? В.п. ________ И.п.
Спишите предложения. Определите падеж выделенного существительного. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Игорь подобрал проверочное слово. И.п. В.п. ________
Спишите. Определите падеж выделенного существительного. Поезд с шумом промчался мимо станции. На станции разгружают товарный поезд. И.п. В.п. _______
Запомни! Форма именительного падежа единственного числа – это начальная форма имён существительных. за чем? (за) партой – что? парта о ком? (о) матери - кто? мать Т.п. И.п. П.п. И.п.
Учебник с 15 упр. 2 (письменно)
Урок 3 Родительный падеж
Орфографическая минутка ярос_ный крик ( _____) звёз_ное небо ( ______) чудес_ная новость ( _____) прелес_ный котёнок ( _______ ) мес_ный житель ( _______) опас_ная затея ( ______)
Запишем в словарик территория профессия галерея
Познакомимся поближе Родительный падеж А я падеж – родительный, Характер мой общительный. Кого? Чего? – и вот он я! Предлоги часто мне друзья. И с, и до, и у, и из, До неба вверх, а с неба вниз.
Поставьте существительные в нужную форму, обозначьте окончания, определите падеж ключ от (дверь), варенье из (малина), бежали около (школа), подставка для (книга) каша из (топор), дотянулся до (ветка), скамейка возле (забор), пятёрки у (класс), обошлись без (травма)
Учебник с. 23 упр. 2
Урок 4 Дательный падеж
кто? что? лиса, краса чего? у кого? красы, у лисы кому? чему? лисе, красе кого? что? лису, красу кем? чем? лисой, красой о ком? о чём? о лисе, о красе
Познакомимся поближе Дательный падеж Я называюсь дательный, Работаю старательно. Кому отдать? К чему призвать? Лишь только я могу сказать. С предлогом к и по дружу, Но и один гулять хожу.
Измените форму существительного, определите падеж спросил у (друг), прыгали по (тропинка), отдал (Саша), живу около (парк), нарисовал (брат), приехали к (бабушка), подарок из (стекло)
Учебник с. 24 упр. 4 Списать предложение. Выписать словосочетание с вопросом. Определить падеж выделенного существительного.
Учебник с. 18 упр. 2 с 3-4 словами придумать и записать предложения. Определить падеж выбранного слова. Например В классе было очень тихо. П.п.
Урок 5 Винительный падеж Самостоятельная работа на определение изученных падежей Знакомство с винительным падежом
Познакомимся поближе Винительный падеж А я – винительный падеж, И я во всём виню невежд. Кого назвать? Во что играть? Готов ребятам подсказать. Не прочь с предлогами дружить, Но и без них могу прожить.
Спишите предложения. Выпишите существительные с вопросом. Определите падеж . Девочка вошла и увидела яркую картину. (кто?) девочка увидела (что?) картину И.п. В.п.
Спишите предложения. Выпишите существительные с вопросом. Определите падеж . Большой слон медленно вошёл в озеро. (кто?) слон, вошёл (во что?) в озеро И.п. В.п.
Крупная рыба попалась мне на крючок. Мама надела красивое новое платье.
Спишите словосочетания. Определите род, число и падеж существительных Образец: бегу из дома (м.р., ед.ч, Р.п.) вижу яблоко, говорю сестре, стою у берёз, красивые банты, болит живот, ушёл без портфеля, отправил бабушке
Домашнее задание Учебник с. 19 упр. 4 упр. 5 – списать в словарик
Урок 6 Творительный и предложный падежи
Познакомимся поближе Творительный падеж А я – творительный падеж, Исполнен всяческих надежд. Творите С чем? Творите С Кем? Я подскажу вам – нет проблем. Предлогам перед, под и над В любой момент я очень рад.
Познакомимся поближе Предложный падеж А я падеж – предложный. Со мною случай сложный! Мне без предлогов свет не мил… О ком? О чём? я говорил? Ах да, нужны предлоги Без них мне нет дороги. Пусть будет в и о и при, Ты их случайно не сотри!
Учебник с. 27 упр. 2 Учебник с. 27 упр. 2 любоваться (чем?) озёрами (Т.п.) запорошена (чем?) снежком (Т.п.) покрывал дымом (Т.п.) хозяйничала (над чем?) над землёй (Т.п.) найти (под чем?) под снегом (Т.п.) разгрести (чем?) руками (Т.п.)
Выпишите только те словосочетания, в которых существительные стоят в П.п. разговаривали о погоде осуществили мечту нашли цветы остались дома шёл по лесу говорили о будущем играли во дворе (о чём?) П.п. (где? в чём?) П.п. (о чём?) П.п. (где? в чём?) П.п.
с. 29 Упражнение 5 Образец Заяц (м.р., ед.ч., И.п.) весело скакал по весеннему лесу (м.р., ед.ч., Д.п.).
Спишите словосочетания. Письменно задайте вопросы к именам существительным. Определите падеж существительных. Образец: увидел белку – увидел (кого?) белку (В.п.) радуюсь подарку урок литературы смеюсь над шуткой вспоминаю о друге
Домашнее задание Учебник с. 17 – таблица с. 28 упр. 3 (без разбора предложения) Подготовиться к Пров. работе по теме «Падежи» + род, число существительных