Конспект урока "Падеж имён существительных"
Рабочий листDOCX / 414.03 Кб
ПрезентацияPPTX / 8.77 Мб
Самостоятельная работаDOCX / 152.5 Кб
Подарки (закладки для книг)DOCX / 73.64 Кб
Тема: Падеж имён существительных
Класс: 3
Цель:
познакомить учащихся с понятиями «склонение» и «падеж»;
ввести названия падежей;
показать роль окончания при изменении имён существительных.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Задачи:
Образовательные – отработать алгоритм определения падежа имён существительных в предложении.
Развивающие - развивать внимание, память, логическое мышление, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма, монологическую речь, обогатить словарный запас.
Воспитательные - воспитывать любознательность, создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, аккуратность в работе.
Планируемые результаты:
1. Предметные: знакомить учащихся с понятием «падеж», с названиями падежей, шестью парами падежных вопросов, способами определения падежей;
2.Личностные: помочь осознать социальную практическую и личностную значимость учебного материала, помочь осознать ценность совместной деятельности.
3.Метапредметные: формировать критическое мышление учащихся, умение ставить вопросы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные знания и делать выводы,
создать условия для воспитания культуры общения в паре, группе, воспитывать любовь к русскому языку.
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Этап урока | Ход урока | Примечание |
Орг. этап Чистописание Актуализация знаний Постановка темы и целей урока. Открытие нового материала Работа над темой урока. Составление алгоритма определения падежа имени существительного. Первичная проверка понимания. Самостоятельная работа | Сказка в гости к нам пришла, в мир фантазий позвала. Всё про сказку мы расскажем Свои знания покажем. - Ребята, Вы хотели бы найти клад? А что это такое? - Клад - это богатство, деньги, золото. - Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Именно, за таким кладом мы сегодня отправимся. Нас ждут трудности и опасности, но мы с ними обязательно справимся. Итак, в путь! Сегодня утром мне пришло письмо. В нем какая-то схема. Ребята, как вы думаете, что это такое? -Это карта. -Правильно! А для чего она нам нужна? Где вы в обычной жизни можете встретиться с картой? На каком уроке мы с вами работали с картой? Напомните мне, пожалуйста, какие виды карт вы знаете? Ребята, сегодня мы воспользуемся нашей волшебной картой. Посмотрите на нее, как вы думаете, какая наша цель? -Дойти до конца и найти клад. -Совершенно верно! Для нашего путешествия нам понадобится путевой лист. В этом листе вы будете работать и он поможет нам достигнуть поставленной цели. Запишите на этом листе число, которое будет фиксировать начало нашего путешествия. Будет отправной точкой. -Теперь мы с вами отправляемся в первую точку нашего маршрута. Ребята, на обратной стороне карты я нашла записи! У наших пиратов есть свой язык. Давайте мы посмотрим на их иероглифы. А теперь я предлагаю вам научиться их писать, вдруг нам это пригодиться в нашем путешествии. Пишите старательно, потом мы проверим у кого как получилось прописать. Отправляемся дальше. Ребята, посмотрите на письмо. Почему оно вызвало у вас смех? -здесь содержатся ошибки. Ребята, давайте из исправим. Сейчас вас ждет игра, ваша задача как можно быстрее дать ответы на вопросы: 1. К какой части речи относятся данные слова: на, под, за, в, над, у, в, перед. -Предлоги 2. Какая буква пропущена во всех этих словах: комп…с, к…рта, кор…бль ? -буква «А» 3. Какую пару имеет глухой согласный звук [т] по звонкости-глухости? - Звонкий согласный звук [д] 4. В форме какого числа стоят имена существительные «пират», «клад», «попугай»? (Единственного) 5. Эта буква обозначает всегда твердый шипящий согласный звук, который имеет пару «ш». - Ж 6. Гласная буква, которая пишется в сочетаниях «жи», «ши». - И Расшифруйте слово, которое и будет являться темой нашего сегодняшнего урока-путешествия. У вас есть подсказка: «Первая буква каждого ответа входит в название нашей темы» -Какое слово у вас получилось? - ПАДЕЖИ -Ребята, кто из вас знает, что такое падежи? Для чего они нужны? Как вы думаете, какая тема будет сегодняшнего нашего урока? -Падеж имен существительных Какие мы можем поставить задачи? - узнать, что такое падеж имен существительных - научиться его определять -Вы знаете, что пираты в своих длительных путешествиях любят рассказывать различные истории. Вот послушайте сейчас оду из них. Жили-были шесть братьев-падежей. У них были разные имена, но одна и та же задача - служить имени существительному. Первого, самого старшего, называли Именительный падеж. Он часто задавался вопросом кто? да что? Кто пришел? Да что принес? Только это интересовало Именительного. Второй брат - Родительный падеж. Он любил поворчать и все спрашивал: "Кого нет?" Чего нет?" Он повторял эти вопросы, надоедая всем. Третий брат, Дательный, был очень добрый и все спрашивал: "Кому подарить? Чему научить?" Четвертый брат, Винительный, был большим озорником. Спросит: Кого? - и станет похожим на второго брата, Родительного. Задаст вопрос: Что? - и точь-в-точь Именительный. Очень часто путали этих братьев. Но потом люди научились их различать с помощью палочки Выручалочки. Спросит Винительный: Кого? Поднимут люди Выручалочку и смотрят, что она скажет. Если закричит: Выручалочку! - значит, падеж Винительный, а если Выручалочки - Родительный. Если твердят: "Выручалочка, Выручалочка", - значит, Именительный падеж. Очень сердился на нее Винительный, но справиться с ней не мог. Пятый брат был очень любознательным, все хотел узнать ответы на вопросы: кем? да чем? Звали его Творительным падежом. А самым младший из них был Предложный. Он все спрашивал у старших то о ком-нибудь, то о чем-нибудь. И всегда при нем была нянька - Предлог. Без нее он никуда и никогда не отправлялся, просто жить без нее не мог. Братьев в их городе очень любили, потому что где были они, там был порядок. -Сколько братьев было в этой сказке? -А сейчас мы с вами заполним таблицу, которая будет помогать нам. -Ребята, вспомните, как звали первого брата? - Каким вопросом он постоянно задавался? -Именительный падеж (Кто? Что?) -Ребята, вспомните, как звали второго (третьего, четвертого, пятого, шестого) брата? - Каким вопросом он постоянно задавался? (заполнение таблицы) - У Вас здорово получилось! Отправляемся дальше. Не пройти нам, пока не выполним следующее задание. -Прочитайте, что нам необходимо сделать? -Измени имена существительные по падежам, пользуясь заполненной таблицей. - ПИРАТ, КОРАБЛЬ - Какая часть слова меняется во всех этих словах? -Окончание -Выделите окончание во всех этих словах. Изменение имён существительных по вопросам называется склонением или изменением по падежам. -Что еще вы заметили? -У некоторых падежей совпадают вопросы. -Всё верно, различение этих падежей может вызвать затруднения, так как в этих падежах слова иногда отвечают на одинаковые вопросы. -Обратите внимание, у каждого падежа есть СЛОВА-ПОМОЩНИКИ. Они помогут нам определить падежи. ЗАПОМНИТЕ! Форма именительного падежа единственного числа – это начальная форма имен существительных. - Только в каком падеже имя существительное может являться подлежащим? - в именительном падеже - Как называются остальные? - косвенные -Для того, что бы продолжить путешествие нам надо ответить на вопрос как определить падеж имени существительного? Давайте составим пошаговый алгоритм определения падежа. - С чего начинаем? 1. Найди слово, к которому относится существительное. 2. Задай от него падежный и смысловой вопрос к существительному. 3. Определи падеж существительного. 4. Проверь, подобрав вспомогательное слово. А сейчас отправляемся дальше. Задание. Спиши предложение, поставив существительные в нужной форме. Укажи падежи имён существительных. Л..са оч..щают воздух от (пыль). _________________________________________________ Врач.. подош..л к (постель) б..льного. _________________________________________________ Д..рога прох..дила по (берег) глубокой (река). _________________________________________________ Следующее задание у нас такое: «Прочитай словосочетания. Определи падеж имен существительных». пошёл за молоком (________), подойти к подъезду (________), рассказала подруге (________), спрятался за забором (________), висит на дереве (________), любовался солнцем (________), осталась без хвоста (________), прочитал про медведя (________), закинул на крышу (________), поставил на окно (________), спрятался у зайца (________), нарисовал на парте (________), подружился с медведем (________), рад от души (________), думать о празднике (________). (работа всем классом, дети выходят по очереди заполняют пропуски) Прекрасная работа! Да, ребята, нам осталось сделать совсем небольшой рывок до заветного клада. Сейчас вам надо особенно сильно постараться и показать как хорошо вы усвоили тему и можете самостоятельно определять падеж имен существительных. Вариант 1 уходила за кормом (________), сидел на пеньке (________), прошли по лесу (________), вышел из берлоги (________), стоял у окна (________), грелся на солнышке (________), выкопать из земли (________). Вариант 2 поскакал к сторожке (________), блеснули на небе (________), покачивала головой (________), найти в коробке (________), жила над кустом (________), шли от колодца (________), плывут по морю (________). Ребята, посмотрите на доску! Мы справились с заданием и добрались до сундука с сокровищами. Давайте в него заглянем. Здесь записка, прочитайте её. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса». (Иван Сергеевич Тургенев) Как Вы понимаете данное высказывание? Чему нас оно учит? Ой, ребята, помимо сообщения на дне сундука имеется клад. В память о нашем сегодняшнем путешествии каждый из вас получит закладку для книги. Помните, что самое большое сокровище – это книги в которых содержатся знания. Читайте больше книг! | Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4, 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 Слайд 15 Слайд16, 17 Слайд 18-20 Слайд 21 Слайд 22-23 Слайд 24 Слайд 25 |
Итог урока | Пришло время подвести итоги урока. Ответьте на вопросы: – Какие задачи мы поставили в начале урока? Сколько падежей в русском языке? - 6 Перечислите их. Как называются все падежи, кроме именительного? -косвенные Что значит изменить существительное по падежам? -изменить по вопросам Почему каждый падеж имеет два вопроса? ( - вопросы одушевлённых и неодушевлённых существительных В каком падеже имя существительное является в предложении - подлежащим |
Интернет-ресурсы:
https://multiurok.ru/files/organizatsioonyi-moment-dlia-urokov.html
https://www.maam.ru/detskijsad/skazka-o-padezhah.html
https://naymenok.ru/padezhi-3-klass-kartochki/