12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Белкина Татьяна Николаевна108
Россия, Москва, Москва



Рабочий листDOCX / 414.03 Кб
ПрезентацияPPTX / 8.77 Мб
Самостоятельная работаDOCX / 152.5 Кб
Подарки (закладки для книг)DOCX / 73.64 Кб

Тема: Падеж имён существительных

Класс: 3

Цель:

познакомить учащихся с понятиями «склонение» и «падеж»;

ввести названия падежей;

показать роль окончания при изменении имён существительных.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Задачи:

Образовательные – отработать алгоритм определения падежа имён существительных в предложении.

Развивающие - развивать внимание, память, логическое мышление, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма, монологическую речь, обогатить словарный запас.

Воспитательные - воспитывать любознательность, создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, аккуратность в работе.

Планируемые результаты:

1. Предметные: знакомить учащихся с понятием «падеж», с названиями падежей, шестью парами падежных вопросов, способами определения падежей;

2.Личностные: помочь осознать социальную практическую и личностную значимость учебного материала, помочь осознать ценность совместной деятельности.

3.Метапредметные: формировать критическое мышление учащихся, умение ставить вопросы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные знания и делать выводы,

создать условия для воспитания культуры общения в паре, группе, воспитывать любовь к русскому языку.

Форма работы: групповая, индивидуальная.



Этап урока

Ход урока

Примечание

Орг. этап

























Чистописание








Актуализация знаний



















Постановка темы и целей урока.








Открытие нового материала






























Работа над темой урока.






















Составление алгоритма определения падежа имени существительного.






Первичная проверка понимания.




























Самостоятельная работа
















Сказка в гости к нам пришла,

в мир фантазий позвала.

Всё про сказку мы расскажем

Свои знания покажем.

- Ребята, Вы хотели бы найти клад? А что это такое?

- Клад - это богатство, деньги, золото.

- Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Именно, за таким кладом мы сегодня отправимся. Нас ждут трудности и опасности, но мы с ними обязательно справимся. Итак, в путь!

Сегодня утром мне пришло письмо. В нем какая-то схема. Ребята, как вы думаете, что это такое?

-Это карта.

-Правильно! А для чего она нам нужна?

Где вы в обычной жизни можете встретиться с картой?

На каком уроке мы с вами работали с картой?

Напомните мне, пожалуйста, какие виды карт вы знаете?

Ребята, сегодня мы воспользуемся нашей волшебной картой. Посмотрите на нее, как вы думаете, какая наша цель?

-Дойти до конца и найти клад.

-Совершенно верно!

Для нашего путешествия нам понадобится путевой лист. В этом листе вы будете работать и он поможет нам достигнуть поставленной цели.

Запишите на этом листе число, которое будет фиксировать начало нашего путешествия. Будет отправной точкой.

-Теперь мы с вами отправляемся в первую точку нашего маршрута.

Ребята, на обратной стороне карты я нашла записи!

У наших пиратов есть свой язык. Давайте мы посмотрим на их иероглифы. А теперь я предлагаю вам научиться их писать, вдруг нам это пригодиться в нашем путешествии. Пишите старательно, потом мы проверим у кого как получилось прописать.

Отправляемся дальше.

Ребята, посмотрите на письмо.

Почему оно вызвало у вас смех?

-здесь содержатся ошибки.

Ребята, давайте из исправим.

Сейчас вас ждет игра, ваша задача как можно быстрее дать ответы на вопросы:

1. К какой части речи относятся данные слова: на, под, за, в, над, у, в, перед.

-Предлоги

2. Какая буква пропущена во всех этих словах: комп…с, к…рта, кор…бль ?

-буква «А»

3. Какую пару имеет глухой согласный звук [т] по звонкости-глухости?

- Звонкий согласный звук [д]

4. В форме какого числа стоят имена существительные «пират», «клад», «попугай»? (Единственного)

5. Эта буква обозначает всегда твердый шипящий согласный звук, который имеет пару «ш».

- Ж

6. Гласная буква, которая пишется в сочетаниях «жи», «ши».

- И

Расшифруйте слово, которое и будет являться темой нашего сегодняшнего урока-путешествия. У вас есть подсказка:

«Первая буква каждого ответа входит в название нашей темы»

-Какое слово у вас получилось?

- ПАДЕЖИ

-Ребята, кто из вас знает, что такое падежи?

Для чего они нужны?

Как вы думаете, какая тема будет сегодняшнего нашего урока?

-Падеж имен существительных

Какие мы можем поставить задачи?

- узнать, что такое падеж имен существительных

- научиться его определять

-Вы знаете, что пираты в своих длительных путешествиях любят рассказывать различные истории. Вот послушайте сейчас оду из них.

Жили-были шесть братьев-падежей. У них были разные имена, но одна и та же задача - служить имени существительному.

Первого, самого старшего, называли Именительный падеж. Он часто задавался вопросом кто? да что? Кто пришел? Да что принес? Только это интересовало Именительного.

Второй брат - Родительный падежОн любил поворчать и все спрашивал: "Кого нет?" Чего нет?" Он повторял эти вопросы, надоедая всем. Третий брат, Дательный, был очень добрый и все спрашивал: "Кому подарить? Чему научить?" Четвертый брат, Винительный, был большим озорником. Спросит: Кого? - и станет похожим на второго брата, Родительного. Задаст вопрос: Что? - и точь-в-точь Именительный. Очень часто путали этих братьев. Но потом люди научились их различать с помощью палочки Выручалочки. Спросит Винительный: Кого? Поднимут люди Выручалочку и смотрят, что она скажет. Если закричит: Выручалочку! - значит, падеж Винительный, а если Выручалочки - Родительный. Если твердят: "Выручалочка, Выручалочка", - значит, Именительный падеж. Очень сердился на нее Винительный, но справиться с ней не мог. Пятый брат был очень любознательным, все хотел узнать ответы на вопросы: кем? да чем? Звали его Творительным падежом.

А самым младший из них был Предложный. Он все спрашивал у старших то о ком-нибудь, то о чем-нибудь. И всегда при нем была нянька - Предлог. Без нее он никуда и никогда не отправлялся, просто жить без нее не мог. Братьев в их городе очень любили, потому что где были они, там был порядок.

-Сколько братьев было в этой сказке?

-А сейчас мы с вами заполним таблицу, которая будет помогать нам.

-Ребята, вспомните, как звали первого брата?

- Каким вопросом он постоянно задавался?

-Именительный падеж (Кто? Что?)

-Ребята, вспомните, как звали второго (третьего, четвертого, пятого, шестого) брата?

- Каким вопросом он постоянно задавался?

(заполнение таблицы)

- У Вас здорово получилось!

Отправляемся дальше.

Не пройти нам, пока не выполним следующее задание.

-Прочитайте, что нам необходимо сделать?

-Измени имена существительные по падежам, пользуясь заполненной таблицей.

- ПИРАТ, КОРАБЛЬ

- Какая часть слова меняется во всех этих словах?

-Окончание

-Выделите окончание во всех этих словах.

Изменение имён существительных по вопросам называется склонением или изменением по падежам.

-Что еще вы заметили?

-У некоторых падежей совпадают вопросы. -Всё верно, различение этих падежей может вызвать затруднения, так как в этих падежах слова иногда отвечают на одинаковые вопросы.

-Обратите внимание, у каждого падежа есть

СЛОВА-ПОМОЩНИКИ. Они помогут нам определить падежи.

ЗАПОМНИТЕ!

Форма именительного падежа единственного числа – это начальная форма имен существительных.

- Только в каком падеже имя существительное может являться подлежащим?

- в именительном падеже

- Как называются остальные?

- косвенные

-Для того, что бы продолжить путешествие нам надо ответить на вопрос как определить падеж имени существительного? 

Давайте составим пошаговый алгоритм определения падежа.

- С чего начинаем?

1. Найди слово, к которому относится существительное.

2. Задай от него падежный и смысловой вопрос к существительному.

3. Определи падеж существительного.

4. Проверь, подобрав вспомогательное слово.

А сейчас отправляемся дальше.

Задание.

Спиши предложение, поставив существительные в нужной форме. Укажи падежи имён существительных. Л..са оч..щают воздух от (пыль). _________________________________________________

Врач.. подош..л к (постель) б..льного. _________________________________________________

Д..рога прох..дила по (берег) глубокой (река). _________________________________________________

Следующее задание у нас такое: «Прочитай словосочетания. Определи падеж имен существительных».

пошёл за молоком (________),

подойти к подъезду (________),

рассказала подруге (________),

спрятался за забором (________),

висит на дереве (________),

любовался солнцем (________),

осталась без хвоста (________),

прочитал про медведя (________),

закинул на крышу (________),

поставил на окно (________),

спрятался у зайца (________),

нарисовал на парте (________),

подружился с медведем (________),

рад от души (________),

думать о празднике (________).

(работа всем классом, дети выходят по очереди заполняют пропуски)

Прекрасная работа!

Да, ребята, нам осталось сделать совсем небольшой рывок до заветного клада.

Сейчас вам надо особенно сильно постараться и показать как хорошо вы усвоили тему и можете самостоятельно определять падеж имен существительных.

Вариант 1

уходила за кормом (________),

сидел на пеньке (________),

прошли по лесу (________),

вышел из берлоги (________),

стоял у окна (________),

грелся на солнышке (________),

выкопать из земли (________).

Вариант 2

поскакал к сторожке (________),

блеснули на небе (________),

покачивала головой (________),

найти в коробке (________),

жила над кустом (________),

шли от колодца (________),

плывут по морю (________).

Ребята, посмотрите на доску! Мы справились с заданием и добрались до сундука с сокровищами.

Давайте в него заглянем. Здесь записка, прочитайте её.

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса». (Иван Сергеевич Тургенев)

Как Вы понимаете данное высказывание?

Чему нас оно учит?

Ой, ребята, помимо сообщения на дне сундука имеется клад. В память о нашем сегодняшнем путешествии каждый из вас получит закладку для книги. Помните, что самое большое сокровище – это книги в которых содержатся знания. Читайте больше книг!














Слайд 1












Слайд 2








Слайд 3


Слайд 4, 5


















Слайд 6




Слайд 7




Слайд 8











Слайд 9












Слайд 10










Слайд 11




Слайд 12














Слайд 13



Слайд 14



Слайд 15







Слайд16, 17




Слайд 18-20
















Слайд 21




Слайд 22-23


















Слайд 24


Слайд 25


Слайд 26







Итог урока

Пришло время подвести итоги урока. Ответьте на вопросы:

Какие задачи мы поставили в начале урока?

Сколько падежей в русском языке?

- 6

Перечислите их.

Как называются все падежи, кроме именительного?

-косвенные

Что значит изменить существительное по падежам?

-изменить по вопросам

Почему каждый падеж имеет два вопроса? (

- вопросы одушевлённых и неодушевлённых существительных

В каком падеже имя существительное является в предложении

- подлежащим




Интернет-ресурсы:

https://multiurok.ru/files/organizatsioonyi-moment-dlia-urokov.html

https://www.maam.ru/detskijsad/skazka-o-padezhah.html

https://znanio.ru/media/proverochnaya_rabota_po_russkomu_yazyku_po_teme_padezhi_imen_suschestvitelnyh-135883

https://naymenok.ru/padezhi-3-klass-kartochki/



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.