Урок «Дательный падеж имён существительных»
Дательный падеж имен существительных
PPT / 29.42 Мб
/data/files/q1667031110.ppt (Дательный падеж имен существительных)ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Школа: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Чапаевская средняя общеобразовательная школа»
Учитель: Криворотова Светлана Викторовна
Название учебного предмета: русский язык
Автор УМК (программы учебного курса): В.П.Канакина, В.Г.Горецкий («Школа России»)
Класс: 3 класс
Тема урока: Дательный падеж имен существительных.
Цель урока: развитие умения распознавать имена существительные в дательном падеже и ставить их в нужную форму.
Задачи:
Образовательные:
учить находить существенные признаки имен существительных в дательном падеже;
учить задавать падежные вопросы к именам существительным;
учить устанавливать смысловые связи между словами в предложении.
Развивающие:
развивать мышление, память, речь, внимание;
пополнять словарный запас учащихся.
Воспитательные:
воспитывать позитивное отношение к урокам русского языка через использование средств активизации учебного процесса;
воспитывать чувство ответственности за свой труд, умение работать совместно.
Планируемые результаты:
Предметные:
распознавать дательный падеж по падежному вопросу и предлогам;
употреблять имена существительные в форме дательного падежа;
расширит знание о предлогах, употребляемых с существительными в дательном падеже;
составлять словосочетания, употребляя имена существительные в разных падежах;
закреплять навык разбора предложения по членам предложения.
Метапредметные:
понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;
находить и обобщать информацию, представленную в учебнике;
делать вывод, обобщать;
давать самооценку;
обосновывать правильность выполнения задания.
Личностные:
проявлять интерес к русскому языку
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: урок-путешествие
Методы обучения: практический, словесный, информационный
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная
Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска
Наглядно-демонстрационный материал: презентация к уроку; таблица "Падежи", сигнальная карточка "Дательный падеж"
Основные термины и понятия: имя существительное, дательный падеж, орфограмма
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
№ |
Этапы урока |
Содержание учебного материала |
Виды деятельности |
Форма организации взаимодействия |
Формируемые умения |
Промежуточный контроль |
|||||||||||||||||
учителя |
обучающихся |
||||||||||||||||||||||
1. |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Цель: привлечение внимания учащихся, проверка их готовности к уроку и обеспечение необходимой мотивации к учебной деятельности.
|
Вступительное слово: -Хорошо, проверь дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь отметку…(дети хором) ПЯТЬ!
-Покажите, какое у вас сегодня настроение.
- Я очень рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться.
- А урок у нас сегодня необычный. К нам в гости прилетела Сова. Она предлагает нам отправиться в сказочный лес.
|
Мотивирует учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки, настроя на урок.
Проверяет готовность учащихся к уроку.
|
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте.
Демонстрируют готовность к уроку. |
фронтальная |
Личностные: -формирование положительной учебной мотивации, эмоциональной отзывчивости; Регулятивные: -умение организовать рабочее место; Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.
|
Листы обратной связи
|
||||||||||||||||
2. |
Актуализация и пробное учебное действие
Цель: систематизация ранее полученных знаний, необходимых для открытия нового знания.
|
- К сказочному лесу нас приведут вот эти следы.
-Прочитайте данные слова. Какой частью речи они выражены?
-Что мы знаем об имени существительном?
-Назовите признаки имени существительного.
- Что такое склонение?
-Сколько падежей в русском языке?
- Что вы знаете о существительном в именительном падеже? (Имя существительное в именительном падеже в предложении является подлежащим. Оно употребляется без предлога.)
- Что вы знаете об имени существительном в родительном падеже? ( Имя существительное в родительном падеже отвечает на вопросы Кого? Чего? и употребляется с предлогами у, около, от, без, из, до, для, вокруг, с, после) -Молодцы.
-Чтобы добраться до леса, вам надо эти слова разделить на две группы и записать.
-На какие две группы вы разделили?
-По какому признаку вы распределили слова? (одушевленные и неодушевленные имена существительные; правописание слов с непроверяемой безударной гласной и правописание слов с парными согласными) |
Организует диалог с обучающимися.
Проводит устный опрос по теме предыдущих уроков |
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Распределяют слова по группам. |
Фронтальная, индивидуальная, наблюдение |
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
Устные ответы
Письменная работа |
||||||||||||||||
3. |
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы. |
(Слайд презентации)
- Вот мы и подошли к лесу. Но чтобы войти в него, мы должны определить тему нашего урока.
Чтобы видеть все вокруг, Надо быть внимательным. Окружающий нас мир Очень привлекательный.
Ты березке улыбнись, Солнышку обрадуйся, Руку другу протяни- Вот и замечательно.
- Определите падеж выделенных существительных.
(слайд презентации "План работы")
- Сравните имена существительные. Чем они схожи? (Стоят в дательном падеже.)
- Спишите словосочетания. Укажите главные и зависимые слова. -Ребята, как вы думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке?? Сформулируйте тему урока. (Дательный падеж имен существительных.)
-А что мы с вами уже знаем о дательном падеже? (имена существительные в дательном падеже отвечают на вопросы кому? чему?)
-А что мы хотим узнать о дательном падеже? (какие предлоги употребляются в падеже)
-Чему мы хотим научиться сегодня на уроке? (находить в предложении имена существительные в дательном падеже, быстро определять падеж имен существительных.)
-Правильно. Сегодня мы будем учиться распознавать имена существительные в дательном падеже.
- Нами пароль разгадан, и теперь мы можем войти в сказочный лес.
|
Подводит детей к формулированию темы и постановке задач урока
Формулирует цель учебной деятельности вместе с обучающимися. |
Отвечают на вопросы, выполняют задание; Задают вопросы для уточнения информации.
Определяют падеж имен существительных по составленному плану: 1.Находят главное слово. 2.Задают вопрос от главного слова к существительному. 3.По вопросу определяют падеж.
Формулируют тему и задачу урока. |
Индивидуальная групповая; наблюдение |
Личностные: осознают свои возможности в учении; Познавательные: извлекают необходимую информацию прослышанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Коммуникативные Строят небольшие монологические высказывания. |
Устные ответы |
||||||||||||||||
4. |
Физкультминутка |
Совушка-сова, Совушка-сова, (круговые движения головой) (присели на корточки) (дети встали, машут руками)
|
Проводит физминутку |
Выполняют элементарные физические упражнения |
фронтальная |
Личностные: сознают необходимость заботы о здоровье |
|
||||||||||||||||
5. |
Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.
Цель: организация учащихся с целью наблюдения, систематизации знаний об именах существительных в дательном падеже. Запись нового знания в виде опорного сигнала. |
1.Игра "Исключи лишнее словосочетание"
- Сова хочет познакомить нас с одним из своих друзей. Отгадайте загадку.
- Кто на ветке шишки грыз И бросал объедки вниз? Кто по елкам ловко скачет И взлетает на дыбы? Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы? (белка) (слайд из презентации)
-Правильно, ребята, это белка. Она просит у нас помощи. Ей надо из данного задания по какому- либо признаку исключить лишнее. Давайте поможем ей.
2.На экране (доске): Летит самолет. (предложение) Цветы для мамы (сущ. в Р.п.) Плыл по реке (сущ. в Д.п.) Пришел к сестре (сущ. в Д.п.) Обрадовался солнцу (сущ. в Д.п.)
-Запишите словосочетания (глагол+ существительное в дат.п.), подчеркните предлог.
- С какими предлогами употребляется существительное в дательном падеже? 3. Работа с книгой. -Откройте учебник. Прочитайте сведения о языке на стр. 47.
- Сова просит, чтобы вы самостоятельно заполнили сигнальную карточку.
|
Указывает объект наблюдения.
Организует и сопровождает деятельность обучающихся.
Контролирует правильность выполнения заданий.
|
Отгадывают загадку
Определяют падеж имен существительных по составленному плану:
1.Находят главное слово. 2.Задают вопрос от главного слова к существительному. 3.По вопросу определяют падеж.
Записывают словосочетания в тетрадь.
В сотрудничестве с одноклассниками и учителем делают вывод.
Читают в учебнике сведение о дательном падеже.
Заполняют сигнальную карточку
|
Наблюдение, проблемная ситуация
Фронтальная, индивидуальная
|
Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; Осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. Познавательные: выполняют учебно- познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, делают обобщение, выводы. |
устные ответы |
||||||||||||||||
6. |
Первичное закрепление нового материала
Цель: закрепление нового знания, способов действия. |
Отгадайте загадку и скажите, кто еще живет в сказочном лесу.
-Любит курочек таскать, Мышку в поле отыскать, Очень говорят хитра, И зовут ее ...(лиса).
-Длинный нос и острый взгляд, Я смелее всех тигрят, А певица просто класс, Каррр.. и песня полилась! (ворона)
- На вид, конечно, мелковаты, Но все, что можно, тащат в дом! Неугомонные ребята Вся жизнь их связана с трудом! (муравьи) -Маленький вертолет Летит взад и вперед, Большие глаза, А зовут ее ... (стрекоза)
(слайд из презентации) -Правильно, в этом лесу живут герои басен И.А.Крылова. Давайте вспомним название этих басен. - О чем эти басни? Чему они нас учат?
Работа по учебнику. (с. 46, упр.83) Работа в паре.
-Прочитайте задание. -Спишите предложение. Найдите слова с орфограммами и объясните их написание. 1 ряд - предложение к басне «Стрекоза и муравей». 2 ряд- предложение к басне «Ворона и Лисица».
- Проверим, какие предложения вы написали. Объясните, какие буквы вставили и почему?
|
Проводит параллель с ранее изученным материалом
Осуществляет индивидуальный контроль. Организует проверку выполнения задания. |
Отгадывают загадки
Работают с заданием.
Обосновывают выбор написания. Называют правило на которое опирались при выполнении задания.
|
Фронтальная индивидуальная
|
Личностные: Осознают свои возможности в учении; Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; Осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. Познавательные: выполняют учебно- познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, делают обобщение, выводы. |
Устные ответы
Письменная работа |
||||||||||||||||
7. |
Физминутка. Гимнастика для глаз |
Ребята, встаньте, выполним гимнастику для глаз. Чтобы зоркими быть, Надо глазками крутить. (вращать глазами по кругу по 2-3 сек.) Зорче глазки, чтоб глядели, Разотрем их еле-еле. (массажируем веки, не закрывая глаз) Нарисуем большой круг (глазами рисовать круг) И осмотрим все вокруг (влево,вправо) Глазки влево, глазки вправо, Вверх и вниз и все сначала. Быстро, быстро поморгать. Отдых глазкам надо дать.
|
Проводит физминутку |
Выполняют упражнения для глаз |
Фронтальная |
Личностные: понимают необходимость сохранения и укрепления здоровья, важность предупреждения утомляемости и перегрузки |
|
||||||||||||||||
8. |
Самостоятельная работа Цель: организация работы с целью выявления уровня владения знаниями о падежах имени существительного. |
-Ребята, мы хорошо провели время в гостях у Совы. Нам пора возвращаться домой. Но выйти из леса вы сможете, выполнив задание в рабочей тетради. -Откройте стр.35.Прочитайте задание из упр.75. - Перескажите своему соседу задание этого упражнения. -Приступайте к выполнению.
-Сделайте взаимопроверку. |
Организует и сопровождает деятельность обучающихся, контролирует правильность выполнения заданий.
|
Осуществляют самопроверку, взаимопроверку, предварительную оценку. |
Индивидуальная |
Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы
Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
|
Письменная работа |
||||||||||||||||
9. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: анализ успешности овладения новыми знаниями, пути преодоления недостатков |
Беседа: -Что нового узнали на уроке? -Какие трудности у вас проявлялись в процессе работы? -Как вы их преодолели?
(слайд презентации)
- Понравилось ли вам на уроке? - Какое настроение у вас сейчас? -Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне.
|
Акцентирует внимание на конечный результат учебной деятельности обучающихся |
Называют основные позиции нового материала и как они его усвоили (что получилось, что не получилось и почему);
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке |
Фронтальная Индивидуальная |
Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объектом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, аналитических умений как интегрированных, сложных действий; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.
Регулятивные: оценивают свою работу.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.
|
Лист обратной связи |
||||||||||||||||
10. |
Выставление оценок. Цель: оценить результаты коллективной и индивидуальной работ |
Сегодня вы все хорошо поработали. За урок получили ….. |
Выставляет оценки |
|
|
|
|
||||||||||||||||
11. |
Домашнее задание |
-Запишите домашнее задание Учебник стр.47 упр.84; правило |
Объясняет домашнее задание |
Записывают задание в дневник. Подают дневники для оценки учителю. |
|
|
|