Урок «Дательный падеж имён существительных»

4
0
Материал опубликован 29 October 2022

Дательный падеж имен существительных
PPT / 29.42 Мб

/data/files/q1667031110.ppt (Дательный падеж имен существительных)ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Школа: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Чапаевская средняя общеобразовательная школа»

Учитель: Криворотова Светлана Викторовна

Название учебного предмета: русский язык

Автор УМК (программы учебного курса): В.П.Канакина, В.Г.Горецкий («Школа России»)

Класс: 3 класс

Тема урока: Дательный падеж имен существительных.

Цель урока: развитие умения распознавать имена существительные в дательном падеже и ставить их в нужную форму.

Задачи:

Образовательные:

учить находить существенные признаки имен существительных в дательном падеже;

учить задавать падежные вопросы к именам существительным;

учить устанавливать смысловые связи между словами в предложении.

Развивающие:

развивать мышление, память, речь, внимание;

пополнять словарный запас учащихся.

Воспитательные:

воспитывать позитивное отношение к урокам русского языка через использование средств активизации учебного процесса;

воспитывать чувство ответственности за свой труд, умение работать совместно.

 

Планируемые результаты:

Предметные:

распознавать дательный падеж по падежному вопросу и предлогам;

употреблять имена существительные в форме дательного падежа;

расширит знание о предлогах, употребляемых с существительными в дательном падеже;

составлять словосочетания, употребляя имена существительные в разных падежах;

закреплять навык разбора предложения по членам предложения.

Метапредметные:

понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;

находить и обобщать информацию, представленную в учебнике;

делать вывод, обобщать;

давать самооценку;

обосновывать правильность выполнения задания.

Личностные:

проявлять интерес к русскому языку

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок-путешествие

Методы обучения: практический, словесный, информационный

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска

Наглядно-демонстрационный материал: презентация к уроку; таблица "Падежи", сигнальная карточка "Дательный падеж"

Основные термины и понятия: имя существительное, дательный падеж, орфограмма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

 

Этапы урока

Содержание учебного материала

Виды деятельности

Форма организации взаимодействия

Формируемые умения

Промежуточный контроль

учителя

обучающихся

1.

Мотивация (самоопределение)

к учебной деятельности

 

Цель: привлечение внимания учащихся, проверка их готовности к уроку и обеспечение необходимой мотивации к учебной деятельности.

 

Вступительное слово:

-Хорошо,    проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку…(дети хором) ПЯТЬ!

 

-Покажите, какое у вас сегодня настроение.

t1667030767aa.jpg

 

 

 

- Я очень рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться.

 

-t1667030767ab.png А урок у нас сегодня необычный.

К нам в гости прилетела Сова.

Она предлагает нам

отправиться в сказочный лес.

 

Мотивирует учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки, настроя на урок.

 

 

 

Проверяет готовность учащихся к уроку.

 

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте.

 

 

 

Демонстрируют готовность к уроку.

фронтальная

Личностные:

-формирование положительной учебной мотивации, эмоциональной отзывчивости;

Регулятивные:

-умение организовать рабочее место;

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

 

Листы обратной связи

 

2.

Актуализация и пробное учебное действие

 

Цель: систематизация ранее полученных знаний, необходимых для открытия нового знания.

 

-t1667030767ac.pngt1667030767ad.pngt1667030767ae.pngt1667030767af.png К сказочному лесу нас приведут вот эти следы.

t1667030767ag.png

 

 

-Прочитайте данные слова. Какой частью речи они выражены?

 

-Что мы знаем об имени существительном?

 

-Назовите признаки имени существительного.

 

- Что такое склонение?

 

-Сколько падежей в русском языке?

 

- Что вы знаете о существительном в именительном падеже?

(Имя существительное в именительном падеже в предложении является подлежащим. Оно употребляется без предлога.)

 

- Что вы знаете об имени существительном в родительном падеже?

( Имя существительное в родительном падеже отвечает на вопросы Кого? Чего? и употребляется с предлогами у, около, от, без, из, до, для, вокруг, с, после)

-Молодцы.

 

-Чтобы добраться до леса, вам надо эти слова разделить на две группы и записать.

 

-На какие две группы вы разделили?

 

-По какому признаку вы распределили слова? (одушевленные и неодушевленные имена существительные; правописание слов с непроверяемой безударной гласной и правописание слов с парными согласными)

Организует диалог с обучающимися.

 

 

 

 

 

 

Проводит устный опрос по теме предыдущих уроков

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Распределяют слова по группам.

Фронтальная, индивидуальная,

наблюдение

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Устные ответы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Письменная работа

3.

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

 

Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы.

t1667030767ah.png

(Слайд презентации)

 

- Вот мы и подошли к лесу. Но чтобы войти в него, мы должны определить тему нашего урока.

 

Чтобы видеть все вокруг,

Надо быть внимательным.

Окружающий нас мир

Очень привлекательный.

 

Ты березке улыбнись,

Солнышку обрадуйся,

Руку другу протяни-

Вот и замечательно.

 

-t1667030767ab.png Определите падеж выделенных существительных.

 

(слайд презентации "План работы")

 

 

 

-t1667030767ai.gift1667030767ab.png Сравните имена существительные. Чем они схожи? (Стоят в дательном падеже.)

 

- Спишите словосочетания. Укажите главные и зависимые слова.

-Ребята, как вы думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке?? Сформулируйте тему урока. (Дательный падеж имен существительных.)

 

-А что мы с вами уже знаем о дательном падеже? (имена существительные в дательном падеже отвечают на вопросы кому? чему?)

 

-А что мы хотим узнать о дательном падеже? (какие предлоги употребляются в падеже)

 

-Чему мы хотим научиться сегодня на уроке? (находить в предложении имена существительные в дательном падеже, быстро определять падеж имен существительных.)

 

-Правильно. Сегодня мы будем учиться распознавать имена существительные в дательном падеже.

 

- Нами пароль разгадан, и теперь мы можем войти в сказочный лес.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подводит детей к формулированию темы и постановке задач урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулирует цель учебной деятельности вместе с обучающимися.

Отвечают на вопросы, выполняют задание;

Задают вопросы для уточнения информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определяют падеж имен существительных по составленному плану:

1.Находят главное слово.

2.Задают вопрос от главного слова к существительному.

3.По вопросу определяют падеж.

 

 

 

 

Формулируют тему и задачу урока.

Индивидуальная групповая;

наблюдение

Личностные: осознают свои возможности в учении;

Познавательные: извлекают необходимую информацию прослышанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Коммуникативные

Строят небольшие монологические высказывания.

Устные ответы

4.

Физкультминутка

t1667030767aj.png Совушка-сова,

 Совушка-сова, 
Большая голова,

 (круговые движения головой)
На пеньке сидит,

 (присели на корточки)
Головой вертит, 
Во все стороны глядит, 
Да ка-а-ак 
Полетит!

 (дети встали, машут руками)

 

 

Проводит физминутку

Выполняют элементарные физические упражнения

фронтальная

Личностные: сознают необходимость заботы о здоровье

 

5.

Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

 

Цель: организация учащихся с целью наблюдения, систематизации знаний об именах существительных в дательном падеже.

Запись нового знания в виде опорного сигнала.

1.Игра

"Исключи лишнее словосочетание"

 

- Сова хочет познакомить нас с одним из своих друзей. Отгадайте загадку.

 

- Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дыбы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?

(белка)

t1667030767ak.png

(слайд из презентации)

 

 

 

-Правильно, ребята, это белка.

Она просит у нас помощи. Ей надо из данного задания по какому- либо признаку исключить лишнее. Давайте поможем ей.

 

2.На экране (доске):

Летит самолет. (предложение)

Цветы для мамы (сущ. в Р.п.)

Плыл по реке (сущ. в Д.п.)

Пришел к сестре (сущ. в Д.п.)

Обрадовался солнцу (сущ. в Д.п.)

 

-Запишите словосочетания

(глагол+ существительное в дат.п.), подчеркните предлог.

 

- С какими предлогами употребляется существительное в дательном падеже?

3. Работа с книгой.

-Откройте учебник. Прочитайте сведения о языке на стр. 47.

 

-t1667030767ab.png Сова просит, чтобы вы самостоятельно заполнили сигнальную карточку.

 

 

Дательный падеж

Слово-помощник

 

Вопросы

 

Предлоги

 

 

 

 

Указывает объект наблюдения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует и сопровождает деятельность обучающихся.

 

Контролирует правильность выполнения заданий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отгадывают загадку

 

 

Определяют падеж имен существительных по составленному плану:

 

1.Находят главное слово.

2.Задают вопрос от главного слова к существительному.

3.По вопросу определяют падеж.

 

 

 

 

 

Записывают словосочетания в тетрадь.

 

В сотрудничестве с одноклассниками и учителем делают вывод.

 

 

 

 

 

 

 

Читают в учебнике сведение о дательном падеже.

 

Заполняют сигнальную карточку

 

 

Дательный падеж

Слово-помощник

Даю, рад

Вопросы

Кому?

Чему?

Предлоги

К, по

 

Наблюдение, проблемная ситуация

 

Фронтальная, индивидуальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки;

Осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

Познавательные: выполняют учебно- познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, делают обобщение, выводы.

устные ответы

6.

Первичное закрепление нового материала

 

Цель: закрепление нового знания, способов действия.

Отгадайте загадку и скажите, кто еще живет в сказочном лесу.

 

-Любит курочек таскать,

Мышку в поле отыскать,

Очень говорят хитра,

И зовут ее ...(лиса).

 

-Длинный нос и острый взгляд,

Я смелее всех тигрят,

А певица просто класс,

Каррр.. и песня полилась! (ворона)

 

- На вид, конечно, мелковаты,

Но все, что можно, тащат в дом!

Неугомонные ребята

Вся жизнь их связана с трудом!

(муравьи)

-Маленький вертолет

Летит взад и вперед,

Большие глаза,

А зовут ее ... (стрекоза)

 

t1667030767al.gif

(слайд из презентации)

-Правильно, в этом лесу живут герои басен И.А.Крылова. Давайте вспомним название этих басен.

- О чем эти басни? Чему они нас учат?

 

Работа по учебнику. (с. 46, упр.83)

Работа в паре.

 

-Прочитайте задание.

-Спишите предложение. Найдите слова с орфограммами и объясните их написание.

1 ряд - предложение к басне «Стрекоза и муравей».

2 ряд- предложение к басне «Ворона и Лисица».

 

- Проверим, какие предложения вы написали. Объясните, какие буквы вставили и почему?

 

 


 


 

Проводит параллель с ранее изученным материалом


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Осуществляет индивидуальный контроль.

Организует проверку выполнения задания.

Отгадывают загадки


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Работают с заданием.


 

Обосновывают выбор написания.

Называют правило на которое опирались при выполнении задания.


 

 

Фронтальная

индивидуальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные:

Осознают свои возможности в учении;

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки;

Осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

Познавательные: выполняют учебно- познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, делают обобщение, выводы.

Устные ответы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Письменная работа

7.

Физминутка. Гимнастика для глаз

Ребята, встаньте, выполним гимнастику для глаз.

Чтобы зоркими быть,

Надо глазками крутить.

(вращать глазами по кругу по 2-3 сек.)

Зорче глазки, чтоб глядели,

Разотрем их еле-еле.

(массажируем веки, не закрывая глаз)

Нарисуем большой круг

(глазами рисовать круг)

И осмотрим все вокруг

(влево,вправо)

Глазки влево, глазки вправо,

Вверх и вниз и все сначала.

Быстро, быстро поморгать.

Отдых глазкам надо дать.

 

Проводит физминутку

Выполняют упражнения для глаз

Фронтальная

Личностные: понимают необходимость сохранения и укрепления здоровья, важность предупреждения утомляемости и перегрузки

 

8.

Самостоятельная работа

Цель: организация работы с целью выявления уровня владения знаниями о падежах имени существительного.

​​​​​​​ -Ребята, мы хорошо провели время в гостях у Совы. Нам пора возвращаться домой. Но выйти из леса вы сможете, выполнив задание в рабочей тетради.

-Откройте стр.35.Прочитайте задание из упр.75.

- Перескажите своему соседу задание этого упражнения.

-Приступайте к выполнению.

 

-Сделайте взаимопроверку.

Организует и сопровождает деятельность обучающихся, контролирует правильность выполнения заданий.

 

Осуществляют самопроверку, взаимопроверку, предварительную оценку.

Индивидуальная

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы

 

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

 

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

 

Письменная работа

9.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: анализ успешности овладения новыми знаниями, пути преодоления недостатков

Беседа:

-Что нового узнали на уроке?

-Какие трудности у вас проявлялись в процессе работы?

-Как вы их преодолели?

 

t1667030767am.gif(слайд презентации)

 

- Понравилось ли вам на уроке?

- Какое настроение у вас сейчас?

-Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне.

t1667030767aa.jpg

 

 

Акцентирует внимание на конечный результат учебной деятельности обучающихся

Называют основные позиции нового материала и как они его усвоили (что получилось, что не получилось и почему);

 

 

 

 

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная

Индивидуальная

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объектом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, аналитических умений как интегрированных, сложных действий; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

 

Регулятивные: оценивают свою работу.

 

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

 

Лист обратной связи

10.

Выставление оценок.

Цель: оценить результаты коллективной и индивидуальной работ

Сегодня вы все хорошо поработали.

За урок получили …..

Выставляет оценки

 

 

 

 

11.

Домашнее задание

-Запишите домашнее задание

Учебник стр.47 упр.84; правило

Объясняет домашнее задание

Записывают задание в дневник.

Подают дневники для оценки учителю.

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.