12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Тукаева Елена Владимировна22 Россия, Удмуртская респ., Ижевск |
Обобщение знаний о падежах имён существительных
Технологическая карта урока
Данные об учителе Тукаева Елена Владимировна
Предмет: русский язык Класс 3 Учебник (УМК): Канакиной В.П., Горецкого В.Г. «Школа России»
Тема урока: Обобщение знаний о падежах имён существительных
Тип урока: урок закрепления
Оборудование: учебник, тетрадь, раздаточный материал (лист самооценки, карточки с заданиями), ноутбук, интерактивная доска, проектор.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок: В классе 15 человек. Из них 6 мальчиков, 9 девочек.
Учащиеся данного класса активны и подвижны. На уроках не всегда легко переключаются с одного вида деятельности на другой, темп работы – средний. Дети знают правила поведения учащихся, но не все могут контролировать себя во время урока.
Учащиеся владеют:
Регулятивными УУД:
формулировать цель урока при помощи учителя;
Познавательными УУД:
ориентироваться в учебнике
Коммуникативными УУД:
высказывать свою точку зрения
задавать вопросы, отвечать на вопросы
Личностными УУД:
проявлять уважительное отношение к мнению других
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижений результатов обучения | |
Предметные Д | Уметь определять падеж имён существительных по вопросу и предлогу. Разбирать предложения по членам. Повторить безударную гласную, проверяемую и не проверяемую ударением. | 2- выше среднего уровня 7- средний уровень достижений 3- ниже среднего уровня 3- низкий уровень достижения | |
Метапредметные | Познавательные УУД | С помощью учителя открывать и структурировать знания. Обобщать и классифицировать информацию по признакам. | 2- выше среднего уровня 6- средний уровень достижений 3- ниже среднего уровня 4- низкий уровень достижения |
Регулятивные УУД | Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности . | 2- выше среднего уровня 6- средний уровень достижений 2- ниже среднего уровня 5- низкий уровень достижения | |
Коммуникативные УУД | Сотрудничать с одноклассниками и учителем. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. | 4- выше среднего уровня 4- средний уровень достижений 4- ниже среднего уровня 3- низкий уровень достижения | |
Личностные | Осознавать и аргументировать уровень своих возможностей при выборе, дифференциации задания. | 3- выше среднего уровня 4- средний уровень достижений 4- ниже среднего уровня 4- низкий уровень достижения |
Этап урока, время этапа | Задачи этапа | Методы, приемы обучения | Формы учебного взаимодействия | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность ученика | Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия |
1.Мотивационно-целевой раздел (организационный момент. 1 мин) | Эмоционально и психологически настроить детей на урок. Проверить готовность учащихся к уроку. | Слово учителя | фронтальная | Читает стихотворение Смотрит, все ли готовы к уроку. (Включает 1 слайд) | Придумано кем-то просто и мудро -Тихо сели. | Дети слушают. Проверяют, всё ли есть на парте (наличие учебника, тетради, пенала) | Коммуникативные УУД: -сотрудничать с одноклассниками и учителем. Регулятивные УУД: - контролировать собственную готовность к уроку, самоорганизация внимания |
Актуализация знаний | Выявить уровень имеющихся знаний | Наблюдение. Беседа по уточнению знаний | Фронтальная. Речевая разминка | Просить записать в тетрадь число, прописать слово, сделать звуковую транскрипцию слова. | -Откройте тетради, запишите число Двадцатое февраля. Классная работа. Февраль Фе__в ра___ль Февра____ль февраль -Пропишем в тетради слово- Февраль . -Сколько букв в слове февраль? Сколько звуков? | Открывают тетради, записывают число, класс ная работа. Прописывают Отвечают на вопросы | Познавательные УУД: - на основе анализа объектов делать выводы. Регулятивные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний. Личностные УУД: - сотрудничать с одноклассниками и учителем. Коммуникативные УУД: - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
Словарная работа | Выявить уровень имеющихся знаний | наблюдение | индивидуальная | На экране записаны (2слайд) словарные слова с пропущенными буквами. Просит записать в тетрадь, вставив пропущенные буквы. | - Вставьте пропущенные буквы С.м.лёт, комн.та, кр.вать, р.бина, тр.мвай, пятн.ца, с.лома. - Что общего у этих слов? (Словарные слова, имена существительные) - Взаимопроверка и оценивание работы соседа по парте. | Записывают, вставляя пропущенные буквы. Отвечают на вопросы. Определяют орфограмму, существительных | Познавательные УУД: - поиск и выделение необходимой информации; - контроль и оценка процесса и результатов деятельности; |
Воспроизведение знаний об имени существительном | Выявить уровень имеющихся знаний. Обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимися неполноты имеющихся знаний. | Беседа по уточнению знаний | фронтальная | Задаёт вопросы | - Что вы можете рассказать об именах существительных? - Как изменяются имена существительные? (По числам, по падежам) - Что такое склонение? (Изменение по падежам) | Отвечают на вопросы | Познавательные УУД: - поиск и выделение необходимой информации; - Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; Личностные УУД: -формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками |
Закрепление знаний о падежах Мотивационно-целевой (Планироние деятельности, целеполагание) 2. Поисково – исследовательский. (Работа по теме урока, открытие новых знаний) Работа по учебнику 3. Практический этап 4.Рефлексивно-оценочный (подведение итогов урока, рефлексия) | Определить границы знания и незнания в созданной ситуации. Организовать формулирование проблемы, постановку цели | Создание проблемной ситуации, побуждающий диалог. | Фронтальная | Читает рассказ Предлагает исправить ошибки. (слайд 3) Задаёт вопросы по теме. Даёт задание детям, потом вместе проверяют. (КАРТОЧКИ №1) Предлагает открыть учебник и поработать с правилом. Предлагает выполнить задания на листочках, не объясняя задания, разных уровней. Предлагает оценить свою самостоятельную работу. | - Я буду вам рассказывать, а вы попробуете догадаться, кто является героем моего рассказа 1. Предлогов с детства не люблю, Ни с чем не спутает никто. - Дайте характеристику Именительному падежу. 2. Кого же нет? Я очень беспокоюсь, чего же нет? Отправлюсь я на поиск Прошу друзья, скорее помогите! И как зовут меня, скажите! - Расскажите о Родительном падеже. 3. Я работаю старательно Кому отдать? К чему призвать? Лишь только я могу сказать с предлогом «К» порой дружу Но и один гулять хожу. - Дательный падеж - это... 4. Кого винить мне видно сразу! Ведь я важней министра! Все это знают тут! А ну скорей скажите, Как меня зовут? - Что вы знаете о Винительном падеже? 5. Творите чем? Творите с кем? - Расскажите о Творительном падеже. 6. Мне без предлогов свет не мил О чем мечтаешь и в чем гулять. - Что вы знаете о Предложном падеже? - Я предлагаю рассмотреть, как выполнил такую же работу герой одного из мультфильмов Незнайка, и помочь ему исправить ошибки. - В каждой группе найдите лишнее слово: 1.именительный родительный дательный просительный 2.кто? что? кем? откуда? чего? о ком? 3.есть нет дать взять вижу думаю - Я вижу, что вы знаете все падежи. - Попробуйте определить тему нашего урока. И тема нашего урока: «Обобщение знаний о падежах имен существительных». - Какую цель перед собой поставим? Сегодня на уроке мы будем развивать умение определять падеж имён существительных - Чему мы сейчас учились? Оцените себя. 1. Работа в группах. - Как определить падеж имени существительного? (От главного слова ставили вопрос к существительному и по вопросу определяем падеж.) - Определите падежи у выделенных имён существительных. Ребята шли из школы. Лисий след ведёт к норе. С неба летел мокрый снежок. Яблоко от яблони недалеко падает. К дому подъехала грузовая машина. У страха глаза велики - Оцените работу в группах. - На какие вопросы отвечает имя существительное в начальной форме? - Соответственно, в каком падеже оно стоит? - Именительный падеж – это начальная форма имени существительного. - Сегодня мы узнаем, как называются все остальные падежи. Откройте учебники на с. 58 и прочитайте в верхней части листа информацию, которую нам предлагает Умная Сова. - Так, как же называются все падежи, кроме именительного? 4. Самостоятельная работа. На листочках записаны предложения. Задание№1: 1. Спиши предложение, поставив существительные в нужной форме. 2. Подчеркни подлежащее и сказуемое. 3. Укажи падежи имён существительных. Шуршит под (ноги) опавшая листва. Желтеют листья на (берёза). Ветер срывает с (ветка) последние листочки. Готовились к (отлёт) журавли. Чудесный ковёр из (листья) покрыл (земля). Задание №2 1. Запиши словосочетания с данными существительными. Обозначь падеж существительных. Привет (кому?) (брат, сестра)__________________ - Оцените себя. V. Итоги урока - Сколько падежей у имени существительного? - Давайте назовём падежи с вопросами и вспомогательными словами. - Как определить падеж имени существительного? VI. Домашнее задание С. 58 упр. 104 или 103 | Отгадывают (Именительный падеж) -(Родительный падеж) -(Дательный падеж) (Винительный падеж) - (Творительный падеж) - (Предложный падеж) Находят лишнее слово, дают свои ответы С помощью учителя формулируют тему урока и цель урока. Отвечают на вопрос. Оценивают себя. Отвечают на вопросы Работают в группах, определяют падежи Проверяют вместе с учителем Оценивают свою работу в группах. Открывают учебники, читают правило, отвечают на вопрос. Учащиеся в силу своих способностей выбирают себе задание, которое будут выполнять. По окончанию работы, оценивают себя | Регулятивные УУД: - Высказывать своё предположение на основе работы с материалом. Коммуникативные УУД: - участвовать в коллективном обсуждении проблемы. - слушать других и обосновывать и доказывать свою точку зрения, уважительно относиться к иной точке зрения. Познавательные УУД: - на основе анализа объектов делать выводы, выдвигать гипотезы и доказывать их. Регулятивные УУД: *Уметь ориентироваться в своей системе знаний. *Уметь определять и формулировать тему урока с помощью учителя. Личностные УУД: *Уметь сотрудничать с одноклассниками и учителем. Коммуникативные УУД: * Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Предметные: уметь правильно находить в предложении сущ. и падеж - осознавать правильность выполнения задания. Коммуникативные: - принимать участие в учебном диалоге, высказывать свое мнение корректно в доступной для других форме; - слушать и слышать друг друга. Познавательные: - контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: Желание приобрести новые знания, Познавательные УУД: осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Регулятивные УУД: работать по образцу; оценивать результат своей работы, оценивать правильность выполнения действия напарников, вносить коррективы в действие после его завершения. Личностные УУД: воспроизводить нормы речевого этикета и соблюдать их при построении диалога с одноклассниками, осуществлять рефлексию Познавательные УУД: осознанно строить речевое высказывание. Коммуникативные УУД: отображать свои чувства и мысли в речевом высказывании. Личностные УУД: осознание значимости полученных знаний и необходимости их применения. |
Приложение
Лист самооценки
Учени__ 3 класса ____________________
Что я умею | Критерии оценки | Оценка |
1.Умение оценивать своего соседа. | Я умею пользоваться критериями и оценивать своего соседа по парте. | |
Я не совсем понимаю критерии оценивания и при оценке возникли трудности | | |
2.Ставить цель, планировать работу. | Я активно участвую в определении цели урока и составлении плана. | |
Я понимаю, как определить цель и составить план, но не всегда поднимаю руку. | | |
Мне пока сложно ставить цель и планировать работу. | | |
3.Умение работать в группе. | Я активно участвую в обсуждении проблемы, высказываю мнение и могу его доказать. | |
Я участвую в работе группы не очень активно, свою точку зрения не всегда могу доказать. | | |
Я не люблю работать в группе, мне больше нравится самостоятельная работа. | | |
4.Самостоятельно выполнять задания. | Я смог(ла) понять задание, самостоятельно выполнил(а) его аккуратно и без ошибок. | |
Я понял(а) задание, выполнил(а) его, но допустил(а) 1-2 ошибки, которые нашёл(ла) и исправил(а). | | |
Я не совсем понял(а) задание, поэтому допустил(а) много ошибок. Постараюсь быть внимательнее. | |
Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке.
Закончите предложения:
1. На уроке для меня было важно______________________________________ ______________________________________________________________ |
2. На уроке мне было сложно_________________________________________ _______________________________________________________________ |
3. Теперь я умею__________________________________________________ __________________________________________________________________ |
4. На уроке у меня получилось_____________________________________ ______________________________________________________________ |
- Определите падежи у выделенных имён существительных.
Ребята шли из школы.
Лисий след ведёт к норе.
С неба летел мокрый снежок.
Яблоко от яблони недалеко падает.
К дому подъехала грузовая машина.
У страха глаза велики
№2
Задание№1:
1. Спиши предложение, поставив существительные в нужной форме.
2. Подчеркни подлежащее и сказуемое.
3. Укажи падежи имён существительных.
Шуршит под (ноги) опавшая листва.
Желтеют листья на (берёза).
Ветер срывает с (ветка) последние листочки.
Готовились к (отлёт) журавли.
Чудесный ковёр из (листья) покрыл (земля).
Задание №2
1. Запиши словосочетания с данными существительными. Обозначь падеж существительных.
Привет (кому?) (брат, сестра)__________________
Радовался (чему?) (весна, праздник)______________
Писать (чем?) (перо, мел)____________________
Рассказывать (о ком?) (лиса, сова, ёж)____________________
Урожай (чего?) (овёс, пшеница)_______________
Рассказ (кого?) (ветеран, гость)__________________