
Презентация по русскому языку
на тему:
«Правописание
-ться и -тся
в глаголах»
для 4 класса
Разработал:
Беляева Альбина Рахимьяновна,
Учитель начальных классов
МОБУ СОШ №1
п.Саракташ
Оренбургской области

Продолжите фразу:
«Если я буду хорошо знать русский язык,
то смогу….

Опрос
Какую часть речи мы изучаем?
Что называется глаголом ?
Что такое неопределённая форма глагола?

Прочитайте текст. Найдите глаголы.
Определите морфологические признаки.
Апрель – месяц весенний. Весело звенит вешняя капель. На дворах сверкают лужи. Скоро прилетят с юга дикие утки.
В голубой вышине зазвенит весёлая песня жаворонка.

Проверяем
звенит – н.вр., 3л, ед.ч, 2 спр;
сверкают – н.вр., 3л, мн.ч, 1 спр;
прилетят – б.вр., 3л, мн.ч, 2 спр.,
зазвенит – б.вр., 3л, ед.ч.,2 спр.

Какие глаголы называются возвратными?

Спишите пословицу, вставляя пропущенное сочетание букв.
Тот труда не бои(т…ся),
Кто умеет труди (т…ся).

Взаимопроверка
Какой будет
тема
нашего урока?

Тема урока
Правописание
-тся и -ться
в глаголах

На уроке я помогу вам познакомиться с правописанием глаголов, оканчивающихся на -тся и –ться;
научиться задавать вопросы к глаголам;
развивать дальнейшее умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму.

Итак, в каком случае пишется -ться?
Если глагол стоит в неопределённой форме, отвечает на вопрос что делать? или что сделать? перед - ся пишется ь знак
В каких случаях пишется – тся?
Если глагол стоит в з-е лице ед. или мн. числа, отвечает на вопросы что делает? , что сделает?, что делают? , что сделают?, то пишется –тся

Прочитайте слова. Запишем их в тетрадь в два столбика –тся, -ться, подчёркивая орфограммы.
Он хвалит…ся, вращат…ся, качат…ся, она боит…ся, они нравят…ся, прощат…ся.

Проверим
-тся -ться
он хвалится вращаться
она боится качаться
они нравятся прощаться

Физкультминутка

Вставь в пословицы изученную орфограмму
Друзья (что делают?) познают…ся в беде.
Трус своей тени (что делает?) боит…ся.
Не стыдно не знать, стыдно(что делать?) не учит…ся.
За всё (что делать?) брат…ся – ничего не сделать.

Кто на уроке старает…ся,
У того всё получает…ся.
Если не будешь стремит…ся,
Нечем будет гордит…ся!

- Какую цель ставили перед собой на начало урока?
- Кто считает, что достиг поставленных целей?
- За что бы вы себя похвалили?
В каких случаях мы пишем перед –ся ь знак?
В каких случаях мы не пишем перед –ся ь знак?