Урок русского языка «Правописание глаголов на тся и - ться» (4 класс)
-Цель: познакомить с правописание глаголов, оканчивающихся на –тся, -ться
ЗАДАЧИ:
1. объяснение правописания –тся- и –ться- в формах глагола;
2. научить различать правописание глаголов на –тся- и -ться-;
3. воспитывать интерес к изучению русского языка.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: формирование новых понятий: инфинитив;
воспитание любви к русскому языку; интереса к слову;
личностные УУД: выстраивание добрых отношений в учебном коллективе;
регулятивные УУД: целеполагание, определение способов решения задач, прогнозирование результата, рефлексия;
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, анализ, умение доказывать;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, со сверстниками, умение достаточно полно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная
I Орг момент. Мотивация.
«Человек силен не силой, а многими знаниями».
-Как вы ее понимаете?( Ответы детей)
-Ребята, это осетинская народная пословица, а кто может назвать из русского фольклора пословицу с таким же значением? (Птица красна пером, а человек знаниями.,-Что объединяет все эти пословицы? (Они все о ценностях знаний)
-Я желаю вам сегодня обогатиться новыми знаниями, пожелать творческих успехов.
– Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов
II Актуализация знаний
1 Словарная работа. Послушайте загадку, отгадав ее, вы познакомитесь с написанием нового словарного слова:
Этот ветер так силен, что ломает ветки он.
И с домов срывает крыши,
Ты о ветре этом слышал?--ураган
-Что такое ураган?
(Ураган – это ветер разрушительной силы и значительной продолжительности, скорость которого свыше 30м/сек)
-К следующему уроку найдите информацию: почему ураганы принято называть женскими именами.
-Составьте предложение с этим словом. Примеры детей.
Неожиданно на маленький городок налетел разрушительный ураган и повалил деревья.
Ураган что сделал- налетел и повалил).
-Какие орфограммы встретились при написании данного предложения. Докажите их правописание в словах.
-Назовите грамматическую основу предложения.
-Дайте характеристику предложению. (Простое, осложнено наличием однородных сказуемых). По цели высказывания- повествовательное, по наличию главных членов- полное, по наличию второстепенных –распространенное. )
– Какую тему мы изучаем в настоящее время на уроках русского языка? (глагол).
– Что вы знаете о глаголе?( Глагол –часть речи , который обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?)
-Назовите глаголы в нашем предложении.
-Что вы о них можете рассказать?
– Какие правила правописания глаголов изучили? (правописание приставок, частицы не с глаголом, ь после шипящих)
– Уверены ли вы в том, что знаете все случаи правописания глаголов? (нет)
– Для чего нужно знать все правила написания глаголов?(грамотно писать)
– Итак, мы продолжим изучение глагола и познакомимся с новым правилом написания слов данной части речи.
-На доске записаны слова: прочитаем их.(умница, столица, учится, учиться, светится, конница, сахарница, светиться, клубиться, клубится )
Подумайте, на какие группы их можно разделить?
-По какому признаку вы их разделили? (глаголы, имена существительные)
-Одинаково ли заканчиваются слова при произношении? Да)
-А что вы заметили при написании?
-Почему? ( Слова разных частей речи)
- В каких словах вы уверены , что нужно писать буквосочетание ца? ( у сущ)
На конце имен сущ. слышится –[ца] и пишется -ца .
-Какие слова вызвали у вас затруднения?
Почему? (глаголы с сочетаниями тся и ться еще не изучали)
-Сформулируйте тему нашего урока (Правописание буквосочетаний - тся и- ться в глаголах)
-Какова цель нашего урока? (Научиться писать глаголы, которые оканчиваются на [ца])
-Какие задачи мы себе поставим на уроке?
1.Находить глаголы на –[ца]
2.Узнать когда пишется –тся, -ться
3.Научиться писать глаголы на - тся,-ться
Исследование 1
– Запишите глаголы в два столбика: в первый – без ь, а во второй – с ь ( пишут пока без вопроса)
Проверка по эталону
учится учиться
светится светиться
клубится клубиться
-Итак, что же у вас получилось? Давайте проверим .
-Сверьте по эталону.
-Что помогло вам распределить слова в 2 столбика?(Установка связи между вопросом и словом)
( что делает?) (что делать?)
-Сверьте по эталону.
-Что интересного вы заметили?
(Слова 1 го столбика отвечают на вопрос что делает? В вопросе нет ь зн , и в словах его тоже нет; у слов 2го столбика в вопросе есть ь , и в слове он тоже есть.
Итак, какое же вы первое открытие сделали ?
( Если в вопросе есть ь, значит, и глагол пишем с ь., если ь отсутствует в вопросе, значит ,и глагол пишем без ь.
Исследование 2.Работа над предложением.
–ЗАПИШИТЕ 2 ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Мама гордится сыном. Мама будет гордиться успехами сына.
- Определите лицо глаголов.( .гордится 3-ел,)
– В каком предложении вы не смогли определить у глагола лицо? (во втором)
-Почему?( Гл. неопределённой формы)
-Что мы знаем про глаголы, которые стоят в неопределённой форме?(Отвечают на вопросы что делать? что сделать?)
– Что заметили? (У глаг.3-его лица не пишется ь, а у гл. неопред. формы пишется ь)
Итак, какое же вы второе открытие сделали ?
(ь-знак не пишется у глаголов 3 лица, а пишется у глаголов неопределённой формы).
Итак, к какому выводу вы пришли?
Вывод : если глагол употреблен в начальной форме ( отвечает на вопросы что делать ? что сделать?), на конце пишется –ться;
Если глагол употреблен в форме 3-го лица ед и мн числа( отвечает на вопросы что делает? что делают? что сделает? что сделают?, на конце пишется –тся;
Прочитаем, что по этому поводу рассказа вам профессор Самоваров на страницах учебника. СтР.103
4 Физминутка
Потянуться, отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, попрыгать, посмеяться,
Покружиться, покачаться,
Поклониться, распрямиться
И опять начать трудиться.
-Какие глаголы на нашу тему вы запомнили из физминутки?
Запись в тетрадях.(Потянуться, посмеяться, покружиться, покачаться, поклониться, распрямиться, трудиться.)
-Что заметили? (все глаголы в неопред форме)
_Что необходимо помнить о правописании глаголов в неопределенной форме?
-В парах измените данные глаголы, поставив их в 3 лицо ед. числа. Запись в тетрадь.
(Потянется, посмеётся, покружится, покачается, поклонится, распрямится, трудится.)
-Проверка устно.(зачитайте глаголы в форме 3л ед.ч)
-Оцените свою работу.
6. Дифференцированные задания с правом на выбор.
1 ур. Если вы считаете, что не совсем усвоили новую тему и сомневаетесь в своих силах, то выбирайте уровень 1.
2 ур. Если вы поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш выбор уровень 2.
3 ур. Если вы уверенно чувствуете себя и хотите проверить свои знания, то ваш уровень 3.
1 ур. – Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму
Друзья (что делают?) познают…ся в беде.
Трус своей тени (что делает?) боит…ся.
Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не учит…ся.
За всё (что делать?) брат…ся – ничего не сделать.
2 ур. Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму
Друзья познают…ся в беде.
Трус своей тени боит…ся.
Не стыдно не знать, стыдно не учит…ся.
За всё брат…ся – ничего не сделать.
3 ур. Спишите и подберите возвратные глаголы. Подчеркните ТСЯ, ТЬСЯ
Например: Принимать решение - решиться
Проявлять стремление - стремит…ся
Они испытывают волнение – волнуют…ся
Допускать ошибки - ошибат…ся
Он испытывает радость - радует…ся
Проверка 1 и 2 уровня слайдами. В одном слове делается ошибка, чтобы вызвать ребят на обсуждение. Проверка 3 уровня самостоятельно с доски.
7 Физминутка- Игра «Услышь Ь»
– Если надо мягкий знак – хлопните в ладоши, если нет- крест
Двигаться, смотрится, разговориться, пробежаться, приближается, прогуляться, разболеться, крутится, прислушаться.
Д.З. Стр103, упр.172 (1 в. -5 предл. 2 в. С 6-10 предл.), правило
взаимопроверка
IV Итог. Рефлексия.
- Какая была тема урока? Какая цель урока?
-Чему я сегодня…..-Кого отметим?
-За что вы можете похвалить сегодня себя и ребят?