12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мельникова Светлана Федоровна2972
Стаж работы 35 лет. Работаю по системе Л.В. Занкова. Награждена почетной грамотой Министерства образования Р.Ф.
Россия, Смоленская обл., Смоленск

-Цель: познакомить с правописание глаголов, оканчивающихся на –тся, -ться

ЗАДАЧИ:

1. объяснение правописания –тся- и –ться- в формах глагола;

2. научить различать правописание глаголов на –тся- и -ться-;

3. воспитывать  интерес к изучению русского языка.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: формирование новых понятий: инфинитив;

воспитание любви к русскому языку; интереса к слову;

личностные УУД: выстраивание добрых отношений в учебном коллективе;

регулятивные УУД: целеполагание, определение способов решения задач, прогнозирование результата, рефлексия;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, со сверстниками, умение достаточно полно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

I Орг момент. Мотивация.

«Человек силен не силой, а  многими  знаниями».

-Как вы ее понимаете?( Ответы детей)

-Ребята, это осетинская народная пословица, а кто может  назвать из  русского фольклора пословицу с таким же значением? (Птица красна пером, а человек знаниями.,-Что объединяет все эти пословицы? (Они все о ценностях знаний)

-Я желаю вам   сегодня обогатиться новыми знаниями, пожелать творческих успехов.

    – Рассказать секреты слова
     Я для вас всегда готова.
    Но на уроке будь готов
    Сам раскрыть секреты слов

II Актуализация знаний

1 Словарная работа. Послушайте загадку, отгадав ее, вы познакомитесь с написанием нового словарного слова:

Этот ветер так силен, что ломает ветки он.

И с домов срывает крыши,

Ты о ветре этом слышал?--ураган

-Что такое ураган?

(Ураган – это ветер разрушительной силы и значительной продолжительности, скорость которого свыше 30м/сек)

-К следующему уроку найдите информацию: почему ураганы принято называть женскими именами.

-Составьте предложение с этим словом. Примеры детей.

Неожиданно на маленький городок налетел разрушительный ураган и повалил деревья.

Ураган что сделал- налетел и повалил).

-Какие орфограммы встретились при написании данного предложения. Докажите их правописание в словах.

-Назовите грамматическую основу предложения.

-Дайте характеристику предложению. (Простое, осложнено наличием однородных сказуемых). По цели высказывания- повествовательное, по наличию главных членов- полное, по наличию второстепенных –распространенное. )

– Какую тему мы изучаем в настоящее время на уроках русского языка? (глагол).

 – Что вы знаете о глаголе?( Глагол –часть речи , который обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?)

-Назовите глаголы в нашем предложении.

-Что вы о них можете рассказать?

– Какие правила правописания глаголов изучили? (правописание приставок, частицы не с глаголом, ь после шипящих)

– Уверены ли вы в том, что знаете все случаи правописания глаголов? (нет)

– Для чего нужно знать все правила написания глаголов?(грамотно писать)

Итак, мы продолжим изучение глагола и познакомимся с новым правилом написания  слов данной части речи.

 -На доске записаны слова: прочитаем их.(умница, столица, учится, учиться, светится, конница, сахарница, светиться, клубиться, клубится )

Подумайте, на какие группы их можно разделить?

-По какому признаку вы их разделили? (глаголы, имена существительные)

-Одинаково ли заканчиваются слова при произношении? Да)

-А что вы заметили при написании?

-Почему? ( Слова разных частей речи)

- В каких словах вы уверены , что нужно писать буквосочетание ца? ( у сущ)

 На конце имен сущ. слышится –[ца] и пишется -ца  .

 -Какие слова вызвали у вас затруднения?

 Почему? (глаголы с сочетаниями тся и ться еще не изучали)

 -Сформулируйте тему  нашего урока (Правописание буквосочетаний - тся и- ться в глаголах)

-Какова цель нашего урока? (Научиться писать глаголы, которые оканчиваются на [ца])

 

-Какие задачи мы себе поставим на уроке?

1.Находить глаголы на –[ца]

 2.Узнать когда пишется –тся, -ться

3.Научиться писать глаголы на - тся,-ться

 

Исследование 1

– Запишите глаголы в два столбика: в первый – без ь, а во второй – с ь ( пишут пока без вопроса)

Проверка по эталону

учится учиться

светится светиться

клубится клубиться

 

-Итак, что же у вас получилось? Давайте проверим .

                                                -Сверьте по эталону.

-Что помогло вам распределить слова в 2 столбика?(Установка связи между вопросом и словом)

( что делает?) (что делать?)

-Сверьте по эталону.

-Что интересного вы заметили?

(Слова 1 го столбика  отвечают  на вопрос что делает? В вопросе нет ь зн , и в словах его тоже нет; у слов 2го столбика в вопросе есть ь , и в слове он тоже есть.

Итак, какое же вы первое открытие  сделали ?

( Если в вопросе есть ь, значит, и глагол пишем с ь., если  ь отсутствует в вопросе, значит ,и глагол пишем без ь.

Исследование 2.Работа над предложением.

–ЗАПИШИТЕ 2 ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Мама гордится сыном. Мама будет гордиться успехами сына.

 - Определите лицо глаголов.( .гордится 3-ел,)

– В каком предложении вы не смогли определить у глагола лицо? (во втором)

-Почему?( Гл. неопределённой формы)

-Что мы знаем про глаголы, которые стоят в неопределённой форме?(Отвечают на вопросы что делать? что сделать?)

– Что заметили? (У глаг.3-его лица  не пишется ь, а у гл. неопред. формы пишется ь)

Итак, какое же вы второе  открытие  сделали ?

(ь-знак  не пишется у глаголов 3 лица,  а пишется у глаголов неопределённой формы).

Итак, к  какому выводу вы пришли?  

Вывод : если глагол употреблен в начальной форме ( отвечает на вопросы что делать ? что сделать?), на конце пишется –ться;

Если глагол употреблен в форме 3-го лица ед и мн числа( отвечает на вопросы что делает? что делают?   что сделает?  что сделают?, на конце пишется –тся;

Прочитаем, что по этому поводу рассказа вам профессор Самоваров на страницах учебника. СтР.103

4 Физминутка

Потянуться, отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, попрыгать, посмеяться,
Покружиться, покачаться,
Поклониться, распрямиться
И опять начать трудиться.

-Какие глаголы на нашу тему вы запомнили из физминутки?

Запись в тетрадях.(Потянуться, посмеяться, покружиться, покачаться, поклониться, распрямиться, трудиться.)

-Что заметили? (все глаголы в неопред форме)

_Что необходимо помнить о правописании глаголов в неопределенной форме?

-В парах измените данные глаголы, поставив их в 3 лицо ед. числа. Запись в тетрадь.

(Потянется, посмеётся, покружится, покачается, поклонится, распрямится, трудится.)

-Проверка устно.(зачитайте глаголы в форме 3л ед.ч)

-Оцените свою работу.

6. Дифференцированные задания с правом на выбор.

1 ур. Если вы считаете, что не совсем усвоили новую тему и сомневаетесь в своих силах, то выбирайте уровень 1.

2 ур. Если вы поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш выбор уровень 2.

3 ур. Если вы уверенно чувствуете себя и хотите проверить свои знания, то ваш уровень 3.

1 ур. – Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму

Друзья (что делают?) познают…ся в беде.
Трус своей тени (что делает?) боит…ся.
Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не учит…ся. 
За всё (что делать?) брат…ся – ничего не сделать.

2 ур. Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму

Друзья познают…ся в беде.
Трус своей тени боит…ся.
Не стыдно не знать, стыдно не учит…ся. 
За всё брат…ся – ничего не сделать.

3 ур. Спишите и подберите возвратные глаголы. Подчеркните ТСЯ, ТЬСЯ

Например: Принимать решение     - решиться

Проявлять стремление  -       стремит…ся

Они испытывают волнение      – волнуют…ся

Допускать ошибки           -     ошибат…ся

Он испытывает радость    -    радует…ся

Проверка 1 и 2 уровня слайдами. В одном слове делается ошибка, чтобы вызвать ребят на обсуждение. Проверка 3 уровня самостоятельно с доски.

7 Физминутка- Игра «Услышь Ь»

– Если надо мягкий знак – хлопните в ладоши, если нет- крест

Двигаться, смотрится, разговориться, пробежаться, приближается, прогуляться, разболеться, крутится, прислушаться.

Д.З. Стр103, упр.172 (1 в. -5 предл. 2 в. С 6-10 предл.), правило

взаимопроверка

IV Итог. Рефлексия.

- Какая была тема урока? Какая цель урока?

-Чему я сегодня…..-Кого отметим?

-За что вы можете похвалить сегодня себя и ребят?

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.