12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чегодаева Людмила53
Россия, Хабаровский край, р.п. Хор

Урок русского языка в 5 классе

по теме «Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах»

 

Автор: учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории

Чегодаева Людмила Владимировна.

МБОУ ООШ № 2 р.п. Хор

Адрес: 682920, Хабаровский край, район имени Лазо, р.п. Хор, ул. Безымянная 3

электронный адрес: xorchkola2@yandex.ru

телефон: 8-962-67-99-382


Обоснование принципов и методов данного урока

Данный урок является 15-м в цикле уроков по теме «Повторение в начале года».

Опирается на полученные ранее знания и практические умения учащихся добывать информацию, участвовать в беседе, высказывая собственную точку зрения, решать учебные задачи. При планировании урока были учтены особенности развития учащихся, их умение обосновывать тему и определять цели, умение контролировать и оценивать свою деятельность, индивидуальные способности учащихся.

В урок включены задания, формирующие коммуникативную компетенцию учащихся, т.е. владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

На данном уроке выбраны формы работы, открывающие возможности для проявления личностного начала, развивающие интеллект, критическое мышление, творческие способности, самостоятельность.

Сочетание различных методов и форм работы помогло мне реализовать поставленные цели, обеспечить высокую работоспособность при интенсивной работе; опираясь на коммуникативно-деятельностный подход в обучении, создать условия для проявления коммуникативных возможностей школьников, для раскрытия их творческого потенциала. На уроке применялись различные виды деятельности (познавательная, практическая, коммуникативная, учебная). Диалогичность как приём активного обучения является наиболее эффективным для проявления познавательной активности школьников. В целях развития мыслительно-речевой деятельности учащихся используются различные приёмы побуждения к речи.


 

Методический комплекс:

 

1. Рабочая программа. Русский язык. 5-9 классы: авт.-сост. М.М. Разумовская, С..И. Львова. В.И. Капинос. В. В. Львов, Г.А. Богданова .- 2-е изд., стереотипное., - М.: Дрофа. 2013 г.

2. М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др. Русский язык. 5 класс./Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. - М.: Дрофа, 2012 г.

 

Характеристика урока.

Тип урока: урок рефлексии

Технологии: здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникативные, индивидуально-личностного обучения.

Решаемые проблемы: Как определить, пишется ли в глаголах на -тся и -ться мягкий знак.

Виды деятельности: формирование у учащихся рефлексии, формирование способности решения проблемных задач и ситуаций, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование оценок.

Планируемые результаты:

1. Предметные: научиться с помощью вопроса определять правила написания слов с изучаемой орфограммой, отрабатывать навыки применения данного орфографического правила на практике.

2. УУД:

- коммуникативные: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

- регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничества в совместном решении задач.

- познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования данного правила.

3. Личностные: формирование познавательного интереса

 

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

1.

Организаци-онный момент

3 мин.

1)приветствие учителем учащихся.

2)проверка готовности к уроку.

1) приветствие учащимися учителя

2) оформление опорной карты к уроку

Слайд 1-2

2.

Синтаксическая разминка

5 мин.


 


 


 


 


 


 


 


 

1) Нацеливает учащихся, сопровождает их в случае затруднений.


 


 


 


 


 


 


 


 

1)Учащиеся выделяют грамматические основы в предложениях, дают характеристику предложений.


 

Пришла весна. Солнце светит ярко. С крыш чистая капель падает. На земле разлилось много луж. В них отражается небо и солнце.

 

Слайд 3


 


 


 


 


 


 


 


 

3.

Орфографическая работа 5 мин.

1) Помогает учащимся в случае затруднений.

1)Учащиеся комментируют написание слов, определяют орфограмму, если необходимо рядом пишут проверочные слова.


 

Р..дная сторона, суб..отний вечер, птич..и г..л..са, ст..ять в бесе..ке, засм..треться на цветы, к..пуста в к..рзине, сла..кая яго..ка.

 

3.

Работа по теме…


 

Создание проблемной ситуации

3 мин.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Определение темы урока и целеполагание

4 мин.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Закрепление 10 мин

Работа у доски.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Физминутка

1 мин.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Знаю сам, как написать! 5 мин

 


 


 

1) Создание проблемной ситуации:

- Сегодня на уроке и на предыдущих уроках мы говорили о какой части речи?


 

2) Посмотрите на слайд. Записаны два предложения. Что вас цепляет? На что обратили внимание?

Учиться-учится?


 


 


 


 

4) Поиск ответа на проблемный вопрос.


 

- Посмотрите внимательно на слайд и скажите какую орфограмму мы будем изучать на уроке? Какова тема нашего урока? (слайд 7)


 

5) Целеполагание:

- Так чем же мы будем заниматься сегодня на уроке?


 


 


 


 


 

6) Повторение орфографического правила:

- сформулируйте правило о правописании –ТСЯ и –ТЬСЯ


 


 

7) Запишем предложения, потренируемся в практическом применении правила.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

8) А теперь давайте отдохнеМ – ФИЗКУЛЬМИНУТКУ проведем.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 


 


 

Глаголах.


 


 


 


 


 


 

2) Рассуждают, выдвигают разные гипотезы.


 


 


 


 


 


 

4) Определяют тему и цель урока. – Мы будем говорить о Правописании –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах (слайд 7)


 


 


 


 


 

5) Учащиеся формулируют цель урока:

- Мы повторим, когда в глаголах нужно писать

–ТСЯ, а когда –ТЬСЯ.

- А ещё мы будем применять данное правило на практике.


 

6) Учащиеся формулируют правило о правописании –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах


 


 


 

Записывают пословицы у доски, комментируют написание ТЬСЯ или ТСЯ в глаголе.


 


 


 

Учащиеся выполняют движения, один учащийся показывает классу.


 


 


 


 


 

8) Учащиеся выполняют в опорных картах задание, ставят вопрос к глаголу, пишут ь, если нужно.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Слайды

5-6


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Слайд 7


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Слайд 8


 


 


 


 

Слайд 9


 


 


 


 


 


 


 

 


 


 


 


 


 

Слайд 10


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Слайд 11

4.

Подведение итогов урока

(рефлексия)

2 мин.

1) – Итак, подводя итоги сегодняшнего урока, ответьте на вопросы:

1. Какое орфографическое правило мы сегодня изучали? Сформулируйте его.

2. Что нового для себя вы открыли на уроке?

3. Понравился ли вам наш урок?

1) Учащиеся отвечают на вопросы учителя…

Слайд 12

5.

Заключительный этап урока

3 мин.

1) запись домашнего задания (дифференцированного)

2) прощание с классом

1) записывают в дневники домашнее задание

2) прощание с учителем

Слайд 13

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.