Презентация по теме «Возрастная психология»

1
0
Материал опубликован 5 January 2023

Пояснительная записка к презентации

                          Приложение к презентации «Возрастная психология»

1 слайд.

   Возрастная психология — отрасль психологии, изучающая психологические изменения человека по мере взросления.

   Она делится на детскую психологию, психологию юности, психологию зрелого возраста, геронтопсихологию.

   Исследует психику и человеческий организм во все возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие.

   Научная цель психологии развития — постижение психологических явлений путём анализа их происхождения.


2 слайд:

  История:

  Основателями современной психологии развития обычно называют Жан-Жак Руссо и Джон Бродес Уотсон.

  В середине 18 века Жан-Жак Руссо описал три стадии развития: младенцы младенчество, детство и юность в книге о Воспитании. В то время идеи Руссо были активно восприняты педагогами.

  Теоретические выводы и экспериментальные результаты Джона Бродеса Уотсона  стали основой нового научного направления психологии, получившего название «бихевиоризм». Сам он называл бихевиоризм «учением о том, что люди делают».


3 слайд.

Разделы возрастной психология:


    Детская психология изучающая условия и факторы, способствующие развитию психики детей, законы функционирования ребёнка- личности;

    Психология юности, занимающаяся изучением особенностей старших подростков, кризиса данного периода, исследование в жизненных позиций подростков и их стремление к самоопределению;

    Психология зрелого возраста, изучающая закономерности развития человека на этапе его зрелости, а также исследованиям кризисов, которым подвержены люди зрелого возраста;

    Геронтопсихология, изучающая психические процессы, обусловленный старением организма, выявляющая притупление и затухание определённых  психических функций, снижение активности и психической устойчивости.


4 слайд:

Фазы жизни (по классификации Биррена)

Юность - от 12 до 17 лет

Ранняя зрелость- от 18 до 25 лет

Зрелость - от 51 до 75 лет

Старость- от 76 лет и старше


5 слайд.

 Функции возрастной психологии:

    Описание — описывает особенности развития человека в разные возрастные периоды с точки зрения внешнего поведения и внутренних переживаний.

    Объяснение процесса развития — понимание причин, факторов, условий изменения в поведении и переживаний человека в разные возрастные этапы.

    Прогнозирование тех или иных изменений в поведении и переживаниях человека как следствие его развития.

    Коррекция психического развития — создание оптимальных условий для управления развитием.



6 слайд:

Методы исследования в возрастной психологии.


   Наблюдение:

Может быть внешним и внутренним.

При этом внешнее наблюдение реализуется посредством наблюдения за субъектом с фиксацией результата.

   Внутреннее наблюдение подразумевает самонаблюдение, исследования психологом явлений, происходящих его сознании.

    Метод наблюдения заключается в познании индивидуальных особенностей психики индивида посредством изучения его поведения. Особенность метода наблюдения заключается в том, что изучение внешних проявлений психики, происходит естественных условиях жизнедеятельности. Наблюдения при этом необходимо проводить систематически по плану или программе.


7 слайд.

Опросы. Они проводятся для изучения ответов на ряд вопросов. Опросы могут быть двух видов: устный и письменный. Письменный опрос может быть проведён в виде теста. Существует два типа тестовых заданий: тест- опросник, тест -задания.


8 слайд.

   В экспериментальном методе исследования для проявления определённых качеств, необходимых для исследователя, ситуации, в которых проходит эксперимент, создаются искусственно. Если исследователь при наблюдении пассивно ожидает проявление определённых психических процессов, то в эксперименте он сам создаёт требуемые условия, чтобы вызвать эти процессы у объекта. Существует две основные разновидности экспериментов:

    Естественный - вид эксперимента, который проводится в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с минимумом вмешательства экспериментатора в этот процесс.

     Лабораторный - это вид эксперимента, который проводится в искусственно созданных условиях (в рамках научной лаборатории).

   Преимущества эксперимента в первую очередь заключается в том, что можно многократно повторять опыт для осуществления контроля и вмешиваться в психические процессы.


9 слайд:

   Метод моделирования используется в случае невозможности проведения исследования другим методом.


10 слайд:

    Проблемы развития возрастной психологии:

- развитие психики и поведения человека обусловлено внешней средой.

- влияние на развитие психики людей стихийного и специально организованного обучения и воспитания.

- возможности человека, наличие у него задатков и способностей.

- сравнение и выявление изменений наиболее сильно влияющих на психическое развитие (эволюционные, революционные, ситуационные).

Источники:

https://www.meme-arsenal.com/create/chose?tag=%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%20%D0%BA%D0%BE%D1%82

https://psychologos.ru/articles/view/vozrastnaya-psihologiya

https://psyvsem.ru/vozrastnaya-psihologiya/razdely-vozrastnoj-psixologii.html

https://poembook.ru/poem/1092796 ​​​​​​​

https://studwork.org/spravochnik/psihologiya/metody-psihologicheskogo-issledovaniya 

Предварительный просмотр презентации

Возрастная психология Орехво Лариса Викторовна, учитель начальных классов МОБУ «СОШ «Бугровский ЦО №3» Ленинградская область,

Научная цель: постижение психологических явлений путём анализа их происхождения. Возрастная психология — отрасль психологии, изучающая психологические изменения человека по мере взросления. Предмет изучения: психика и человеческий организм во все возрастные периоды.

Основателями современной возрастной психологии обычно называют: Жан-Жак Руссо Джон Бродес Уотсон

Разделы возрастной психология: Детская психология Психология юности Психология зрелого возраста Геронтопсихология

Фазы жизни (по классификации Биррена) Юность - от 12 до 17 лет Ранняя зрелость - от 18 до 25 лет Зрелость - от 51 до 75 лет Старость - от 76 лет и старше

Функции возрастной психологии: * Описание * Объяснение * Прогнозирование * Коррекция психического развития

1) Наблюдение: Внешнее - наблюдения за субъектом с фиксацией результата. Внутреннее - исследования психологом явлений, происходящих его сознании. Методы исследования в возрастной психологии

2)Опросы: Проводятся для изучения ответов на ряд вопросов. Бывает устный и письменный(тест). Существует два типа тестовых заданий: тест-опросник, тест-задания.

3)Эксперимент: Исследователь сам создаёт требуемые условия, чтобы вызвать нужные ему процессы у объекта. Разновидности экспериментов: Естественный - вид эксперимента, который проводится в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с минимумом вмешательства экспериментатора в этот процесс. Лабораторный - это вид эксперимента, который проводится в искусственно созданных условиях (в рамках научной лаборатории).

4)Моделирование: - используется в случае невозможности проведения исследования другим методом.

Проблемы развития возрастной психологии: - внешняя среда - обучение и воспитание - сравнение - возможности человека

Спасибо за внимание!

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.