Презентация по теме «Возрастная психология»
Пояснительная записка к презентации
Приложение к презентации «Возрастная психология»
1 слайд.
Возрастная психология — отрасль психологии, изучающая психологические изменения человека по мере взросления.
Она делится на детскую психологию, психологию юности, психологию зрелого возраста, геронтопсихологию.
Исследует психику и человеческий организм во все возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие.
Научная цель психологии развития — постижение психологических явлений путём анализа их происхождения.
2 слайд:
История:
Основателями современной психологии развития обычно называют Жан-Жак Руссо и Джон Бродес Уотсон.
В середине 18 века Жан-Жак Руссо описал три стадии развития: младенцы младенчество, детство и юность в книге о Воспитании. В то время идеи Руссо были активно восприняты педагогами.
Теоретические выводы и экспериментальные результаты Джона Бродеса Уотсона стали основой нового научного направления психологии, получившего название «бихевиоризм». Сам он называл бихевиоризм «учением о том, что люди делают».
3 слайд.
Разделы возрастной психология:
Детская психология изучающая условия и факторы, способствующие развитию психики детей, законы функционирования ребёнка- личности;
Психология юности, занимающаяся изучением особенностей старших подростков, кризиса данного периода, исследование в жизненных позиций подростков и их стремление к самоопределению;
Психология зрелого возраста, изучающая закономерности развития человека на этапе его зрелости, а также исследованиям кризисов, которым подвержены люди зрелого возраста;
Геронтопсихология, изучающая психические процессы, обусловленный старением организма, выявляющая притупление и затухание определённых психических функций, снижение активности и психической устойчивости.
4 слайд:
Фазы жизни (по классификации Биррена)
Юность - от 12 до 17 лет
Ранняя зрелость- от 18 до 25 лет
Зрелость - от 51 до 75 лет
Старость- от 76 лет и старше
5 слайд.
Функции возрастной психологии:
Описание — описывает особенности развития человека в разные возрастные периоды с точки зрения внешнего поведения и внутренних переживаний.
Объяснение процесса развития — понимание причин, факторов, условий изменения в поведении и переживаний человека в разные возрастные этапы.
Прогнозирование тех или иных изменений в поведении и переживаниях человека как следствие его развития.
Коррекция психического развития — создание оптимальных условий для управления развитием.
6 слайд:
Методы исследования в возрастной психологии.
Наблюдение:
Может быть внешним и внутренним.
При этом внешнее наблюдение реализуется посредством наблюдения за субъектом с фиксацией результата.
Внутреннее наблюдение подразумевает самонаблюдение, исследования психологом явлений, происходящих его сознании.
Метод наблюдения заключается в познании индивидуальных особенностей психики индивида посредством изучения его поведения. Особенность метода наблюдения заключается в том, что изучение внешних проявлений психики, происходит естественных условиях жизнедеятельности. Наблюдения при этом необходимо проводить систематически по плану или программе.
7 слайд.
Опросы. Они проводятся для изучения ответов на ряд вопросов. Опросы могут быть двух видов: устный и письменный. Письменный опрос может быть проведён в виде теста. Существует два типа тестовых заданий: тест- опросник, тест -задания.
8 слайд.
В экспериментальном методе исследования для проявления определённых качеств, необходимых для исследователя, ситуации, в которых проходит эксперимент, создаются искусственно. Если исследователь при наблюдении пассивно ожидает проявление определённых психических процессов, то в эксперименте он сам создаёт требуемые условия, чтобы вызвать эти процессы у объекта. Существует две основные разновидности экспериментов:
Естественный - вид эксперимента, который проводится в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с минимумом вмешательства экспериментатора в этот процесс.
Лабораторный - это вид эксперимента, который проводится в искусственно созданных условиях (в рамках научной лаборатории).
Преимущества эксперимента в первую очередь заключается в том, что можно многократно повторять опыт для осуществления контроля и вмешиваться в психические процессы.
9 слайд:
Метод моделирования используется в случае невозможности проведения исследования другим методом.
10 слайд:
Проблемы развития возрастной психологии:
- развитие психики и поведения человека обусловлено внешней средой.
- влияние на развитие психики людей стихийного и специально организованного обучения и воспитания.
- возможности человека, наличие у него задатков и способностей.
- сравнение и выявление изменений наиболее сильно влияющих на психическое развитие (эволюционные, революционные, ситуационные).
Источники:
https://psychologos.ru/articles/view/vozrastnaya-psihologiya
https://psyvsem.ru/vozrastnaya-psihologiya/razdely-vozrastnoj-psixologii.html
https://poembook.ru/poem/1092796
https://studwork.org/spravochnik/psihologiya/metody-psihologicheskogo-issledovaniya