12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кириллова Ирина Ивановна76
0

Презентация «Включение дошкольников в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности»



1 слайд

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре. Она является эффективным средством формирования дошкольника, его морально-волевых качеств.

Игра - это деятельность, которая изображает отношение личности к миру, что ее окружает.

Утверждение, что игра-ведущий вид деятельности дошкольника давно стало аксиомой. "Дошкольный ребенок-это человек играющий, поэтому в ФГОС закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры," - сказал Александр Асмолов. Право играть зафиксировано также в Конвенции о правах ребенка: каждый ребенок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни.

2 слайд

Под социализацией принято понимать процесс и результат развития индивида, его превращение в созидательного члена общества.

Социальное развитие дошкольника – это усвоение ценностей, традиций и культуры общества, в котором детям предстоит жить. Для большинства ребят группа детского сада является первым детским обществом, где они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений.

Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе становиться ведущей, определяет его интересы, отношение  к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.

3 слайд

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Сухомлинский В.А.

В играх дети подражают трудовой деятельности взрослых, принимают на себя различные социальные роли. Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. В играх проявляются индивидуальные и возрастные особенности детей, происходит дифференциация по половому признаку.

4 слайд

  • В игре у ребенка формируются умения способствующие полноценному общению со сверстниками.
  • Формируется умение подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчинятся "нельзя" или "надо".
  • В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).
  • Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).
  • В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

 

5 слайд

Современные подходы к организации игры детей заложены  в новых  образовательных программах и методических рекомендациях. Для того, чтобы  игра  была  эффективным  средством  развития  и  воспитания ребенка, при организации и проведении игр  необходимо  выполнение  следующих условий:

1. Содержание игры должно служить развитию и  воспитанию.  Игры  должны  быть обязательно:

а) эмоциональные (чтобы привлекали  ребенка,  доставляли  ему  удовольствие, радость);

б) познавательные, обучающие (ребенок должен учиться чему-то новому,  что-то узнавать, решать, мыслить);

в) игры должны быть социально ориентированные.

  • 2. Основная цель педагога - последовательно руководить процессом формирования самостоятельной игры у каждого ребенка и коллектива в целом, т. К .только игра в форме детской самостоятельности в наибольшей степени влияет на психическое развитие ребенка. В этом заключается её педагогическая ценность. Необходимо, чтобы игра не потеряла своей ценности, свободы и непринужденности.
  • 3. Необходим учет индивидуальных и возрастных особенностей.

 

6 слайд

Необходимыми элементами, средствами, обеспечивающими интересную игровую деятельность, развитие познавательных интересов и моральных качеств ребенка, являются знание - действие – общение.

Действия ребенка с предметами в игре носят преобразующий характер. Ребенок в игре – неутомимый исследователь: он узнает свойства и качества реальных предметов, способы действия с ними и в зависимости от замысла игры, от развития сюжета он «переплавляет» жизненный материал, заменяет одни предметы другими, комбинирует знания, переплетая реальность с выдумкой, фантазией.

Приобретение знаний об окружающем мире, способов действий с предметами осуществляется, естественно, на занятиях. Игра же – показатель того, как ребенок усвоил эти знания, насколько интересно, увлекательно он преобразует полученную информацию в связи с усвоенным.

Самое сложное и важное в игре – это общение: как способствовать объединению детей, как научить их распределять роли, считаться с товарищами, доводить задуманное до конца.

 

7 слайд

Принято различать два основных типа игр:

  • - игры с фиксированными и открытыми правилами;
  • - игры со скрытыми правилами.

Условно выделяются несколько классов игр:

  • творческие (игры по инициативе детей);
  • дидактические (игры по инициативе взрослых с готовыми правилами);
  • народные (созданные народом)

Творческие игры:

  • Сюжетно - ролевые (с элементами труда, с элементами художественно-творческой деятельностью).
  • Театрализованная деятельность (режиссерские , игры – драматизации)
  • Конструкторские

Дидактические игры:

  • игры с предметами;
  • настольно-печатные игры;
  • словесные игры.

Подвижные игры:

  • сюжетные игры
  • несюжетные игры (игровые упражнения)

Народные:

  • (индивидуальные, коллективные, сюжетные, бытовые, сезонно – обрядовые, театрализованные игры, игры -ловишки, игры забавы, игры-аттракционы).

 

8 слайд фото

С помощью родителей оборудовали пространственно-игровую среду. Однако для развития игры не достаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо еще наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Поэтому мы в совей работе используем ряд методов.

9 слайд

  1. Первая группа методов, которые связаны с обогащением детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни.
  • рассказ воспитателя, сопровождаемый демонстрацией специально подобранных фотографий, картин, репродукций о событиях, происходящих в стране;
  • наблюдения; экскурсии; встречи с людьми разных профессий;
  • беседа-рассказ с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и их взаимоотношениях в процессе его;
  • составление детьми рассказов на определенные темы, связанные с наблюдениями окружающей жизни;
  • индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления дошкольников о явлениях общественной жизни, о моральных категориях; этические беседы
  • эмоционально-выразительное чтение художественной литературы; беседы;
  • инсценировки литературных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного театра;

Вторая группа методов, - это методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности.

  • непосредственное участие воспитателя в творческой игре
  • учет индивидуальных особенностей детей.
  • оказание детям помощи в реализации знаний, полученных на занятиях, путем предложений, напоминаний, советов, подбора игрового материала, беседы-разговора по поводу замысла игры, развития ее содержания, подведения итогов.
  • поручения; задания (по подбору игрового материала, по изготовлению игрушек-самоделок и др.); поощрения, разъяснения, вопросы, направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, определения игровых действий.
  • проведение конкурсов на лучшее придумывание элементов костюма, на интересные предложения относительно ролевых действий, на выразительность речи, мимики, жестов. 

Третья группа методов связана с обучением детей конструированию из строительного материала и обыгрыванию построек, изготовлению игрушек.

  • обучение детей конструированию из строительного материала;
  • обучение детей умению делать игрушки из бумаги , бросового материала;
  • рассматривание образца воспитателя, показ приемов конструирования; совместное выполнение воспитателем и детьми построек, поделок;
  • использование фотографий детских построек, схем, таблиц;
  • использование тематических заданий типа «Построим улицу нашего города», «Построим аэродром» и др
  • подбор материала для обыгрывания построек.

10, 11, 12,13 слайды – фото детей в игре.

В нашей группе дети очень любят играть в сюжетно-ролевые игры, в которых они подражают бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых, например, детский сад, больница, дочки матери, магазин, железную дорогу. Сюжетные игры, по мимо познавательного назначения развивают детскую инициативу, творчество, наблюдательность.

Также наши дети играют в конструктивные (строительные) игры с песком, кубиками, специальными строительными материалами, которые развивают у них конструктивные способности. Служат своего рода подготовкой к овладению трудовыми умениями и навыками в дальнейшем.

В дидактических играх дети обогащаются знаниями, у них развивается наблюдательность, память, внимание, логическое мышление.

Подвижные игры способствуют укреплению здоровья детей, развивают движения. Дети с удовольствием слушают музыку и умеют ритмично двигаться под нее.

В театральных играх у детей развивается речь, воображение.

Слайд 14

Взаимодействие с родителями

Хочется подчеркнуть, что нашим неизменным помощником в социально-личностном развитии детей является семья. Только в сотрудничестве с родителями можно добиться высоких воспитательных результатов. Взаимодействие с семьёй эффективно при условии доверия друг к другу, понимания и принятия общих целей, методов и средств социально-личностного развития.

Был подведен итог анкетирования среди родителей на тему "Игра в жизни ребенка". Можно сделать вывод, что абсолютное большинство семей понимают, насколько важно дома не просто накормить-напоить ребенка, а заниматься, играть с ним, вместе проводить досуг. Анализ ответов помог выяснить ряд вопросов, по которым необходимо было представить информацию, дать разъяснения родителям, наметить план работы. В группе оформили стенд "Играют дети", провели и рекомендовали ряд консультаций "Игры, которые можно провести дома", "Воспитание дружеских отношений в игре", "Игрушка в жизни ребенка". Изготовили вместе с родителями атрибуты к творческим, сюжетно-ролевым играм. Была предложена картотека словесных игр для совместного закрепления лексических тем дома. Вся эта работа способствовала развитию у родителей интереса к игровой деятельности детей. Они положительно воспринимали все рекомендации, что очень помогло нам в работе.

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.