Занятие «Развитие речи дошкольников в игровой деятельности»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 64 «СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК» ГОРОДА СМОЛЕНСКА
Паспорт педагогического проекта
«Развитие речи дошкольников в игровой деятельности»
Выполнила: Пушкарёва Е.В.
воспитатель
Паспорт проекта
Название проекта |
«Развитие речи дошкольников в игровой деятельности» |
Тип проекта |
педагогический, средней продолжительности – 1 месяц |
Участники |
дети старшей группы (5-6 лет), воспитатели, родители воспитанников |
Основания для разработки. Проблема. |
Для достижения хороших результатов в работе по развитию речи нами используются различные дидактические игры. Мы заметили, что, работая с дидактическими играми, которые есть в группе, дети стараются привнести в игру что-то своё, новое: дорисовать картинку, придумать новую ситуацию и т.п. Поэтому решили изготовить дидактические игры по развитию речи вместе с детьми, предполагая, что они принесут больший результат в развитии всех компонентов связной речи. |
Цель |
Развитие связной грамотной речи детей по средствам дидактической игры. |
Задачи |
1. Продолжить формировать фонематический слух, грамматический строй речи, связную речь. 2. Обогащать словарь детей. 3. Развивать монологическую и диалогическую речь, творческие и театральные способности. 4. Обучать детей использованию мимики, жестов, различным изменениям характеристик голоса для передачи настроения, характера и поведения героев, так же при описании картин, природы и т.п. 5. Создать условия для развития речи детей средствами дидактических игр. 6. Воспитывать личностные качества при выступлении на публику – раскрепощенность, эмоциональность, выразительность и т.д. |
Предполагаемый результат |
Речь детей станет более распространенной, эмоционально выразительной, грамотной. Дети будут правильно строить предложения, сочетая слова и используя окончания. На публике будут выступать смелей, используя возможности голоса, интонаций, мимики и жестов. |
Мероприятия |
Работа с родителями: Анкетирование: «Выявление интересов и знаний родителей по вопросам речевого развития детей» Информационные листы «Значение речевого развития ребенка в дошкольном возрасте» Консультация: «Создание эффективной предметно-развивающей среды для детей дошкольного возраста в домашних условиях» Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. Консультация: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через дидактические игры» Родителям были предложены литературные произведения, для домашнего чтения и пересказа, так же картинки, для составления описательных рассказов Работа с детьми: Совместное изготовление дидактических игр по развитию речи и использование этих игр в НОД, в самостоятельной деятельности детей, в совместной деятельности с детьми. Наши игры: «Собери букет» Цель: Упражнять детей в определении заданного звука в слове. Закреплять умение соотносить звук и букву. Ход игры: Взрослый кладет перед детьми вазу, на которой выкладывает заданную букву и цветы с картинками на закрепляемый звук. Ребёнок выбирает цветок с той картинкой, в названии которой есть данный звук, проговаривает название картинки и приставляет к вазе. Варианты игры: выкладывать парные звуки, дифференциация по количеству слогов и др. Игра «Собери цветок» Цель: упражнять в образовании прилагательных. - Это хвост кошки – кошачий. «Кузовок» Цель игры : развивать умение анализировать слоговую структуру слова, развивать внимание и словесно-логическое мышление. Ход игры: Детям предлагается два «кузовочка» и набор предметных картинок. Рассмотрев картинки, дети складывают в первый кузовок все картинки, на которых все изображенные предметы оканчиваются на –ок. В другой «кузовок» на –ка. Примечание: игра может использоваться и в других вариантах, в зависимости от дидактических задач. «Прочитай по первым буквам» Цель: учить выделять в слове первый звук, составлять новое слово; Описание игры: В игру входят карточки с разноцветными картинками и белыми полями под ними, буквы. Ход игры: детям раздают карточки, на которых изображены картинки. Ребенку предлагается внести первые буквы названий предметов и живых существ, изображенных на картинках, в белые квадраты, чтобы получилось слово. «Телевизор» Цель: способствовать формированию связной устной речи и навыкам речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. Описание игры: Коробка с «окошком», в которую вставлены склеенные между собой серии сюжетных картинок. Ход игры: Воспитатель предлагает детям сюжет, который они будут озвучивать и вставляет в телевизор. Дети прокручивают картинки и предлагают свои варианты озвучки фильма, т.е. составляют рассказы по серии картинок. «Собери букву» Цель игры: Закрепление навыков выделения первого звука в слове. Запоминание очертания букв и их названия. Описание игры: Это аналог детских пазлов. Дидактическая игра представляет из себя набор букв алфавита, которые разрезаны в виде пазлов. Ход игры: Задача ребёнка собрать пазл и получить загаданную букву. На каждом элементе нарисованы слова, начинающиеся с того звука, который она обозначает. Задание можно усложнить перемешав элементы нескольких букв или слово из них . «Рифмуй-ка» Цель игры: развивать фонематический слух, чувство ритма, учить подбирать рифмованные слова. Ход игры: Воспитатель выкладывает перед ребенком несколько слов-картинок и предлагает к каждой подобрать подходящую по рифме. «Что делал? Что делала? Что делали?» Цель: совершенствовать умение грамотно строить предложения по модели «предмет-действие»; закреплять навык согласования глагола с существительным в роде и числе. Описание игры: Картинки-символы действий: стоит, идет, сидит, лежит. Три картинки с изображениями мальчика и девочки., детей вместе. Ход игры. Воспитатель предлагает детям ответить на вопрос Что делает девочка (мальчик)? При помощи картинок-символов действий. Ребенок с помощью стрелки выбирает картинку действие и поясняет: Девочка стоит (сидит, прыгает, спит и т. Д.). В более поздний период, при закреплении категории времени глагола, задаются вопросы: Что сделал мальчик (девочка, дети)? Что будет делать мальчик (девочка)? Что будут делать дети? «Дуй-бол» Цель: формирование навыков правильного дыхания. Ход игры: два соперника соревнуются в силе выдоха. Задача каждого из игроков силой выдоха дуть на «мяч» через тонкую трубочку, пытаясь тем самым забить гол в ворота соперника. «Прожорливые фрукты» Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц. «Телепередача» Цель. Развитие монологической и диалогической речи детей с использованием различных характеристик голоса и эмоциональной окраски. Описание. В группе из картона изготовлен телевизор. На занятиях и в свободной деятельности воспитатель предлагает детям включить и разыграть какую-либо передачу. Воспитатель выступает в роли ведущего или диктора, дети в качестве актеров или приглашенных гостей. Игра подходит для подгрупповой и групповой работы. «Репортеры» Цель. Развитие диалогической речи детей с использованием различных характеристик голоса и эмоциональной окраски. Описание. Используется микрофон. На занятиях и в свободной деятельности воспитатель разыгрывает с детьми сценку с приездом репортера и интервью. Работа может быть, как групповая, подгрупповая, так и индивидуальная. Темы и формы опроса так же различные. В дальнейшем репортером назначается кто-то из детей. |
Результат |
В ходе проекта совместно с детьми были изготовлены и внедрены в работу новые дидактические игры по развитию речи, которые повысили интерес детей к обучению, что способствовало решению задач проекта. Обогатился словарный запас, речь стала более грамотной, связной. В свободной речи дети более эмоциональны, раскрепощены, используют мимику и жесты для передачи настроения. |
Трансляция проекта |
Презентация проекта на педагогическом совете. Презентация изготовленных в совместной деятельности с детьми дидактических игр по развитию речи на родительском собрании. Размещение презентации к проекту на https://infourok.ru/user/pushkaryova-elena-vladimirovna |
Дальнейшее развитие проекта |
Работа в данном направлении продолжается. В дальнейшем мы планируем не только изготовление, но и совместную разработку игр по развитию коммуникативной компетентности детей. |