Доклад «Развитие социально-коммуникативной компетентности дошкольников через разные виды образовательной деятельности»
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Социально-коммуникативная компетентность подразумевает развитие следующих умений:
Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д. ) и рассказать о нём.
Умение получать необходимую информацию в общении.
Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.
Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.
Умение спокойно отстаивать своё мнение.
Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.
Умение принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать т. д.)
Умение уважительно относиться к окружающим людям.
Умение принимать и оказывать помощь.
Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
В рамках социально-коммуникативного развития наших воспитанников организацию образовательной деятельности осуществляем как через фронтальную, так и групповую или индивидуальную форму взаимодействия педагога с детьми. В ходе режимных моментов организуем ситуативные беседы, разбор ситуаций морального выбора, обыгрывание диалогов, декламирование коротких стихотворений, рассказывание сказок и рассказов по схеме или набору сюжетных картинок, простейшие опыты и эксперименты, дежурства и трудовую деятельность через выполнение поручений, игры-этюды («Назови чувство», «Зеркало», «Лото настроений», «Придумай лицо»), и т.д. Каждый из указанных и других видов совместной деятельности вносит свой особый вклад в процесс социально-коммуникативного развития дошкольников.
Особый интерес, как у нас - педагогов, так и у детей вызывает коллективные игры и игры – ситуации. В ходе коллективной игры в непринуждённой форме устанавливаются дружеские взаимоотношения между детьми, благодаря которым дети охотно вступают в общение и сотрудничество друг с другом, что в целом способствует повышению коммуникативных способностей у детей.
Вашему вниманию предлагаем игровой тренинг: «Играем вместе»
Игра «Ау!»
Один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.
Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило.
Игра « Ветер дует на…»
Ведущий начинает игру словами «Ветер дует на…» . Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» - после этих слов все светловолосые собираются рядом в одном месте. «Ветер дует на того, у кого есть…сестра», «кто любит сладкое» и так далее...
Игра «Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай»
Ведущий называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.
«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».
«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним ».
«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».
Игра «Нос к носу» Дети свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например, «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», « Ухо к уху» и т.д.
Игра « Дотронься до…» Все играющие расходятся по команде. Ведущий говорит: «Дотронься до того, у кого длинные волосы» или «Дотронься до того, кто самый маленький» и т.д. Все участники должны быстро сориентироваться, обнаружить у кого есть названный признак и нежно дотронуться.
Игра «Давай поговорим» Играют взрослый и ребенок (или дети) . Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать ... (волшебником, волком, маленьким) . Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предположение и завязывается беседа.
Игра «Старенькая бабушка» Дети разбиваются на две команды — бабушки (дедушки) и внуки (внучки) . «Старичкам» завязывают глаза — они очень старенькие, поэтому ничего не видят и не слышат и их надо непременно отвести к врачу. Идти придется через улицу с сильным движением. Проводить бабушек и дедушек должны их внуки (внучки) постаравшись, чтобы их не сбила машина. Затем мелом рисуют улицу, а несколько детей становятся «машинами», бегая по «улице» туда-сюда. Задача внуков — не только перевести «старичков» через дорогу, но и показать доктору (его роль играет кто-то из детей) , и купить лекарство в аптеке, а затем привести домой.
Игра «Волшебный чемоданчик».
Ведущий вносит в зал красочно оформленный чемоданчик.
- Вы любите сказки? Какие? У меня есть сказочный чемоданчик, в нём «живут» персонажи сказок (перечисляет). Хотите с ними поиграть?
(Играющие собираются вокруг ведущего и открывают чемоданчик).
- Ой! Что такое? (В чемоданчике вместо сказочных персонажей карточки с геометрическими фигурами). Что случилось с героями сказок? Наверное, их заколдовала злая волшебница. Как им помочь? Хотите стать добрыми волшебниками и расколдовать сказочных героев?! Играющие берут карандаши и фломастеры, выбирают любую карточку и превращают её в своего любимого сказочного героя (рисуют на карточках лица и детали костюмов).
Затем играющим предлагается «подружить» персонажи между собой, чтобы их снова не заколдовала злая волшебница, и подумать, как это можно сделать.
Игры-ситуации
Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.
1. Два мальчика поссорились – помири их.
2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.
3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.
4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.
5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.
6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.
7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.
8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?
9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.
10. Ребёнок плачет – успокой его.
11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.