12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Алчинова Екатерина Леонидовна2207
Россия, Башкирская респ., Уфа
10

Развитие коммуникативных способностей дошкольников через игровую деятельность.

      Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение, во избежание межнациональных, межгосударственных конфликтов.

      Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребенка проходит в дошкольный период, ведь первый опыт общения во многом определяет характер отношения к себе и другим, к миру в целом.

      Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков дошкольников. Именно в игре дети учатся общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми:

- активно вступать в диалог,

- задавать вопросы

- слушать и понимать речь,

- строить общение с учетом ситуации,

- легко входить в контакт

- ясно и последовательно выражать свои мысли,

- пользоваться формами речевого этикета,

- регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.

      Необходимо ежедневно использовать в педагогическом процессе игры на развитие коммуникативных умений в виде различных форм, таких как: игры-разминки, упражнения, игры-импровизации, пальчиковая гимнастика, инсценировки, игры-хороводы, в процессе которых дети учатся сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить. Особое место отводится произведениям малых фольклорных жанров: потешкам, прибауткам, песенкам, играм, так как они развивают эмоциональную сферу ребенка.

      Соревновательные игры дают возможность общаться друг с другом, доверять товарищу, сопереживать, помогают выразить ребенку собственное «Я» через сравнение с другими, проявить свою индивидуальность, позволяют увидеть в сверстнике равноценную личность.

      Включая в организацию дидактические игры и игры-драматизации, дети учатся принимать участие в групповом разговоре, приобретают навыки вежливого общения.

      В самостоятельной деятельности детей необходимо обеспечивать возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. Одновременно являться партнером, готовым подключиться к их активности при просьбах о поддержке и помощи, в реализации свободных замыслов, а также при необходимости. Кроме того, в такой совместной деятельности у педагога появляется возможность лучше узнать детей, особенности их характера, темперамента, их мечты и желания. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.

      Нужно отметить, что основная задача игр в общении – формирование эмоционального контакта, доверия детей к окружающим. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому ребёнку. Поэтому занятия должны быть фронтальными, что ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.

     Весь комплекс игр помогает в решении коррекционно-развивающих задач по формированию коммуникативных способностей дошкольников:

- развивать связную речь детей в процессе создания сюжетного рассказа, сказки, используя различные приёмы.

- учить детей вести диалог, используя языковые средства звучащей речи и невербальные компоненты: жест, мимику, средства интонационной выразительности.

- развивать творческие способности детей, психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение внимание.

- воспитывать коммуникативность, коллективизм, сотрудничество.

      Таким образом, можно сделать вывод, что чем раньше педагоги начнут работу с детьми по развитию их коммуникативных способностей, тем более продуктивным будет личностное развитии детей. Для этого необходимо сделать среду для воспитанников интересной и содержательной, наполненной радостью творчества, чтобы полученные навыки дети смогли применять в повседневной жизни, что будет способствовать дальнейшей успешной социализации.

Использованы материалы сайтов:

http://nsportal.ru/

http://www.maam.ru/

http://indigo-mir.ru/

Опубликовано в группе «Психологи дошкольных образовательных организаций»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.