Выступление «Стимулирование социально-коммуникативного развития младших дошкольников через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС»

14
3
Материал опубликован 17 March 2019 в группе

Выступление

на городском профессиональном объединении педагогов

по познавательному развитию на тему:

«Стимулирование социально-коммуникативного развития младших дошкольников через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС»

Подготовила:

воспитатель МБДОУ Детский сад комбинированного вида №8 "Аистенок" г. Мичуринска

Саяпина Светлана Евгеньевна

Федеральные государственные образовательные стандарты ДО предъявляют высокие требования к такому направлению образовательной деятельности, как социально-коммуникативное развитие.

Поскольку я много лет работаю с младшими дошкольниками, я знаю, что малышам очень непросто входить в сложный мир социальных взаимоотношений. Опыт общения со взрослыми и сверстниками у крох очень мал. А так хочется общаться, контактировать, иметь возможность выражать свои эмоции, чувства, включаться в разговор и не бояться быть неуслышанными, держать диалог и просто дружить. И кому же, как не нам, взрослым, помочь малышам справиться с этой архисложной для него задачей?

Актуальность данной проблемы состоит в том, что:

- если малыша не окружают любовь и забота, он не научится доверять миру. Формирование чувства доверия к людям, которые его окружают- это самое первое социальное достижение ребенка, которое мы должны ему приобрести;

- формируя у детей основы социализации, приобщая их к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, мы таким образом участвуем в становлении личности ребенка.

Малыша необходимо включить в систему социальных взаимоотношений и стимулировать его развитие посредством игровой деятельности. Так как мы, взрослые, являемся для них проводниками в мир социальных отношений, необходимо еще раз напомнить о том, что только если мы любим детей и заботимся о них, постепенно открывая для себя мир ребенка и постоянно делая поправки на присутствие малыша , только в этом случае мы сможем сделать детство ребенка счастливым, а развитие полноценным.

Для маленького человечка очень важно, считают ли себя взрослые активными участниками его жизни или же пассивными наблюдателями. Активное участие- это не обязательно вмешательство и контроль, это отношение, при котором взрослый проявляет себя чутким и готовым принять любую инициативу ребенка и создать положительные эмоции , которые, в свою очередь, создают условия для формирования навыков поведения и влияют на установление социально-коммуникативных связей сначала со взрослыми, а затем и со сверстниками, на поддержание и развитие ко всему, что происходит вокруг.

Организация игровой деятельности положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, помогает укреплению воли, самостоятельности, возникновению и проявлению товарищеских чувств, желание прийти на помощь другу, стимулируя социально-коммуникативное развитие.

Чтобы пробудить у малыша интерес к играм и игровой деятельности, создать необходимый эмоциональный настрой, очень полезны игры-инсценировки. Они научат кроху следить за происходящим и действиями, слушать взрослого не отвлекаясь и самому включаться в действие. Для первых игр-инсценировок следует выбирать простые и понятные сюжеты: кукла Катя варит суп, Мишутка при шел к Зайке в гости... Как правило, малыши не только с удовольствием принимают посильное участие (принесите кастрюльку, найдите в корзине морковку, подуйте на ложку – суп горячий), но и переносят эти действия в самостоятельные игры. Участие взрослого в игре может сделать ее более продолжительной, интерес к ней более устойчивым, а способы использования игрушек и сюжеты более разнообразными.

Большой образовательный потенциал для социально-коммуникативного развития имеют и любимые всеми детьми пальчиковые игры. В некоторых из этих игр малыши не контактируют друг с другом непосредственно, в других – вступают в контакт. Но в любом случае эти игры привлекают внимание детей друг к другу, стимулируют подражание сверстникам, создают атмосферу близости и общности между малышами.

Развитию совместности способствуют и хороводные игры, построенные на основе сочетания повторяющихся простых движения со словом. Ведь одновременное многократное повторение действий объединяет детей. В этих играх создаются оптимальные условия для развития у ребенка умения согласовывать свои действия с партнером.

Игры с правилами также помогают вырабатывать умение согласовывать свои действия с действиями сверстников. Опыт, приобретенный в таких играх, как «Солнышко и дождик», «Лохматый пес», «Автомобили и воробушки» и другие способствуют возникновению интереса к сверстникам, как партнерам по игре, сближению и объединению детей группы.

Совместные игры со взрослыми, такие как сооружение совместных построек из кубиков или конструкторов Лего, собирание пазлов, игры с мячами, при умелом руководстве деятельностью со стороны педагога, помогают малышам видеть в сверстнике не соперника по борьбе за право обладания игрушкой, а партнера по игре.

Моделирование жизненных ситуаций, где ребенок должен совершенствовать свои умения вступать в беседу, строить диалог, разрешать различные ситуации.

Таким образом все вышеперечисленные игры обогащают социально-коммуникативный опыт детей благодаря разнообразным контактам, в которые они вступают. Общаясь друг с другом в игровой форме, они учатся выражать свои эмоции, сопрягать действия, «договариваться» на языке действий, чувствовать состояние другого.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за работу!

15 June 2019

Спасибо, Марина Юрьевна!

15 June 2019

Очень полезная информация! В копилку!

23 July 2019

Похожие публикации