Презентация «Задачи психопатологии и понятие нормы»
Задачи психопатологии и понятие нормы
Патопсихология как наука Патопсихология – раздел клинической психологии, изучающий закономерности распада психической деятельности и свойств личности при болезни. В рамках патопсихологии разрабатываются вопросы аномального психического развития, исследуются дефекты отдельных психических функций, а также инволюционные и деструктивные психические состояния.
Психопато-логия как отрасль психиатрии Патопсихология находится на стыке между психологией и психиатрией, ее цели и задачи часто перекликаются с проблемами дефектологии, нейропсихологии, психо-физиологии. Основное отличие патопсихологии от психопатологии – раздела психиатрии – заключается в том, что психопатология изучает патологию психики на основе общеклинических категорий (изучение протекания болезни как клинически закономерной смены симптомов и синдромов), в то время как патопсихология изучает особенности распада психической деятельности и свойств личности, степень дефекта и возможности его коррекции.
В аспекте изучения особенностей распада психической деятельности важное значение для патопсихологии имеют социальные и возрастные условия развития личности, что сближает патопсихологию с возрастной и педагогической психологией. Например, в определенные периоды жизни, особенно во время возрастных кризисов, возможно возникновение, усиление или обострение психопатологических проявлений; существуют психические заболевания, характерные для подросткового и юношеского возраста, заболевания старческого возраста и т.д. Патопсихология располагает собственными методами для выявления и диагностики нарушений психического развития. Ее роль достаточно весома, когда речь идет о неуточненном диагнозе, о пограничных состояниях или о профилактике развития психических отклонений. В сферу интересов патопсихологии входит также и психологическая коррекция отклонений и аномалий психического развития, что свидетельствует о ее практической значимости.
История развития психопатологии. Вклад отечественных ученых в развитие психопатологии Патопсихология обязана своим появлением созданию В. Вундтом лаборатории экспериментальной психологии в Лейпциге в 1879 г. При крупных психиатрических клиниках в конце XIX в. начали организовываться психологические лаборатории — Э. Крепелина в Германии (1879), П. Жане во Франции (1890). Экспериментально-психологические лаборатории были открыты и при психиатрических клиниках России — вторая в Европе лаборатория В. М. Бехтерева в Казани (1885), затем в Петербурге, лаборатории С. С. Корсакова в Москве (1886), В. Ф. Чижа в Юрьеве, И. А. Сикорского в Киеве, П. И. Ковалевского в Харькове. Ряд лабораторий был организован в США и Англии. В лабораториях разрабатывались экспериментально- психологические методы исследования нарушенной психики. Одновременно для сопоставления результатов изучались особенности психики здоровых людей. Патопсихология дает материал, важный для понимания того, что представляет собой нормальное психическое развитие.
Как писал А. Ф. Лазурский: «Данные, добытые патологией души, заставили пересмотреть, а во многих случаях и подвергнуть основательной переработке многие важные отделы нормальной психологии». Появилась «возможность рассматривать душевные свойства человека как бы сквозь увеличительное стекло, делающее для нас ясными такие подробности, о существовании которых у нормальных субъектов можно только догадываться». Сегодня анализ патологических изменений осуществляется на базе сопоставления с характером формирования и протекания психических явлений (процессов, свойств, состояний) личности в норме. Однако, чтобы определить норму необходимы были десятилетия кропотливого наблюдения за больными людьми, страдающими различными психическими патологиями.
Критерии психического здоровья (нормы) Всемирная организация здравоохранения выделила критерии психического здоровья: • осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»; • чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях; • критичность к себе и своей собственной психической продукции; • соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям; • способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами; • способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать это; • способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.
Идеальное психическое здоровье Идеальное психическое здоровье, или эталон, - психическое состояние, все составляющие которого гармонично интегрированы, создают условия для полной психосоциальной адаптации и психического комфорта в окружающей реальности и соответствуют нулевой вероятности психической болезни. Практически не встречается в реальной жизни.
Степени психического здоровья (нормы) 1.Идеальное психическое здоровье (норма), или эталон, - психическое состояние, все составляющие которого гармонично интегрированы, создают условия для полной психосоциальной адаптации и психического комфорта в окружающей реальности и соответствуют нулевой вероятности психической болезни. Практически не встречается в реальной жизни. 2.Среднестатистическое здоровье (норма) – показатель, который являетсяпроизводным усредненных психологических характеристик конкретно избранной и изученной (по полу, возрасту, социальному положению, территории проживания и т.п.) популяции. Допускает определенную степень колебаний и отклонений от идеального здоровья. Предполагает определенный риск психического расстройства, в исключительных случаях возникновение пограничных вариантов некоторых заболеваний (неврозоподобных, алкоголизма в определенной социальной прослойке и т.п.). 3.Конституциональное здоровье (норма) – соотнесение конституционального типа с определенным типом психического состояния здоровых людей. Подобное сочетание свидетельствует о предрасположенности к определенному кругу заболеваний. Эпилептоидный (атлетоидный), циклоидный (пикнический), шизоидный (лептосомный/худощавый) тип.
4. Акцентуация – вариант психического здоровья (нормы), который характеризуется особой выраженностью, заостренностью, непропорциональностью некоторых черт характера всему складу личности и приводит ее к определенной дисгармонии. Акцентуация не препятствует адаптации личности в социальной среде, но суживает границы этой адаптации, чем предопределяет ситуационную уязвимость личности и увеличивает риск возникновения психических расстройств, как правило, психогенного характера. К акцентуациям могут быть отнесены некоторые аномалии личности, односторонняя одаренность, явления непатологического психического дизонтогенеза и др. 5. Предболезнь – появление первых, разрозненных, эпизодических признаков психической патологии, дисфункции, являющихся причиной и условием нерезких нарушений социальной адаптированности.
Критерии патопсихологического состояния Первым из этих критериев является неадекватность, которая может проявляться в несоразмерности эмоциональных реакций, поступков, поведения в целом, речевых высказываний, мимики и жестов человека той ситуации, вкоторой он находится. Второй критерий – это критичность, которая может быть снижена или вовсе отсутствовать у человека по отношению к своим поступкам, к своемуфизическому и психическому состоянию, высказываниям, результатам своей деятельности и т.д.. Критичность обычно выражается в понимании, что действие или реакция были неправильными, неконструктивными, в способности анализировать и делать выводы. Отсутствие критичности, либо ее значительное снижение отмечается в тех случаях, когда человек не видит ничего особенного, например, в собственном агрессивном поведении или асоциальных поступках, когда доводы окружающих относительно какого-либо качества человека н рефлексируются, не подвергаются анализу.
Третий критерий – непродуктивность деятельности. В этом случае человек не нацелен на конечный результат своей деятельности. Ему интересен только сам процесс (например, целыми днями рисует картины, но никому их не показывает, теряет). Сама деятельность не имеет смысла, и результат, продукт никому, никогда даже самому человеку не нужен и не интересен. Возможен и такой вариант непродуктивности, когда конкретная деятельность подменяется разговорами, планированием,обещаниями, но далее слов дело не идет. При этом всегда находятся причины оправдания, позволяющие отложить реальные действия. Четвертый критерий – непродуктивность отношений. Человек не способен устанавливать конструктивные отношения, его сопровождает навязчивая подозрительность, чрезмерная бдительность, ревнивость, агрессивность или страх отношений. Человек склонен к изоляции от окружающих.
Цели и задачи медико-психологической экспертизы Цель проведения медико-психологического исследования заключается в выявлении патологий умственного развития, психологических отклонений на фоне перенесенных заболеваний, а также других особенностей психики. Задачи: установить, каково психологическое состояние данного человека.
Список литературы 1. Блейхер В.М. Практическая патопсихология: Руководство для врачей и медицинских психологов / В.М. Блейхер, И.В. Крук, С.Н. Боков. Ростов-н/Д.: «Феникс», 1996. —448 с. 2. Бухановский А.О. и др. Общая психопатология: Пособие для врачей /А.О. Бухановский, Ю.А. Кутявин, М.Е. Лигвак. 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д.: ЛРНЦ «Феникс», 1998. - 416 с. 3. Воропаева С.В. Основы общей психопатологии: Пособие для педагогическихвузов / Изд-во: Прометей. – 2012. – 234 с. 4. Гуровец, Г. В. Психопатология детского возраста : учеб. пособие / Г.В. Гуровец. – М. :Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 359 с. – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/Hcpu/enEkvSD5m 5. Исаев, Д. Н. Психопатология детского возраста: Учебник для вузов / Д. Н. Исаев. – СПб.: СпецЛит, 2010. – 463 с. – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/D5H5/QX4VG8agG 6. Залевский, Г. В. Введение в клиническую психологию: Учеб, пособие для студентов вузов. / Г.В. Залевский. — Томск : ТМЛ-Пресс, 2010. - 224 с. 7. Зейгарник, Б.В. Патопсихология. / Б.В. Зсйгарпик. М.: Издательство Московского университета, 2007. - 287 с.