12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Седова Ольга Анатольевна657
Мой педагогический стаж -22 года. 11 лет работала в кадетской школе. Имею высшую квалификационную категорию.
Россия, Воронежская обл., Воронеж

 

Работа по совершенствованию речевой культуры учащихся многогранна. Одной из сторон работы являются формирование и развитие навыков владения акцентологическими нормами.  Важность работы очевидна: развитие правильной речи, несомненно,  повлечет за собой и обогащение словарного запаса учащихся,  и   формирование  выразительности речи.

Моя работа в этой области складывается из направлений: урочной и внеклассной. На уроках  обычно в виде орфоэпических минуток: 1- 2 минуты в начале урока работа с тренажером с взаимопроверкой, или  скандирование,  или решение интерактивного теста по цепочке. В качестве альтернативного  домашнего упражнения - творческое задание  «Составить 5-6 рифмовок» на определенные слова.  Процесс составления рифмовок вызывает живой интерес  не только у младших учащихся, но и  у старшеклассников.Так постепенно работа на уроке  переходит   во внеклассную.

«Рифмоплетство» способствует ненавязчивому запоминанию и усвоению правильного произношения.  Эти задания разнообразят уроки и скучное зазубривание  списка из «Орфоэпического словника». Рифмовки можно сделать зримыми, если цветом на письме выделить знак ударения или ударную гласную букву да еще  изобразить ее большей по размеру, чем остальные буквы в слове.  Тогда   в процесс запоминания включаются  все виды памяти: артикуляционная, зрительная, моторная, логическая, слуховая – и творческая фантазия.  Началось все с задания поискать в интернете готовых мнемонических «запоминалок».  Потом разделились   на группы и устроили соревнование 

«Кто больше составит», «Кто интереснее составит», «Орфоэпическая дуэль» и др.. 

Рифмовки могут быть веселыми, нелепыми, парадоксальными – ведь эмоция тоже ключ к запоминанию.  Вот примеры некоторых: « А у нашей МАрфы вязаные шАрфы!», «Папа любит дОчку – купил ей цепОчку», «ВОр выкрал договОр, а шофЕры нашли договОры»», «БегемОот сломал водопровОд».

 Во время предметной недели в прошлом году мною был разработан и проведен  «Орфоэпический турнир» ( http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/lk/blogs?page=2).

В этом году с 10 классом делали проект «Говори правильно»: ребята создали   для учащихся школы  «Орфоэпические памятки – тренажеры», основанные на  мнемонических приемах как  найденных в интернете, так и  авторских; проводили опросы и раздавали посетителям ТЦ листовки с рифмовками на слова, в которых многие допускают ошибки: например, «В огороде ФЕкла посадила свЕклу», «пока ели тОрты, потеряли шОрты», «Мы играли в фАнты – потеряли бАнты» и пр.   

  Считаю, что  подобной формой работы  мне удалось заинтересовать ребят:  процесс заучивания слов стал интересным и продуктивным,  что способствует лучшему запоминанию  норм произношения, особенно при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

 

Опубликовано


Комментарии (2)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.