Причины неуспеваемости учеников и пути коррекции

0
0
Материал опубликован 17 January

Что же такое "неуспеваемость”?

Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций. Педагогически запущенные дети часто бросают школу, пополняют группы риска. Неуспеваемость сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении.

Основные признаки неуспеваемости учащихся:

1. Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, осуществить необходимые практические действия.

2. Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведённое время овладеть необходимым объёмом знаний, умений и навыков.

3. Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.

С учётом вышеизложенного, выделяют следующие причины неуспеваемости.

Внутренние по отношению к школьнику:

1)недостатки биологического развития (дефекты органов чувств, соматическая ослабленность, особенности высшей нервной деятельности, отрицательно влияющие на обучение; психопатологии);

2)недостатки психического развития личности (слабое развитие эмоционально - личностной сферы, отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов, потребностей);

3)недостатки воспитанности личности (недисциплинированность, безответственность, неумение выстраивать взаимоотношения с одноклассниками, учителями и членами семьи).

Внешние по отношению к школьнику:

1) недостатки образования личности (пробелы в знаниях и специальных умениях);

2) школьные факторы (нарушение принципов и правил дидактики, «натаскивание», ориентация на «зубрёжку», непосильность учебных требований, перегрузка учебными заданиями и другие).

Неуспевающий ученик обладает следующими основными особенностями:

- невнимательность, частое непонимание задания, но разъяснений не просит, вопросов учителю не задаёт;

- пассивность, в том числе и интеллектуальная (постоянно нуждается в стимулах для перехода к очередным видам работы);

- медлительность, либо постепенное снижение темпа деятельности, быстрая врабатываемость;

- не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу;

- индифферентно относится к результатам работы;

- не подмечает своих неудач и трудностей.

Но всё-таки, одной из основных причин неуспеваемости младших школьников является неготовность к началу регулярного обучения в школе. Она выражается в отношении ребёнка к школе, к учебной деятельности. Такой ребёнок при поступлении в школу не обладает развитой мотивацией и хорошей эмоциональной устойчивостью. Поэтому для таких детей важно развивать познавательную самостоятельность, мотивационную сферу.

Оказание помощи неуспевающим школьникам поводится в два этапа:

1. Диагностика успеваемости школьников и выявление причин ее возникновения (психолог, учитель).

2. Развивающая работа по устранению школьной неуспеваемости (психолог, учитель).

В подборе методик для диагностики причин школьной неуспеваемости делается акцент на тестах интеллекта, задачах на внимание, память, восприятие информации, методики на мышление и другие психические процессы, затем будет несложно подбирать способы и пути соответственно последующей коррекции.

Можно использованы следующие методы: беседа с учителем с целью уточнения трудностей, возникающих у детей в учебной деятельности и причин их вызывающих на основе наблюдения за детьми в процессе учебной деятельности; анализа письменных работ; анализа журнала успеваемости. Также можно использовать методики: тест школьной тревожности Филипса, для выявления мотивации к учению методику Н.Г. Лускановой. Диагностика должна осуществляться в самом процессе обучения и проводиться систематически.

В основе развивающей работы с неуспевающими школьниками должен быть положен коррекционный комплекс, который предусматривает ряд учебно-воспитательных мероприятий, направленных на создание психологической атмосферы, способствующей зарождению у детей интереса к занятиям в школе.

Для развивающей работы по устранению школьной неуспеваемости можно использовать следующие методики:

- методика развития концентрации и устойчивости внимания;

- методика развития объема внимания;

- методика развития осмысления на основе слухового восприятия;

- методика развития темперамента;

- методика развития логического и механического запоминания;

- методика развития долговременной памяти;

- методика "Графический диктант";

- методика изучения переключения внимания;

- методика "Незаконченные предложения";

- методика развития самооценки.


Но, если организованная помощь не помогает преодолеть неуспеваемость ученика, то педагогу необходимо обратиться в ППк ОУ, на заседании которого будут рассмотрены дальнейшие пути сопровождения. Если же организованное сопровождение не помогло преодолеть неуспеваемость, необходимо обращаться в ПМПК для обследования ребёнка и определения дальнейшей программы обучения.

Высокая успеваемость учащихся достигается системой дидактических методов, форм и средств, а также воспитательных мероприятий. Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие:

1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности, компьютеризация. Ю.Бабанским для такой профилактики была предложена концепция оптимизации учебно-воспитательного процесса.

2. Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. Ю.Бабанским предложен педагогический консилиум - совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников.

3. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе - группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательны.

4. Воспитательное действие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспешными учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника. Обращается внимание и на особые условия опроса для неуспевающих учеников. Рекомендуется давать им больше времени для обдумывания ответа у доски, помогать излагать содержание урока, используя план, схемы, плакаты. Опрос малоуспевающих учеников рекомендуется совмещать с самостоятельной работой других учеников с тем, чтобы с отвечающим учеником можно было провести индивидуальную беседу, выяснить его трудности, помочь наводящими вопросами. Отмечается, что в ходе самостоятельной работы на уроке задания для слабоуспевающих учеников полезно разбивать на этапы, дозы, более подробно, чем других учеников, инструктировать их.

Для предупреждения неуспеваемости, как показал анализ условий, вызывающих отставание, основное значение имеет совершенствование процесса обучения, усиление его воспитательной и развивающей действия. Рекомендации направлены на разрешение этих вопросов как в индивидуальной работе с учениками, так и в работе со всем классом. Очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их. Если в младших классах у ребенка не выработались навыки и желание учиться, то с каждым годом трудности в обучении будут расти, как снежный ком. Тогда родители обращают внимание на состояние ребенка и начинают в срочном порядке брать репетиторов. Но, как правило, бывает поздно. У ребенка сформировалось уже негативное отношение к процессу обучения, и он не понимает большинства дисциплин. Постоянные «проработки» со стороны родителей ухудшают иногда и без того плохой микроклимат в семье.


Для профилактики неуспеваемости педагогам предлагается следующее:

1.В процессе контроля за подготовленностью учащихся:

1) специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие трудности;

2) тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении;

3) контролировать усвоение материала учащимися, пропустившими предыдущие уроки;

4) после окончания изучения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений, навыков учащихся, выявлять причины отставания.

2. При изложении нового материала:

1) обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов материала, который преподается;

2) стимулировать вопросы со стороны учащихся при трудностях в усвоении учебного материала;

3) применять средства поддержания интереса к усвоению знаний;

4) обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.

3. В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке:

1) подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта;

2) включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при трудностях в самостоятельной работе;

3) умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность;

4) учить навыкам планирования работы, выполнением ее в должном темпе и осуществлять контроль.

4. При организации самостоятельной работы вне класса:

1) обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих наибольшие трудности;

2) систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками;

3) четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашней работы, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими учениками;

 4) согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих обучающихся.

Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.