Запаздывание активной речи детей раннего возраста. Причины, практические пути коррекции

8
10
Материал опубликован 28 October 2020



Презентация для выступления на МО
PPTX / 4.9 Мб

​​​​​​​План выступления.
DOCX / 14.62 Кб

Запаздывание активной речи детей раннего возраста. Причины, практические пути коррекции

Павленко В.И.

учитель-дефектолог

Слайд 1.

Здравствуйте уважаемые коллеги!

Хочу обратить ваше внимание на речевое развитие детей раннего возраста, с точки зрения дефектологии.

Слайд 2.

В мировой и российской дефектологии, возрастной акцент коррекционной работы постоянно снижается. Все больше ведущих ученых и практиков приходят к выводу, что наибольший эффект в коррекции развития, достигается в раннем и младшем возрасте. Это касается и нарушений речевого развития. Чем это обусловлено? Время от рождения до трех лет представляет собой сензитивный период для формирования важнейших функций ребенка. На диаграмме представлена только часть направлений развития детей. И практически все они начинаются в раннем возрасте. Сензитивный – это наиболее оптимальный для развития и усвоения период. Ранний возраст – важнейший этап речевого развития. Я бы сказала – критически важный. Примеры детей-маугли показывают, что, упустив этот период – речевое развитие крайне затруднено. А после 5 лет – невозможно.

Слайд 3.

Международная ассоциация дефектологов, за последнее десятилетие, отмечает стабильный рост запаздывания речевого развития детей. Основные причины этого явления отражены на слайде. На чем хотелось бы акцентировать ваше внимание: в последнее десятилетие происходит перетекание количественных показателей от традиционных физиологических и органических патологий к психоэмоцинальным и социальным факторам. В последние пять лет, в мировой статистике, как основная причина запаздывания речевого развития детей раннего возраста, вышел на первое место и уверенно прогрессирует в росте, фактор коммуникативной депривации. Что же это такое? Значительное снижение вербального общения, как между людьми в целом, так и между родителями и детьми. Прогресс технических средств коммуникации и агрессивная мода на них, оказывает негативное воздействие на речевое развитие детей всех возрастов. И критическое, на детей раннего возраста. Часто, даже рядом сидящие люди, общаются посредством гаджетов. Все больше времени в семьях проводят, уткнувшись каждый в свой экран. Теперь детей-маугли растят городские джунгли. Это – проблема о которой нужно не говорить, а кричать!

Слайд 4.

В этих условиях, важнейшее значение приобретает скрининговое обследование речевого развития ребенка. Акцентирую ваше внимание, что объектами обследования, выступает не только сам ребенок, но и его окружение. В мировой дефектологии появился даже специальный термин – речевое окружение. Учитывая, что речь является собственно вершиной пирамиды развития, нам крайне важно понять: какие кирпичики в ней отсутствуют или не сформированы до нужного размера. Ранний возраст – достаточно сложный для диагностики. Поэтому грамотное, профессионально проведенное скрининговое обследование – краеугольный камень, на котором строится весь коррекционный процесс.

Слайд 5.

Собственно, к организации коррекционно-развивающего процесса: в силу возрастной специфики, у детей еще не сформированы социальные функции и поведенческие нормы. Для них характерно ревностное отношение к другим детям, дух соревновательности не выработан, эмоциональное состояние нестабильно, высокая утомляемость и фрагментарность восприятия. Поэтому, основным принципом построения коррекционного процесса, должен быть индивидуально-личностный подход. Основное время уделяется индивидуальным занятиям. Для групповых занятий дети подбираются по общности корректируемого отклонения.

Слайд 6.

Познакомьтесь с практическими рекомендациями для повышения эффективности и продуктивности занятий. Обратите внимание на характерную ошибку родителей и некоторых педагогов: ни в коем случае нельзя заставлять говорить ребенка раннего возраста - это может создать серьезные речевые проблемы у ребенка. Важно использовать разнообразные приемы развития речи:

Показ предметов с называнием;

Упражнения в назывании и выполнении действия;

Обследование предметов и игрушек вместе с ребенком, и его рукой;

Договаривание слов вместе с ребёнком, подсказывание нужного слова;

Поручения: принеси, найди, сделай. С проговариванием результатов;

Использование приемов «народной педагогики». Более подробно – в моем буклете.

Слайд 7.

Уважаемые коллеги: в работе с детьми раннего возраста как никогда важно максимальное задействование родителей и вовлечение их в коррекционно-развивающий процесс. Это обусловлено как возрастными приоритетами ребенка, так и пропорциональностью проводимого с ним времени. Первым делом нужно аргументированно разъяснить родителям важность их участия. Показать, что от их умений и активности напрямую зависит конечный результат. Задача номер два – обучение родителей. Сосредотачивайтесь на групповых консультациях и мастер-классах для родителей. Ведите свой сайт или страницу. Задействуйте все возможности технической коммуникации. Организуйте обратную связь в режиме форума или блога. Это позволит работать по наиболее актуальным вопросам. Потратьте определенное количество времени на обучение родителей – и результаты вашей коррекционно-развивающей работы значительно вырастут.

Слайд 8.

И последнее: в раннем возрасте важно максимально использовать предметно-практическое обучение и наглядные пособия. Что хотелось бы отметить, пособия должны быть:

яркими и разнообразными;

соразмерными ребенку;

отвечать содержанию поставленной перед ребенком задачи;

интересными ребенку и стимулировать его их использовать.

они не должны быть информативно перегружены (чем часто страдают модные нынче лэпбуки);



Благодарю вас за внимание, коллеги! Успехов и достижений в вашем труде!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю, Венера, за актуальный ресурс!

28 October 2020

Спасибо за отзыв, Наталья Федоровна!

29 October 2020

Не пойму, чем может не нравится так сильно Ваш ответ, адресованный другой коллеге...

3 July 2021

"...не в тебя я стреляю - а во вредное нашему делу, донесение!"))) (Бумбараш)

3 July 2021

О, Венера. Да вы моя коллега по несчастью)))... Работаете с особенными детьми... Хоть одна из немногих коллег на сайте, которые способны понять и простить))). В этом году беру первый класс и ваша статья актуальна для меня... Дали же Вы мне пищу для ума. Буду изучать...

3 July 2021

Почему по несчастью? Очень даже по счастью! Я - открываю миры. И навожу в них порядок. Что может быть увлекательнее и интереснее? Просто дефектология и "беру класс" - вещи сложно совместимые. Заест рутина.

3 July 2021

Говоря "по несчастью", я имела в виду другое. Была уверенна, что поймёте. По поводу "беру первый класс", я подразумевала о том, что ждать мне от потока детей, прибывших с ДОУ... Хотя бы приблизительно...Думаю, что изучив опыт специалистов с ДОУ, мне будет проще работать с 1 классами. А первые классы у нас в этом году будут идти по программе 1-5. При этом первый класс подразумевается как нулевой... Подготовительная группа к школе...

3 July 2021
Ответ для

Конечно же я поняла))) Но, тоже имела ввиду другое: Дефектология - наука индивидуальной направленности. Когда у тебя группа 10-12 чел (по СанПин) - это уже перебор. Но, полноценно работать с детишками еще можно. Когда их 2-3 десятка - процесс превращается в фикцию. Поэтому, у Вас все таки несчастье))

3 July 2021
Ответ для

Я немного поясню... Я работаю в коррекционной школе-интернате, где в классах количество детей не превышает 12-13 человек, допускается 15. Но лишь в единичных случаях...

3 July 2021
Ответ для

Теперь понятно. У нас почти все подобные заведения "оптимизировали". Инклюзия им в печенку! Теперь и обычные детки вынуждены тормозить в получении знаний и мои безуспешно норму догнать пытаются(((

3 July 2021