Запаздывание активной речи детей раннего возраста. Причины, практические пути коррекции
Презентация для выступления на МО
PPTX / 4.9 Мб
План выступления.
DOCX / 14.62 Кб
Запаздывание активной речи детей раннего возраста. Причины, практические пути коррекции
Павленко В.И.
учитель-дефектолог
Слайд 1.
Здравствуйте уважаемые коллеги!
Хочу обратить ваше внимание на речевое развитие детей раннего возраста, с точки зрения дефектологии.
Слайд 2.
В мировой и российской дефектологии, возрастной акцент коррекционной работы постоянно снижается. Все больше ведущих ученых и практиков приходят к выводу, что наибольший эффект в коррекции развития, достигается в раннем и младшем возрасте. Это касается и нарушений речевого развития. Чем это обусловлено? Время от рождения до трех лет представляет собой сензитивный период для формирования важнейших функций ребенка. На диаграмме представлена только часть направлений развития детей. И практически все они начинаются в раннем возрасте. Сензитивный – это наиболее оптимальный для развития и усвоения период. Ранний возраст – важнейший этап речевого развития. Я бы сказала – критически важный. Примеры детей-маугли показывают, что, упустив этот период – речевое развитие крайне затруднено. А после 5 лет – невозможно.
Международная ассоциация дефектологов, за последнее десятилетие, отмечает стабильный рост запаздывания речевого развития детей. Основные причины этого явления отражены на слайде. На чем хотелось бы акцентировать ваше внимание: в последнее десятилетие происходит перетекание количественных показателей от традиционных физиологических и органических патологий к психоэмоцинальным и социальным факторам. В последние пять лет, в мировой статистике, как основная причина запаздывания речевого развития детей раннего возраста, вышел на первое место и уверенно прогрессирует в росте, фактор коммуникативной депривации. Что же это такое? Значительное снижение вербального общения, как между людьми в целом, так и между родителями и детьми. Прогресс технических средств коммуникации и агрессивная мода на них, оказывает негативное воздействие на речевое развитие детей всех возрастов. И критическое, на детей раннего возраста. Часто, даже рядом сидящие люди, общаются посредством гаджетов. Все больше времени в семьях проводят, уткнувшись каждый в свой экран. Теперь детей-маугли растят городские джунгли. Это – проблема о которой нужно не говорить, а кричать!
Слайд 4.
В этих условиях, важнейшее значение приобретает скрининговое обследование речевого развития ребенка. Акцентирую ваше внимание, что объектами обследования, выступает не только сам ребенок, но и его окружение. В мировой дефектологии появился даже специальный термин – речевое окружение. Учитывая, что речь является собственно вершиной пирамиды развития, нам крайне важно понять: какие кирпичики в ней отсутствуют или не сформированы до нужного размера. Ранний возраст – достаточно сложный для диагностики. Поэтому грамотное, профессионально проведенное скрининговое обследование – краеугольный камень, на котором строится весь коррекционный процесс.
Слайд 5.
Собственно, к организации коррекционно-развивающего процесса: в силу возрастной специфики, у детей еще не сформированы социальные функции и поведенческие нормы. Для них характерно ревностное отношение к другим детям, дух соревновательности не выработан, эмоциональное состояние нестабильно, высокая утомляемость и фрагментарность восприятия. Поэтому, основным принципом построения коррекционного процесса, должен быть индивидуально-личностный подход. Основное время уделяется индивидуальным занятиям. Для групповых занятий дети подбираются по общности корректируемого отклонения.
Слайд 6.
Познакомьтесь с практическими рекомендациями для повышения эффективности и продуктивности занятий. Обратите внимание на характерную ошибку родителей и некоторых педагогов: ни в коем случае нельзя заставлять говорить ребенка раннего возраста - это может создать серьезные речевые проблемы у ребенка. Важно использовать разнообразные приемы развития речи:
Показ предметов с называнием;
Упражнения в назывании и выполнении действия;
Обследование предметов и игрушек вместе с ребенком, и его рукой;
Договаривание слов вместе с ребёнком, подсказывание нужного слова;
Поручения: принеси, найди, сделай. С проговариванием результатов;
Использование приемов «народной педагогики». Более подробно – в моем буклете.
Слайд 7.
Уважаемые коллеги: в работе с детьми раннего возраста как никогда важно максимальное задействование родителей и вовлечение их в коррекционно-развивающий процесс. Это обусловлено как возрастными приоритетами ребенка, так и пропорциональностью проводимого с ним времени. Первым делом нужно аргументированно разъяснить родителям важность их участия. Показать, что от их умений и активности напрямую зависит конечный результат. Задача номер два – обучение родителей. Сосредотачивайтесь на групповых консультациях и мастер-классах для родителей. Ведите свой сайт или страницу. Задействуйте все возможности технической коммуникации. Организуйте обратную связь в режиме форума или блога. Это позволит работать по наиболее актуальным вопросам. Потратьте определенное количество времени на обучение родителей – и результаты вашей коррекционно-развивающей работы значительно вырастут.
Слайд 8.
И последнее: в раннем возрасте важно максимально использовать предметно-практическое обучение и наглядные пособия. Что хотелось бы отметить, пособия должны быть:
яркими и разнообразными;
соразмерными ребенку;
отвечать содержанию поставленной перед ребенком задачи;
интересными ребенку и стимулировать его их использовать.
они не должны быть информативно перегружены (чем часто страдают модные нынче лэпбуки);
Благодарю вас за внимание, коллеги! Успехов и достижений в вашем труде!
Кияйкина Наталья Федоровна
Павленко Венера
Наталья
Павленко Венера
Наталья
Павленко Венера
Наталья
Павленко Венера
Наталья
Павленко Венера