12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Бадыкова Алсу Гилемхановна1916
Педагог-психолог высшей категории, победитель конкурса "Педагог-психолог Кировской области - 2011", лауреат всероссийского конкурса "Педагог-психолог России-2011".Работаю в общеобразовательной школе-интернате для детей-сирот.Стаж работы психологом-10 лет.
Россия, Кировская обл., Сосновка
5

Презентация психолога для педсовета «Понятие и причины школьной неуспеваемости»




Понятие и причины школьной неуспеваемости
PPTX / 2.99 Мб

Выступление на педсовете

«Понятие и причины школьной неуспеваемости»

педагог-психолог Бадыкова А.Г.

Современные исследования показывают, что от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы по тем или иным причинам испытывают затруднения в обучении, то есть считаются неуспевающими.

Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения ребенка не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы.

Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями сравнения, анализа, обобщения и т.д., проще говоря, ребенок не справляется с учебной программой.

Классификация стадий неуспеваемости Ю.К.Бабанского

I Первая стадия - кратковременная, эпизодическая неуспеваемость, устраняемая в ходе уроков.

2.Вторая стадия - кратковременная, четвертная неуспеваемость, устраняемая в очередной учебной четверти.

3.Третья стадия- устойчивая неуспеваемость в течение двух или более четвертей, но устраняемая в течение учебного года или летних занятий.

4.Четвертая стадия – устойчивая неуспеваемость в течение всего учебного года, требующая повторного обучения в том же классе.

Причины неуспеваемости

Известные психологи Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние.

Внешними причинами неуспеваемости являются:

1. Социальные причины (снижение ценности образования в обществе).

2. Несовершенство учебного процесса ( отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся)

Внутренние причины неуспеваемости можно разделить на:

Биологические:

- отягощенная наследственность

- проблемы со здоровьем, общая слабость организма;

- нарушение зрения, слуха, артикуляции;

- леворукость.

Психологические:

- низкий уровень интеллектуального развития (недостаточное развитие памяти, внимания, мышления, речи, восприятия);

- низкая обучаемость (ЗПР);

- низкий уровень развития волевой сферы (произвольной деятельности и поведения);

- негативные личностные особенности;

- индивидуально-типологические особенности (темперамент).

Педагогические:

- низкий уровень готовности к школьному обучению (педагогическая запущенность);

- отсутствие мотивации к учению.

- несформированность приёмов учебной деятельности;

Школьная неуспеваемость бывает ранней и поздней. Ранняя неуспеваемость возникает с самого начала обучения, ещё в 1-ом классе. Поздняя неуспеваемость появляется в средних классах.

Если ранняя неуспеваемость связана с вышеперечисленными причинами, то поздняя неуспеваемость вызвана другими причинами.

При переходе в среднее звено в число неуспевающих школьников могут попасть не только те дети, которые плохо учились в начальной школе, но и успешные в учебе дети.

Это связано с 2 причинами:

в среднем звене значительно усложняется учебная программа, предметов становится больше, требования к детям значительно возрастают; очень часто из-за больших нагрузок мотивация к учебной деятельности резко снижается и успеваемость падает;

переход в средние классы совпадает с началом подросткового возраста, переключением интереса с учебы на общение со сверстниками.

3) часто бывают случаи, когда учеба запускается из-за того, что большую часть времени учащийся посвящает делу, которым бурно увлекся (музыка, спорт или что другое)

Чаще всего говорят о неуспеваемости в начальной школе, так как этот период является очень важным для развития ребенка (как интеллектуального, так и личностного). В начальной школе ребенок наиболее восприимчив к педагогическому и воспитательному воздействию. Если упустить сензитивные возможности этого возраста, то в дальнейшем будет уже намного сложнее исправить огрехи его обучения и воспитания

Теперь поговорим о классификации неуспевающих школьников.

Всех неуспевающих учеников можно разделить на 3 группы :

1. Учащиеся с недостаточным уровнем развития познавательной сферы и положительным отношением к учению.

Для таких детей рекомендуются:

- специально организованные занятия по формированию познавательных процессов - внимания, памяти, отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения (занятия с логопедом и психологом);

- дополнительные занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием, развитие скорости чтения и т.д.

Главное в работе с этой группой детей – научить их учиться.

2. Учащиеся с хорошим уровнем развития познавательной сферы, но с отрицательным отношением к учению.

Причиной плохой успеваемости этих учащихся является их внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. Школу они посещают без всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно. Об учениках этой группы можно сказать так: будет мотивация - будет продуктивность учебной деятельности! Самое главное – заинтересовать таких детей – создать для них ситуацию успеха, которая будет стимулом для дальнейшей учебы.

3. Учащиеся с недостаточным развитием познавательной сферы и с отрицательным отношением к учебе.

Это самая сложная группа неуспевающих учеников.

В нашей школе больше как раз таких учеников. С этой группой работать сложнее всего. Конкретных рекомендаций по работе с такими детьми нет.

Прогноз работы с такими детьми крайне неопределенный. Если низкий уровень развития познавательной сферы этих детей связан с педагогической запущенностью и пробелами в знаниях – это еще можно скорректировать с помощью индивидуальных коррекционно-развивающих занятий. Если низкий уровень развития познавательной сферы обусловлен биологическими факторами (ППЦНС, ММД, ЗППР, ЗПР), то добиться положительных результатов будет очень сложно. (Чаще всего остается работать лишь над тем, что ребенок действительно может, делать упор на его сильные стороны).

Ну а вообще современная школа накопила лишь два подхода к решению этой проблемы. Первый - повторное изучение курса за прошлый год, то есть второгодничество. Перевод в ребенка в коррекционный класс или школу.

Подведем итог.

Согласно статистике более 30% современных школьников испытывают трудности в обучении и считаются неуспевающими.

Под неуспеваемостью понимается несоответствие возможностей ребенка требованиям школы, невозможность в полном объеме освоить предлагаемую образовательную программу.

Все причины, приводящие к школьной неуспеваемости, можно условно разделить на 2 группы: внешние и внутренние. К внешним относятся – снижение ценности образования и несовершенство учебного процесса. К внутренним целый комплекс причин от отягощенной наследственности до низкого уровня интеллектуального развития и педагогической запущенности.

Школьная неуспеваемость бывает ранней и поздней. Ранняя неуспеваемость возникает с самого начала обучения, ещё в 1-ом классе. Поздняя неуспеваемость появляется в средних классах.

Чаще всего говорят о неуспеваемости в начальной школе, так как в этот период закладываются основы знаний, без которых невозможно дальнейшее обучение.

Всех неуспевающих школьников можно условно разделить на 3 группы в зависимости от причин вызывающих эту неуспеваемость:

- дети с низким уровнем интеллектуального развития и положительным отношением к учебе;

- дети с хорошим уровнем интеллектуального развития и низкой учебной мотивацией;

- дети с низким уровнем интеллектуального развития и низкой учебной мотивацией – эта группа тяжелее всего поддается воспитательным и педагогическим воздействиям.

В заключении хотелось бы отметить, что проблема неуспеваемости школьников не нова. Ее изучением давно занимаются и педагоги и психологи, но к сожалению четких рекомендаций о том, как с этой проблемой справиться до сих пор нет.

Исследователи сходятся лишь в одном – в работе с неуспевающим школьником нужны:

- знание причин, которые привели к трудностям в обучении:

- индивидуальный подход к ребенку, создание ситуации успеха и опора на его сильные стороны. Ну а в остальном все зависит от педагогов, которые работают с ребенком.

Неуспевающий школьник – фигура легендарная и в жизни, и в педагогике. Среди неуспевающих были Ньютон, Дарвин, Вальтер Скотт, Линней, Энштейн, Шекспир, Байрон, Герцен, Гоголь. В математическом классе последним в учёбе был Пушкин. Много выдающихся людей испытывали в школе трудности с обучением и были отнесены к категории безнадёжных. Эти факты подтверждают, что с отстающим неуспевающим учеником не всё обстоит просто и однозначно.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.