12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Андреева Елена Ильинична17
Россия, Удмуртская респ., Ижевск

Материал для учителей начальной школы и родителей.

Андреева Е.И. (учитель начальных классов, педагог- психолог)

Каждый человек в детстве мечтает стать успешным. Дети поступают в школу, и что они чаще всего слышат: «Учись хорошо!» «Учись на пятерки!», «Сколько ты сегодня пятерок получил(а)?» Но есть дети, которые не могут учиться хорошо, у них не получается по каким-то причинам. Конечно, в начальной школе совместная работа учителя, психолога, логопеда, дефектолога (при условии, что они есть в образовательном учреждении) помогают справиться с проблемами, но тем не менее…

остаются дети, которым бесполезно объяснять правила, писать многочисленные диктанты, списывать тексты, требовать «работу над ошибками»… то, что чаще всего требуем мы – учителя.

Я всегда обращала на это внимание и понимала, что что здесь нужно искать другие форму работы. Отправляла таких детей с родителями к неврологу, а те никаких отклонений не находили. Но я-то их вижу (быстро утомляется, «зависает», капризничает, почерк безобразный, читает кое-как, либо выполняет работу слишком быстро и некачественно, не дописывает задание, постоянно переспрашивает, все время на стуле ёрзает и т.д.)! Начала искать, что может помочь ребёнку? Много читала, смотрела вебинары и нашла! Мой поиск привел к нейропсихологии - науке о связи работы мозга и поведения человека. Результативная учебная деятельность любого ребенка – это показатель «включённости» всех необходимых зон мозга.  Именно такой подход к решению проблем школьной  неуспешности используют нейропсихологи.

Ребенок учится плохо по двум основным причинам:

  1. Не созрели области мозга, которые отвечают за мотивацию (определение цели, постановка задач и поиск путей их решения, оценка результатов, принятие сложных решений, целеустремленность, лидерство, ощущение своего я, самоидентификация).

Созревание лобных систем мозга приходится на позднейший этап онтогенеза, начинаясь в 10-12 лет. По некоторым данным созревание начинается существенно раньше –в 7-8 лет.

Проявления функциональной несформированности лобных отделов головного мозга в начальной школе:

  • повышенная утомляемость;
  • ребенок легко отвлекается, не может сосредоточиться, быстро устает, часто бывает равнодушным ко всему окружающему, имеет проблемы с логикой, вниманием, самоконтролем над поведением, речью и эмоциями;
  • недостаточность саморегуляции, произвольного внимания, программирования, целенаправленности и контроля над протеканием собственной деятельности;
  • нарушена социальная адаптация к новым условиям;
  • наблюдается склонность к упрощению программы, стремление к привлечению внешних опор при выполнении того или иного задания;
  • школьная программа усваивается с трудом, социальная неспособность к обучению;
  • фразы примитивные;
  • речь бедная;
  • слова, предлоги, слоги - не дописываются;
  • не запоминаются простейшие правила;
  • в письме характерны пропуски букв, снижена обобщающая функция речи;
  • в 6-7 лет, когда активно формируется произвольное внимание, обнаруживаются элементы полевого поведения, повышенная отвлекаемость;

Эмоциональные расстройства:

  • нарушение контроля над эмоциями и незрелость высших уровней аффективной сферы; - капризы;
  • импульсивность;
  • эмоциональная лабильность;
  • агрессия и негативизм, особенно при попытках регламентировать их деятельность;
  • снижена потребность в общении и стремление к образованию глубоких эмоциональных связей, общение является более поверхностным;
  • нарушено «чувство дистанции» (особенно по отношению к взрослым);
  • нарушение социальной адаптации.


Исходя из выше сказанного, детям с функциональной несформированностью лобных отделов головного мозга бесполезно говорить: «Пиши красиво!», «Будь внимательнее!», «Не отвлекайся!», «Скажи полным предложением!» и т.д. Важно понимать, что все в организме человека взаимосвязано и успех ребенка зависит от того, насколько хорошо он умеет собой управлять. А это не всегда в «его власти».

Что делать?

  1. Коррекция родительско-детских отношений.

Распространенная «болезнь» современных родителей, в том числе самых любящих и заботливых, – они берут абсолютно все решения на себя и буквально отбирают у ребенка самоконтроль и самодостаточность. Но без этих качеств лобные доли человека развиваться не могут. Родителям необходимо помнить о том, что основная закладка высших психических функций происходит до трех лет. Именно в данный период должны быть созданы оптимальные условия для развития ребенка. Основная же масса патологий (вторичный дефект) закладывается непосредственно самими родителями через неправильное взаимодействие с ребенком, а также деструктивным влиянием окружающей среды (СДВГ, ЗПР, ЗРР, психозы, аутизм).

Таким образом, родителям необходимо работать прежде всего над собой, необходимо снизить опеку. Повышать зону ответственности ребенка, поощрять проявления инициативности. Не делать за ребенка уроки. Дать больше самостоятельности и право ошибаться.

 

  1. Играть в определенные игры. Выбираем такие игры, в которых много правил.  Будет замечательно, если дети будут играть без взрослых. Хорошо, если это разновозрастная группа детей. Дети сами устанавливают правила игры, договариваются кто будет следить за соблюдением правил, кто будет подсчитывать очки, кто будет отслеживать тех, кто нарушил правила, кто будет следить за временем и т.д. Это могут быть и подвижные игры, и настольные. Если вы действительно хотите, чтобы ваш ребенок стал успешным, не давайте им готовые решения там, где они сами могут продумать и составить план или программу какого-то мероприятия (например, Дня рождения), могут распланировать количество кружков, которые они будут посещать, распланировать режим дня и т.д.



  1. Выполнение нейропсихологических упражнений. (смотри Приложение 1)



2.  Хочет учиться, есть учебная мотивация, но что-то дается с трудом (он делает что-то хуже, медленнее, чем другие учащиеся).


Головной мозг – одна из основных структур человеческого организма, которая обладает относительной автономностью и выполняет регуляторную функцию. Именно от слаженности работы мозга зависит уравновешенность основных процессов в организме, нормальное функционирование основных органов и систем. Иногда возникает дисфункция мозга. Малейшие нарушения в работе мозга ведут к ощутимому дисбалансу, который проявляется как в нарушении основных функций мозга, так и в поведении, эмоциональном и интеллектуальном развитии. По статистике, минимальная дисфункция мозга встречается у каждого пятого ребенка и каждого десятого взрослого. В 68% случаев причиной служат внутриутробные повреждения, в 32% случаев патология развивается после рождения.


У таких детей можно наблюдать:

  • Проблемы с памятью – ребенок плохо запоминает новую информацию и теряет часть уже усвоенной (частичная амнезия).
  • Снижение интеллекта – такие дети плохо концентрируют внимание, у них нарушено мышление, с трудом ориентируются в пространстве.
  • Аффективные расстройства и сниженная нейродинамика – дети испытывают слабость, головокружение и головные боли, они подвержены депрессиям, раздражительности.
  • Задержка речи и интеллектуального развития.
  • Нарушения тонуса.
  • Частые соматические заболевания, болезни сердца, почек, пищеварения, сниженный иммунитет и т.д.
  • Плохой сон.
  • Истощаемость (нет сил) и др.



Как это может проявляться в начальной школе:

  • «Витает» в облаках.
  • Грызет ручку (карандаш, ногти).
  • Раскачивается на стуле.
  • Машет ногами (руками).
  • Нарушение тонуса. Например, слишком сильно нажимает на ручку при письме, либо держит кое-как.
  • На уроках сидит весь «скрюченный», сильно нагибается над тетрадью.
  • Неправильно держит ручку.
  • Тяжело контролирует эмоции (плачет или агрессирует).

Что делать?

Учителям ввести в традицию проводить гимнастику в начале каждого учебного дня, не забывать про физминутки, проводить экскурсии, прогулки на свежем воздухе, грамотно дозировать учебную нагрузку в течение урока и при выполнении домашнего задания, использовать на уроках нейропсихологические упражнения (смотри ниже). Задача родителей в этом случае сводится к тому, чтобы сделать ребенка сильным и более выносливым:

  1. Массаж (консультация у врача).
  2. Закаливание.
  3. Контрастный душ.
  4. Прогулки на свежем воздухе.
  5. ЛФК.
  6. Витамины.
  7. Есть больше овощей и фруктов.
  8. Поездки к морю, купание.
  9. Санаторий.


Обратить внимание на то, что таких детей противопоказано записывать в спортивные секции, в которых серьезно занимаются спортом. Взрослые заблуждаются, что такие дети таким образом окрепнут, напротив, они быстро истощатся и «уйдут» в гиперактивность. Часто от родителей таких детей можно услышать: «Только что два часа бегал на футболе, а сил еще на три часа! Как будто и не занимался, дома продолжает носиться по всей квартире, а уже спать пора…». Почему так происходит? Ребенок перевозбуждается, в коре головного мозга возбуждение начинает преобладать над торможением, в результате ребенок не может «остановиться».


Какую ошибку часто совершают родители: «Он у меня такой сильный! Отдам его на боевые искусства!» Если вы планируете, что ваш ребенок будет заниматься серьезным спортом в будущем, тогда другой вопрос. Если такой цели нет, то помните, в кружки записываем те, в которых необходимо развивать слабые стороны! Чтобы ребенок хорошо учился, вам нужно понимать его особенности. Так, например, если у ребенка плохая память, что делаем? Конечно развиваем память.


На что я еще хочу обратить внимание педагогов и родителей. Чтобы ребенок в школе был успешным, акцент нужно делать не на том, чтобы ребенок «вызубрил правило», а как ребенок познает материал (как работает его память, какие особенности его мышления и т.д., как эти особенности максимально и продуктивно использовать, как усилить). А вы знаете какие у вашего ребенка (ученика) особенности, как он использует их в обучении, как он познает мир?

Соединив опыт  учителей и знания нейропсихологов, я включила в свою работу ряд заданий, которые направлены на активизацию и «включенность» всех психических функций ребенка. Эти упражнения проводятся через игровую деятельность, целью которой является тренировка памяти, внимания, координации движений, скорости мышления, чувства ритма, умения контролировать себя, свое тело, свою устную и письменную речь.

Примеры нейропсихологических упражнений, которые можно использовать на уроках и физминутках:

  1. Разбиваемся на пары. Даем задание, решить пример (в ответе однозначное число), вставить пропущенную букву (где присутствует вариативность, например, _оля) и т.д. Один ученик пишет на спине другого указательным пальцем ответ - букву (цифру, геометрическую фигуру), крупно, второй угадывает. Поменялись: второй пишет на спине первого (другой вариант буквы, либо ответ на следующий пример и т.д.). Упражнение помогает формировать образ буквы, цифры, фигуры, развивает мускульную память, способствует развитию тактильно-кинестетических ощущений.
  2. Игра «Кодовое слово». Договариваемся с детьми о кодовом слове или движении. Например, учитель говорит: «Если в течение урока я хлопну один раз, все должны дружно похлопать, если я хлопну два раза — весь класс должен потопать, если три раза – дружно встать и крикнуть «Ура!». Учитель в течение урока 2-3 раза использует этот кодовый сигнал, хвалит детей за внимание. Упражнение развивает самоконтроль, внимание, умение действовать по правилам.
  3. Игра «Два направления». Учим детей концентрироваться сразу «в двух направлениях»: даём задание решить примеры или списать текст упражнения, на выполнение дать определенное время, в это время учитель иногда делает хлопки (по 1, 2 или 3 подряд, хорошо, если учитель, пока дети работают, перемещается по классу). Дети должны за определенное время выполнить задание и сосчитать все хлопки, не делая вспомогательных пометок. После слова СТОП каждый ребенок пишет в тетради на полях число, которое обозначает количество сделанных хлопков. Называются победители, кто не ошибся в подсчете. Отмечаем тех учащихся, кто при этом еще успел выполнить само задание до конца и при этом все правильно.
  4. Игра «Истина, ложь». Учитель бросает мяч ученику и задаёт любой вопрос, связанный с темой урока (Как найти уменьшаемое, вычитаемое? Что обозначает Х в данном уравнении? и т.п.). Задание — ответить на вопрос должен тот, кто слева (справа, спереди, сзади) от данного ученика, поймавшего мяч. После ответа ученик, которому бросили мяч, отвечает: «истина» или «ложь»— и возвращает мяч в руки учителю. Важно: учитель должен всё время смотреть на ученика, которому кидает мяч, при этом не подсказывать взглядом на того, кто должен ответить.
  5. Игра «Закодируй слово». Ребёнок записывает предложение или словарные слова (на уроке русского языка), которое даёт учитель, особым образом: согласные пишем, вместо гласных — чёрточка, ил наоборот, гласные пишем, вместо согласных две черточки. Важное условие: не допускается ни одного исправления и ни одной помарки. Хвалим учащихся, которые не допустили ошибки. Обязательно отмечаем тех учащихся, кто по сравнению с прошлым разом допустил меньше ошибок.
  6. Игра «Услышь слова». Использовать данную игру можно при закреплении пройденного материала, например. Ученик выходит из кабинета. Учитель распределяет среди оставшихся детей несколько слов (например, делит детей на 4 группы: одна группа называет слово – бе/ге/мот, вторая – бе/ре/за, третья – мик/ро/бы, четвертая – ры/жи/ки). Ученики должны говорить их хором. Важно задать одинаковый темп, потому что у всех детей в обычной речи он разный. После чего ученик возвращается в класс. Он слушает, как одноклассники хором проговаривают свои слова. За три попытки он должен распознать как можно больше слов и, объяснить, что эти слова объединяет (это четыре царства живой природы).
  7. Игра «Класс». Показываем различные движения, а ребёнок должен их повторить, когда слышит волшебное слово "класс". Если учитель не назвал слово «Класс», движение показывать нельзя. Темп демонстрации движений постепенно увеличивается.
  8. Игра «Все наоборот». Хлопаем в ладоши. Если учитель хлопнет 1 раз, ученик хлопает 2 раза. И наоборот: когда учитель хлопает 2 раза, ребенок хлопает 1 раз. Вместо хлопков можно стучать ногами, прыгать, стучать карандашом по парте и т.д. Упражнение улучшает динамику психических процессов, учит быстро переключаться с одного задания на другое.
  9. Игра «Руки, ноги, голова». Учитель называет части тела, а ученик должен эти части тела показать на себе. Но ему следует показать только ту часть тела, которую учитель называл ранее. Например, в начале учитель говорит "шея", ребёнок ничего не показывает. Затем учитель говорит "колени", он показывает шею. Учитель называет "руки", он дотрагивается до колен и т.д. Данное упражнение развивает избирательность реакций, внимания и речевую регуляцию деятельности, позволяет справляться с импульсивностью и трудностями переключения.
  10. Детская игра в "Ладушки". Это прекрасное упражнение для развития межполушарного взаимодействия, чувства ритма и стабилизации и активации энергетического потенциала организма. Играть в нее можно в не только ладонями, а также пальцами и стопами ног.
  11. Дыхательные упражнения, с использованием полного дыхания, в которых сочетаются брюшное и грудное дыхание. Например, упражнение, которое можно выполнять на уроках в положении сидя и стоя. Вдох 2-4 секунды− задержка 2-4 секунды − выдох 2-4 секунды – задержка 2-4 секунды: все этапы должны быть по времени одинаковые. Начинаем с 2 секунд, затем время постепенно увеличиваем. Дыхательная гимнастика повышает тонус деятельности мозга, помогает насытиться кислородом каждой клеточке организма; улучшает работу головного мозга, сердца и нервной системы, дыхательной и пищеварительной системы организма, укрепляет общее состояние здоровья; формирует умение управлять своим дыханием, а значит, помогает управлять собой.
  12. Су-Джок - колючие мячики с металлическими колечками внутри. При прокатывании мячика между ладонями происходит стимуляция множества биологических точек, которые стимулируют определенные участки мозга.  Су-Джок способствует активизации речи, избавляет от напряжения и нервозности.

      

      Конечно, далеко не с каждой проблемой позволит справиться простая игра. В некоторых случаях нужно обратиться к детскому нейропсихологу.



Выводы:

  • Всегда важна поддержка родителей, понимание ими проблемы. Похвала – это воздух, в котором ребенку можно лететь, улыбаться, стараться, хвастаться родителям – меня похвалили!
  • Нужно находить на уроках повод для похвалы тоже — это окрыляет детей. Учитель должен искать любые пути, чтобы помочь ребёнку и его родителям чувствовать себя счастливыми людьми, а не несчастными узниками «образовательных стандартов».
  • Помните, помочь можно всегда!
  • Нам - взрослым надо понять: ребёнок не виноват. Он иначе слышит слово, воспринимает его и воспроизводит. Ведь никто не ругает детей за отсутствие музыкального слуха. Безграмотность —  аналогичная ситуация.
  • Надо подключать нейропсихологию. Нейропсихолог может определить истинные причины школьных затруднений, расскажет родителям и педагогу, что мешает ребёнку овладеть каким-либо умением, поможет разработать упражнения, способствующие развитию и «дозреванию» соответствующих отделов мозга.





Источники:

https://rosuchebnik.ru/material/neyropsikhologicheskie-priemy-v-pomosch-uchitelyu/

https://kidteam.ru/neyropsihologicheskie-uprazhneniya-dlya-detey.html

http://refleader.ru/jgeatymeryfs.html

https://www.b17.ru/article/147420/

https://vishiradugi.ru/narusheniya/nerechevye-narusheniya/organicheskoe-porazhenie-mozga-u-detej/

https://ilive-com-ua.turbopages.org/ilive.com.ua/s/health/disfunkciya-golovnogo-mozga-u-vzroslyh-i-detey_128727i15946.html

https://rosuchebnik.ru/material/neyropsikhologicheskie-priemy-v-pomosch-uchitelyu/

https://7ya-ru.turbopages.org/7ya.ru/s/article/Rebenok-ploho-pishet-10-uprazhnenij-ot-nejropsihologa/

Вебинар щкольного нейропсихолога Диляры Нугумановой «Учиться на отлично!»










Приложение 1 (система упражнений, разработанных школьным нейропсихологом Дилярой Нугумановой)

  1. Обратить внимание на четкое и правильное выполнение упражнений!
  2. Всегда двигаемся от простого к сложному!
  3. Делаем упражнения вместе с детьми (данные упражнения полезны в любом возрасте)!


Упражнение №1 "Звездочка на спине" (легкий вариант)

Описание: ребенок лежит на спине на середине коврика.

Инструкция: "на счет раз - поднимаешь правую руку вверх, а левую ногу двигаешь в сторону. На счет два - обратно. На счет три - левая рука верх, а правая нога в сторону. Четыре - обратно".

Сначала проговариваем задание - смотрим насколько ребенок усваивает речевые инструкции. Потом ребенок переходит к выполнению упражнения.

Если не получается, то показываем движения сами.

Обязательно сделать несколько циклов (4-8), без перерывов между ними.

Сколько делать: до автоматизации, после этого можно переходить к сложному варианту.

Помогает тем, кто:

• Отвлекается на уроках;

• имеет сложности переключения с одной деятельности на другую;

• недостаточную саморегуляцию и контроль поведения;

• медленно пишет, останавливается на каждой букве;

• переставляет или пропускает при письме буквы, слоги или слова;

• допускает "глупые" ошибки в математике;

• медленно читает;

• не понимает, зачем ходить в школу;

• с трудом садится за выполнение домашней работы;

• не доделывает до конца начатое.


"Звездочка на спине" (сложный вариант)

Усложняем предыдущий вариант только если он получается без ошибок и автоматизирован.

Описание: добавляем движения глазами и языком. Язык двигается в сторону ноги, а глаза за рукой.

Сколько делать: до автоматизации.


Упражнение №2 "Ящерица"

Описание: Ребенок лежит на животе, голова повернута набок. На счет "раз" сгибается рука и нога с той стороны, в которую повернута голова. На счет два - голова поворачивается в другую сторону. Упражнение сложное потому, что возникает желание вместе с головой согнуть руки и ноги или наоборот, с рукой и ногой повернуть голову. Основная сложность - оттормозить лишние движения.

Выполнять 30-60 секунд. Без остановок между сериями.

Сколько делать: пока ребенок не перестанет допускать ошибки, до автоматизации.

Усложнение: увеличиваем темп.

Помогает тем, кто:

• Сложно концентрируется;

• имеет недостаточную саморегуляцию и контроль поведения;

• медленно включается в работу;

• переставляет или пропускает при письме буквы, слоги или слова;

• жалуется на боли в шее, плечах, головную боль;

• не может долго читать, писать;

• медленно выполняет задания;

• быстро устает на уроках и при выполнении домашних заданий.

Доводим до автоматизма.


Упражнение №3 "Крючки"

Описание: ребенок стоит на середине коврика прямо. Вытягивает руки вперед, большие пальцы поворачивает вниз и переплетает пальцы рук. Кисти выворачивает к груди. Обязательно отметьте, какая рука находится впереди. После этого заводит стопу одной ноги за другую и ставит их параллельно и близко друг к другу. Впереди должна оказаться та же нога, что и рука.

Стоит неподвижно и прямо, вытягиваясь вверх в течение 30 секунд. После этого упражнение выполняется еще раз со сменой положения рук и ног.

Как понять, освоил упражнение или нет: стоит уверенно, не падает и не шатается, корпус развернут строго вперед.

Помогает тем, кто:

• Сложно концентрируется;

• сидит за партой согнув спину;

• имеет пониженный тонус мышц-разгибателей

• неправильно держит ручку

• быстро устает;

• отвлекается на уроках;

• имеет плохой почерк и неправильный нажим при письме.


Упражнение №4 "Бесконечность" с закрытыми глазами

Описание: выполняется стоя. Ребенок вытягивает одну руку вперед, рука в кулаке, большой палец вверх. Начинает в воздухе рисовать бесконечность. Середина бесконечности - большой палец напротив лица. Амплитуда максимальная. Закрывает глаза и делает то же самое с закрытыми глазами.

Бесконечность рисует в одну сторону, потом в противоположную. После этого меняет руки местами.

Помогает:

• Понять свое тело

• Научиться контролировать движения

• объединить работу двух полушарий мозга

• улучшить почерк

• координацию


Упражнение №5 "Стимуляция глубокой чувствительности"

Упражнение из телесно-ориентированной терапии. Ребенок лежит на животе. Взрослый кладет ладони на тело ребенка и довольно сильно прижимает. При этом пальцы, ладони и руки взрослого не напряжены, поза удобная. Придавил, подержал, переставил ладони. И так, не торопясь, проходим по всей задней стороне тела, избегая области под коленями и внутренней поверхности бедер.

Таким образом мы стимулируем глубокую чувствительность мышц и сухожилий.

Другой задачей техники является понимание целостности тела ребенком. Например, когда руки лежат одновременно на ноге и плече, информация об этом приходит в соответствующие области коры, ребенок чувствует ногу и плечо одновременно, у него формируется целостная картина тела.

Хорошо бы делать минут по 10 ежедневно. Результат будет только если упражнение приятно делать и взрослому, и ребенку. Результат вы заметите по изменениям в двигательной системе ребенка.

Помогает:

• Понять свое тело;

• почувствовать целостность тела;

• снять тревожность;

• улучшить взаимоотношения с людьми;

• испытать чувство доверия к окружающему миру.


Упражнение №6 "Телесная техника право-лево"

Ребенок лежит на спине. Два взрослых держат его, один за руки, другой за ноги. Они начинают тянуть его за одну руку и одну ногу. Задача ребенка назвать, за какие руку и ногу его тянут. Потом ребенок переворачивается на живот и все повторяется.

Начинаем с одноименных руки и ноги. После того, как ребенок перестанет путаться (а на это может уйти несколько дней), можно добавлять диагональные растяжения.

Доводим упражнение до полной автоматизации. Только после этого ребенок перестанет испытывать трудности при определении сторон.


Упражнение №7 "Звездочка на животе"

Описание: исходное положение лежа на животе, руки вверх, голова набок.

Сначала даем словесную инструкцию и проверяем, насколько ребенок может ее усвоить и выполнить. Инструкция: "на счет раз поднимаешь и тянешь правую руку и правую ногу, на счет два опускаешь". Если ребенок не может выполнить по инструкции - показываем как надо поднимать руку или ногу.

Отработав правую сторону, поднимаем левые руку и ногу.

После этого можно переходить к диагоналям: правая рука-левая нога, левая рука - правая нога.

Важно! Это упражнение-растяжка - руки и ноги не просто поднимаются вверх, а тянутся от центра в стороны. поэтому важна не амплитуда и скорость, а натяжение, точность и умение удержать конечность в конечной точке. Упражнение выполняется медленно. Достаточно сделать по 2-3 раза в каждой комбинации, но максимально постараться.


Сложный вариант: меняем инструкцию перед каждым подъемом ноги и руки. Например: на счет раз - левая рука и левая нога, потом на счет раз - левая рука и правая нога. Увеличиваем темп выполнения. Делать этот вариант стоит только после того, как ребенок уже неплохо справляется с первым упражнением.

Помогает:

• Улучшить почерк;

• уменьшить количество ошибок при письме;

• быстрее читать;

• повышает скорость счета в уме.


Упражнение №8:

- "Растяжки" (легкий вариант)

Описание: ребенок стоит, стопы плотно прижаты к полу, затылок тянется вверх.

а) На счет раз ребенок вытягивает вперед правую руку и левую ногу. На счет два - левую руку и правую ногу.

б) На счет раз ребенок вытягивает правую руку и левую ногу в разные стороны. На счет два - левую руку и правую ногу.

в) На счет раз ребенок вытягивает вперед правую руку вперед, а левую ногу назад. На счет два - левую руку и правую ногу.

г) На счет раз ребенок вытягивает правую руку влево, а левую ногу вправо. На счет два - левую руку вправо, а правую ногу влево.

Для каждого варианта можно сделать 5-8 циклов, без остановки между ними.

Критерий правильности выполнения упражнений: отсутствие ошибок, точные симметричные движения, устойчиво стоит на одной ноге.

Помогает:

• Понимать пространство тела;

• контролировать движения;

• удерживать ось тела;

• автоматизировать простые и сложные навыки;

• быстро писать и читать;

• писать красиво.


"Растяжки" (сложный вариант)

Описание: ребенок стоит, стопы плотно прижаты к полу, затылок тянется вверх.

Теперь инструкция меняется на каждый счет. На счет раз рука и нога поднимаются, на счет два опускаются. Сложность задания вы выбираете исходя из возможностей ребенка. Оно должно быть доступное, но не слишком сложное.

Помогает:

• Ориентироваться в пространстве своего тела;

• понимать слова, относящиеся к описанию пространства;

• читать и понимать смысл прочитанного;

• пересказывать тексты;

• выполнять счетные операции.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.