Мониторинг как способ отслеживания успеваемости и качества знаний в начальной школе

2
0
Материал опубликован 19 April 2020

Мониторинг как способ отслеживания успеваемости и качества знаний в начальной школе

СЛАЙД 1


Современная начальная школа нацелена на реализацию новой личностно-ориентированной, развивающей модели образования, в которой ведущее место занимает развитие личности ученика, его возможностей и способностей, желания и умения учиться. Результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих предметные, и метапредметные, и даже личностные достижения ребёнка.

Как в современной школе отследить успеваемость и качество знания каждого ученика и класса в целом? Пожалуй, одним из самых востребованным в педагогической среде диагностических средств сегодня является «мониторинг».

СЛАЙД 2 Мониторинг – это профессиональная деятельность педагога по отслеживанию состояния или развития какого-либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения.

Цель мониторинга:

-проанализировать и оценить результативность обучения;

-оценить эффективность учебного процесса с точки зрения государственных стандартов образования;

-проанализировать успешность обучения с учетом особенностей детей нашего контингента;

-обобщить опыт, избежать в будущем ошибок.


Мониторинг представлен обычно двумя уровнями: СЛАЙД 3

Первый уровень (индивидуальный, персональный) – осуществляет его учитель, классный руководитель ежедневно (это наблюдение, фиксирование динамики развития каждого ученика и классного коллектива в целом или по определенным направлениям).

Второй уровень (внутришкольный) - осуществляет администрация школы (отслеживание динамики развития классов, параллелей и школы в целом по определенным критериям или комплексно по нескольким направлениям и во времени – по учебным триместрам/четвертям, полугодиям и годам обучения).

Мы сегодня более подробно остановимся именно на первом уровне, т.к. именно он представляет систему педагогического взаимодействия “учитель-ученик” и обеспечивает развитие индивидуальных способностей каждого ученика, включение его в учебную деятельность с учетом его возможностей и способностей.

В практической деятельности учителями начальных классов используются различные виды педагогического мониторинга: СЛАЙД 4

Результаты диагностики уровня сформированности познавательных умений и навыков у будущих первоклассников.

Уровень адаптации первоклассника.

Мониторинг уровня сформированности читательских навыков.

Мониторинг контрольных работ по русскому языку, математике.

Мониторинг сформированности УУД.


В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания: стартовую диагностику, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание.

При проведении стартовой диагностики следует помнить о том, что частичное или даже полное отсутствие у ребёнка отдельных знаний или навыков не является основанием для любых дискриминационных решений, а указывает на необходимость индивидуальной коррекционной работы с данным ребёнком.

Стартовая работа проводится в начале сентября и позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также наметить «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организовать коррекционную работу. Результаты стартовой работы фиксируются в протоколах, таблицах или, например, в «Карте – характеристике к началу школьного обучения» для 1-х классов. СЛАЙД 5


Текущий контроль. Он проводится с целью проверки усвоения предъявляемого материала и выявления пробелов. Традиционно он проводится на каждом уроке. Его основной целью является анализ хода формирования умений и навыков учащихся. Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса.

Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени – триместр, полугодие, год и определяет степень достижения конечных учебных целей.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.

В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися.

В начальной школе применяются следующие СЛАЙД 6 формы контроля над развитием предметных знаний и умений учащихся - стандартизированные и нестандартизированные:

Стандартизированные: устный опрос; письменный опрос; самостоятельные проверочные работы, специально формирующие самоконтроль и самооценку учащихся после освоения ими определенных тем; самостоятельные работы, демонстрирующие умения учащихся применять усвоенные по определенной теме знания на практике; тестовые диагностические задания; графические работы: рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и т.д.; плановые контрольные работы; комплексные контрольные работы, проверяющие усвоение учащимися определенных тем, разделов программы, курса обучения за определенный период времени (триместр, полугодие, год)

Нестандартизированные: защита творческих работ, проекты, конкурсы.

Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений.

Помимо привычных предметных контрольных работ проводятся СЛАЙД 7 метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий (УУД).

Основное содержание оценки метапредметных результатов строится вокруг умения учиться.

Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур: щелчок

 решение задач творческого и поискового характера;

 учебное проектирование;

 итоговые проверочные работы;

 комплексные работы на межпредметной основе;

 мониторинг сформированности основных учебных умений;

 портфолио и др.


По итогам диагностик проводится анализ полученных результатов, который дает возможность педагогу, родителям и самому ученику видеть уровень его индивидуального развития и степень соответствия на данный период обучения портрету выпускника, который чётко определён новыми образовательными стандартами и программой духовно-нравственного развития и воспитания.

На основе анализа данных оценивается успешность работы за прошедший период и ставятся задачи работы с учащимися на предстоящий год.

Ежегодное отслеживание развития и формирования УУД дает педагогу неоценимую помощь в построении целенаправленной и эффективной работы по достижению качества образования для каждого ученика.

Все результаты успеваемости и качества знаний ученика и класса целесообразно отслеживать, заполняя технологические карты мониторинга СЛАЙД 8 , например: Мониторинг навыков чтения в 1,2,3,4 классах (заполняется на каждого ученика и прослеживается динамика данной работы), Мониторинг самостоятельных/контрольных работ по математике (навыки сложения/вычитания, умножения/деления, составление таблиц, диаграмм и т.п.), Мониторинг по русскому языку (орфограммы, пунктограммы, развитие речи), Мониторинг по окружающему миру (проверочные тематические работы по изученным темам).

После заполнения технологических карт мониторинга необходимо провести анализ полученных результатов. Такой анализ может служить основанием для постановки ближних и дальних целей.

Результаты анализируются как по горизонтали, так и по вертикали.

Анализ результатов по горизонтали позволяет сделать вывод, какие темы в течение учебного года были плохо усвоены учащимися, а, значит, в следующем полугодии или новом учебном году требуется провести по данной теме дополнительную работу.

Анализ результатов по вертикали позволяет выявить слабоуспевающих учащихся, а так же сильных учащихся, работу с которыми – и первыми, и вторыми - необходимо проводить дополнительно. Для первых отрабатываются те темы, которые дети плохо усвоили, для вторых подбираются задания повышенной сложности.


Если при проведении мониторингов успеваемости и качества знания учащихся наблюдается положительная динамика, то образовательный процесс можно считать результативным. Если обнаруживаются негативные результаты, то проводится пристальное изучение факторов, влияющих на эти показатели. Этим занимается учитель и вся социально-психологическая служба, с которой мы работаем в тесной взаимосвязи.

Такой анализ мониторинга помогает и при проведении родительских собраний, так как можно сразу дать рекомендации родителям, на какие вопросы следует обратить особое внимание при подготовке детьми домашних заданий, выполнении дополнительных упражнений.

Результаты диагностических работ вкладываются в Портфолио СЛАД 9 учащихся, которое позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной коммуникативной и др.) и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.

И в заключении хотелось бы отметить, что СЛАЙД 10 мониторинг – инструмент управления учебно-воспитательным процессом. Проводя мониторинговые исследования, необходимо помнить, что главная цель – помочь, а не оценить, выявить недостатки, а не успехи.

Данная система работы позволяет:

1. Определить уровень обученности и обучаемости по предмету;

2. Разработать методические материалы по устранению пробелов и коррекции знаний.

3. Выявить факторы и условия, влияющие на качество обучения.

4. Целесообразно внедрять новые педагогические технологии в образовательный процесс.

5. Проводить своевременно обработку полученных результатов.

Вывод: систематическое проведение отслеживание успеваемости и качества знаний обучающихся способствует успешному выполнению главной диагностической работы - ВПР, которые направлены на обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.


Решение:

Одобрить основные направления работы мониторинговой деятельности в начальной школе, осуществляющейся с целью систематического отслеживания достижений и результатов образовательного процесса.

Учителям – предметникам, классным руководителям активизировать мониторинговую деятельность, активно использовать мониторинговые исследования для определения уровня предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся, продолжить работу с Портфолио учащихся с целью оценки результатов их деятельности.

Создать информационно-методический банк диагностического инструментария.









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.