Причины задержки речевого развития у детей
Причины задержки речевого развития
Пренатальные (антенатальные) причины
-Заболевания матери (ОРВИ, повышение температуры, герпес, обострение хронических заболеваний
- Вредные привычки / условия работы / проживания
В первые 3 мес плацентарный барьер не сформирован, ребенок не защищен. Получает ту же дозу спиртного или курева, как и мама. 1-3 мес – это основа нервной системы ребенка, идет дифференцировка нервных клеток.
Вредные условия работы: маляр, штукатур. Экологически неблагоприятное место проживания.
Вредности приводят к гипоксии плода.
- Гипоксия плода (обвитие пуповины, астма у матери, резус-фактор, гармональные нарушения/заболевания в организме женщины: гипертония, гипотония, сахарный диабет, щитовидка)
На ранних сроках беременности гипоксия – замедляет развитие эмбриона, вызывает отклонения в развитии
На поздних сроках беременности – чревато поражением нервной системы, задержкой роста плода.
Мама сама может почувствовать признаки гипоксии: на 2/3 триместре изменяется двигательная активность ребенка. Ребенок ведет себя беспокойно, шевелится слишком часто и сильно. При прогрессирующем дефиците кислорода, напротив, ребенок практически перестает двигаться (асфиксия-удушье)
- Неправильное питание
- Отсутствие прогулок, полноценного сна
Натальные (интранатальные) причины:
- Длительное безводие (более 18-20 часов)
Плацента обхватывает ребенка. Чем больше времени безводный период, тем выше риск внутриутробной инфекции. Мб. Воспаление плодных оболочек, инфицирование плода и родовых путей.
- Быстрые / стремительные роды
6 часов и менее – быстрые
3 часа и менее - стремительные
Вероятность обширных разрывов. Преждевременное отслоение плаценты. Асфиксия плода. Различные повреждения ОДА. Кровоизлияния в мозг.
- Недостаточное раскрытие родовых путей
- Ручные родовспомогательные приемы (надавливание на живот, выдавливание плода)
НАПП – наружный акушерский поворот плода на головку снаружи через стенку матки. Не успешно – кесарево сечение
Прием Кесслера (выдавливание плода) может привести к травмам черепа, повреждению мозга, кривошее и др.
- Инструментальное вмешательство (акушерские щипцы, вакуум)
1.При слабости родовой деятельности, не поддающейся медикаментозной терапии. При утомлении и истощении роженицы. При слабости потуг, кровотечении у роженицы.
2.Вакуум-экстракция – мягкая присасывающаяся чашечка накладывается на голову ребенка, вакуум помогает вывести младенца из родовых путей.
Вред: травмы, повреждения черепа и т.д.
- Преждевременные /затяжные роды
Физиологические роды в норме:
1.Первородка 7-12 часов
2. Повторные роды 6-10 часов
Более 12 часов – затяжные роды.
Гипоксия. Асфиксия. Риск травм.
- Кесорево сечение
- Осложнение в родах (тугое /двойное обвитие пуповины, ягодичное предлежание: гипоксия, риск травмы)
Постнатальные причины:
- Шкала Апгар 7/8, 8/8, 8/9, 9/9, 9/10, 10/10 - норма
Степени асфиксии:
Не более 3 – тяжелая
3-5 – средняя
5-7 – умеренная
- Травмы шейного отдела (голову ребенок не держит еще, придерживаем рукой, резко закинул голову- травма)
- Заболевания ребенка (менингит, менингоэнцефалит)
Поражение мозгового вещества и оболочек мозга.
Речевые отставания в первые месяцы жизни:
(на что необходимо обратить внимание)
- Вялый сосательный рефлекс / его отсутствие
- Срыгивание фонтаном (неврология)
- Подтекание молока через уголок рта (парезы, слабая круговая мышца)
- Приоткрытый рот (парез лицевого нерва, слабость круговой мышцы, мышцы, удерживающей нижнюю челюсть)
- Дрожь подбородка при плаче
- Ребенок лежит на спине с запрокинутой головой (травма шейного отдела, плач ночью)
- Кривошея
- Ассиметрия сторон тела
Общие причины ЗРР:
- Соматическая ослабленность ребенка (темповая ЗРР)
Темповая - временная ЗРР. Из нее ребенок выходит самостоятельно и нагоняет речевое развитие как у сверстников. Например, море – отдых – окреп – речь «прорвало» …
- Социальная обусловленность (нет общения / гиперопека)
- Активное жестекулирование взрослых в семье
- Избыточно-информативная бытовая среда
Постоянно работает телевизор, постоянный гул от общения взрослых. Слово ребенком воспринимается как шум. Задерживается истинная речь.
- Взрослые не знакомят ребенка с устным народным творчеством (УНТ): пестушки, потешки, колыбельные.
- Активное использование гаджетов ( телефонов, ноутбуков, планшетов)
Стихотворение «Мама дома, мамы нет, мама вышла в интернет…»
До 3-4 лет нельзя давать гаджеты, дошк возраст – 30 мин в день
- Отсутствие диалога с ребенком на 5 мес. беременности
Ребенок реагирует на голос матери. Надо разговаривать с ребенком. Потом новорожденный будет реагировать на колыбельную, которую пели ему во внутриутробном периоде.
- Отсутствие твердой пищи в рационе питания
Жевательные мышцы не развиты. Участвуют в работе артикуляционного аппарата. Потом у логопеда жевательные игрушки!!!
- Интеллект ребенка
Выяснение причин ЗРР не решит проблему, а только поможет предположить причины задержки речи. Для успешной работы с речью логопата, для положительной коррекции и запуска речи у неговорящего ребенка учитель-логопед должен обязательно направить родителя с ребенком и к другим специалистам, выбор которых зависит от индивидуальных нарушений.
-Невролог (анамнез, УЗИ шейного отдела назначит, ЭЭГ, лечение: витамины, кортексин, пантогам, СМТ, логомассаж)
-Сурдолог (исключить нарушение слуха)
-Остеопат (кривошея)
-Психолог (речевой негативизм, неправильное воспитание, ребенок-«тиран»)
-Психотерапевт (элективный мутизм – неспособность разговаривать в особых социальных ситуациях, тревога, сдержанное поведение: когнитивно-поведенчнская психотерапия, коррекционные логопедические занятия, психофармакологические препараты, ноотропы от стресса, нейролептики при психических расстройствах; седативные, снотворные препараты)
-Психиатр (при необходимости)