Причины отсутствия и задержки речевого развития у детей 2-5 лет
ПРИЧИНЫ ОТСУТСТВИЯ И ЗАДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 2-5 ЛЕТ
Согласно нормам речевого развития, девочки должны начать говорить до 1 года, а мальчики до 1,5 лет. С учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка, в норме, до 2 лет должны заговорить все. Поэтому если ребенок не заговорил до 2 лет, необходимо проверяться у врачей и логопедов.
У неговорящих детей 2-3 лет наиболее часто встречается ЗРР (задержка речевого развития). Также многим таким детям в возрасте 3 лет ставят ОНР (общее недоразвитие речи), что тоже верно. Но для того, чтобы преодолеть речевое нарушение, нужно понять почему ребёнок не разговаривает.
До двухлетнего возраста у ребенка можно выявить следующие основные причины отсутствия речи:
Аутизм. Выявляется после года. Признаками аутизма являются: ребёнок не идёт на контакт с людьми, в том числе и с родителями, при общении не смотрит в глаза. Диагноз при аутизме ставит врач-психиатр на основании жалоб родителей, сбора сведений о раннем развитии ребёнка, клинического обследования.
Интеллектуальную недостаточность, умственную отсталость также можно выявить после года. Диагноз «умственная отсталость» устанавливает врач-психиатр. Диагностика возможна после комплексного медицинского и психолого-педагогического обследования. Незаменимыми помощниками психиатра являются такие специалисты: психолог, логопед, дефектолог, невролог, генетик.
Отсутствие слуха у ребенка можно диагностировать сразу после рождения. Признаком является то, что он не слышит никаких звуков окружающей среды. Проблемами слуха занимается сурдолог. Обратите внимание, нужна консультация именно сурдолога, а не отоларинголога (ЛОРа). Сурдолог – это дополнительно обученный оториноларинголог.
Ринолалия (нарушение звукопроизношения и тембра голоса вследствие анатомо-физиологических дефектов речевого аппарата – расщелины губы, неба) также выявляется сразу после рождения ребенка. Лечение такого заболевания как ринолалия требует тщательного обследования разными специалистами: ортодонтами, челюстно-лицевыми хирургами, отоларингологами, генетиками, педиатрами, стоматологами, логопедами, психологами, невропатологами.
Афония (нарушение работы голосовых связок). Диагностируется сразу после рождения. Признаки афонии – отсутствие голоса, крика у младенца. Часто встречается при ДЦП (детском церебральном параличе). Основные специалисты, занимающиеся коррекцией данного нарушения – невролог, врач-фониатр, логопед, фонопед (педагог-дефектолог).
Основные причины отсутствия речи у детей, которые могут быть выявлены с 2 лет:
ОНР, обусловленное снижением слуха. Этот диагноз чаще ставится после 3 лет (ЛОР, логопед). Ребёнок невнимателен, родителям приходится повышать голос, так как нередко они не замечают, что ребёнок не слышит тихие звуки.
ЗРР (задержка речевого развития). Чаще всего ЗРР ставится с 2 до 3 лет. Причины задержки речевого развития:
1. Родители ребёнком не занимались, или занимались неправильно.
2. Отсутствовало общение со сверстниками, языковая среда.
3. Двуязычие в семье.
Устранением ЗРР занимаются логопед, дефектолог, психолог, и даже родители, начавшие правильно заниматься развитием ребёнка.
ЗРР, обусловленное недостатками воспитания, ставится с 2 до 3 лет. В результате неправильного воспитания ребёнок не хочет (при гиперопечных родителях) или боится говорить (при социальных и психологических проблемах в семье). Данной проблемой занимаются психолог, логопед, дефектолог.
Афазия (ОНР 1 уровня). Диагноз ставится после 3 лет. Афазия возникает вследствие черепно-мозговой травмы или болезни. У ребенка пропадает речь («Говорил фразами, а потом замолчал»). Основными специалистами, занимающимися диагностикой и последующей реабилитацией пациентов с диагнозом афазия являются: речевой невролог, нейропсихолог и логопед-афазиолог.
Анартрию, артикуляционную апраксию, дизартрию (ОНР 1 уровня) можно выявить с 2 лет. Ребёнок не может произносить звуки, иногда бывает, что он не может улыбаться, дуть, жевать твёрдую пищу. Часто это нарушение сочетается с ДЦП. В таких случаях необходимы лечение у невролога и работа с логопедом, дефектологом.
Моторная алалия (ОНР 1 уровня) выявляется в 2,5 года. Ребёнок всё понимает, но не говорит, не запоминает, не повторяет слова. Производит впечатление умного, эмоционального ребёнка, которого можно понять без слов, часто пользуется жестами и отдельными звуками.
Сенсорная алалия (ОНР 1 уровня) также ставится в 2,5 года. Ребенок говорит на своём непонятном «птичьем» языке, вместо ответов на вопросы дословно повторяет вопрос (эхолалия). Не понимает, что ему говорят, часто реагирует только на маму.
Дети с любой формой алалии нуждаются в помощи логопеда, невролога и психолога.
Нередко причины отсутствия речи совмещаются, что затрудняет и замедляет коррекционную работу.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
при обследовании у специалистов на предмет выявления причин отсутствия речи:
Педиатр
Лор (Отоларинголог)
Невролог
Психиатр
Логопед
Дефектолог
Эти специалисты либо сами выявят причину и займутся устранением нарушения речевого развития, либо после определения причины направят на лечение к другим специалистам.
Варенцова Вера Анатольевна