12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Светлана Бойкова40

Структура программы.

Программа включает следующие разделы: предисловие, пояснительную записку, распределение учебных часов по разделам и темам курса с кратким содержанием,  ожидаемые результаты обучения и список использованной литературы.

Курс по выбору «Прикладная география» предназначен для ознакомления учащихся с основами прикладной географии, показать возможности применения теоретических знаний в различных областях хозяйственной деятельности человека. Программа курса предусматривает изучение предмета и объекта прикладной географии, свойства природных и природно-антропогенных объектов, решения задач рационального природопользования, теоретические и практические вопросы охраняемых территорий.

Курс имеет прикладное значение и ориентирует учащихся на приобретение географической специальности.

 

Пояснительная записка

Прикладная география - курс по выбору в системе географического образования в средней школе, рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).

Сущность прикладной географии. Задачи, решаемые методами прикладной географии. Цель данного курса: связь географической науки и хозяйственной практики. Роль прикладной географии в решении важнейших государственных задач экономического и экологического содержания.

 

Цель курса - ознакомление учащихся с методическими основами прикладной географии, показать возможности ее практического применения в различных областях жизнедеятельности человека, изменения содержания и функций географии в непрерывно меняющемся мире.

 

Задачи курса: раскрыть сущность, методы исследований, объект и предмет прикладной географии, изучить свойства природных и природно-антропогенных объектов, имеющих значение при их освоении и использовании, при решении задач рационального использования природных ресурсов и охраны природы; показать, что работы по прикладной географии являются составной частью программы по природопользованию, основным инструментом прикладной географии является географическое прогнозирование и географическая экспертиза проектов освоения и использования территорий.

Дидактической основой курса являются концепция взаимосвязи любой хозяйственной  деятельности с характером и состоянием природной среды, с умением правильного использования особенностей и возможностей природы и интересами общества. Формирование знаний и умений происходит на уровне систематизации понятий, и применения их на практике при решении задач и выполнении практических работ.

В содержание курса входит описание возможностей прикладной географии в решении проблем взаимодействия общества и природы, территориальной организации производства и населения путем решения региональных прикладных географических задач.

Материалом, используемым для построения умений и навыков учащихся в области прикладной географии, являются знания полученные в процессе их обучения в младших классах и в результате жизненных наблюдений.

 

Структура курса.

Курс «Прикладная география» состоит из следующих частей:

        Проблемы взаимодействия общества и природы как объект исследований прикладной географии.

        Решение задач по определению основных географических компонентов

        Природопользование - фактор антропогенного преобразования природных геосистем и формирования природно-антропогенных геосистем.

        Географическое обоснование территориальной организации производства и населения.

 

Место предмета в Гос. стандарте:

Вариативная часть школьного компонента

 

Формы работы.

Лекции, деловые игры, практические занятия, практикумы. Практические работы, которые в зависимости от содержания, могут выполняться в устной или письменной форме. Задания для практических работ можно разрабатывать учителям по пройденным темам в зависимости от возможности получения необходимой информации.

Распределение тем по урокам является примерным и может перераспределяться по усмотрению учителя

 

Планируемые результаты обучения.

Оценивать и прогнозировать:

- изменение климатов Земли;

- оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;

- основные взаимосвязи природы и человека;

. Объяснять:

- особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;

 - особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;

 - особенности расового и этнического состава населения;

- особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов; - основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;

- применять в процессе учебного познания основные географические понятия

 Описывать:

- основные источники географической информации;

 - по схемам круговороты вещества и энергий;

 - компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;

- особенности материальной и духовной культуры крупных народов.

 Определять (измерять):

- географическую информацию по картам различного содержания;

 - вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.

 

Основными формами контроля при изучении учебного материала являются:

 • индивидуальный и фронтальный опросы,

 • топографический диктант,

 • различные виды тестирования,

 • работа с картами атласа,

         

Содержание программы

Сущность прикладной географии. Задачи, решаемые методами прикладной географии. Цель данного курса: связь географической науки и хозяйственной практики. Роль прикладной географии в решении важнейших государственных задач экономического и экологического содержания.

Раздел 1. Взаимодействие общества и природы как объект исследования прикладной географии.

Тема 1. Взаимозависимость человека и природы  2 часа

Взаимозависимость человека и природы (0,7 - 3,5 млн. лет назад). Синхронная зависимость эпох оледенений в высоких широтах Земли и эпох иссушений в тропических и экваториальном поясах. Совершенствование орудий труда и их роль в расширении пространства жизнедеятельности. Проникновение древнего человека на территорию умеренного пояса. Роль огня в расширении жизненного пространства древнего человека.

 Систематическое чередование ледниковых и межледниковых эпох. Постепенное исчезновение палеантропов и появление более прогрессивного вида людей - неоантропов, или Homo sapiens (30-40 тыс. лет назад).

 Усиление воздействия человека на природу (сведение лесов, распашка степей, орошение). Появление и рост населенных пунктов. Факторы расселения народов, появление границ владений, путей международных торговых связей и др. Появление капиталистического способа производства и усиление воздействия на природу хозяйственной деятельностью человека. Хищнические формы использования природных ресурсов и их экологические и социальные экономические последствия.

 

Практическая работа:

1. Установления основных направлений взаимодействия общества и природы как объекта исследования прикладной географии.

Тема 2. Решении практических задач .  18 час.

Отношения географии с другими науками в зависимости от поставленных целей и роли географии в решении практических задач.

Составление плана местности и поиск объекта по заданным координатам.(задачи: Определение азимута, географических координат,  выбор масштаба, определение относительной и абсолютной высоты). Влияние  изменения атмосферного давления на здоровье людей.  (задача: определение изменения атмосферного давления с высотой и в зависимости от географической широты). Определение основных климатических параметров. ( задача: Определение средней температуры, амплитуды колебаний температур, построение розы ветров). Влияние климата на развитие сельского хозяйства. (задача: Определение коэффициента увлажнения) Влияние климатических факторов на размещение населения. Оценка геоморфологических и гидрологических условий. Составление карт. Оценка почвенного и растительного покрова для разных видов природопользования. Комплексная оценка исследуемой территории.

Раздел П. Природопользование - фактор антропогенного преобразования геосистем

Тема 3. Природные ресурсы и виды природопользования

4 часа

Общие вопросы природопользования. Рациональное и нерациональное, интенсивное и экстенсивное природопользование. Природные ресурсы. Классификация ресурсов по генезису. Исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы, возобновляемые и невозобновляемые. ресурсы материального производства и непроизводственной сферы. Интегральные ресурсы планеты. Природно-ресурсный потенциал территории.

Минеральные, водные, земельные, биологические, климатические природные ресурсы. Комплексы природных ресурсов для отдельных отраслей хозяйства (топливно-энергетический, агропромышленный комплексы и др.).

Природопользование.

Практическая работа:

1. Изучение общего перечня и классификация природных ресурсов района.

2. Осуществление количественной и качественной оценки природных ресурсов района.

 

Тема 4. Общие закономерности трансформации геосистем и формирования геотехнических систем. 3 часа

Системный подход в географических исследованиях. Геосистемы, природные геосистемы, геотехнические системы, геоинформационные системы. Общие принципы формирования геотехнических систем, как объектов исследования прикладной географии. Природные и антропогенные факторы формирования. Свойства геосистем, определяющих особенности формирующихся геотехнических систем: целостность, динамика, эволюция, структура, устойчивость.

Факторы и формы воздействия человека на природу. Основные факторы воздействия человека на природу: индустриализация, интенсификация сельского хозяйства, урбанизация, развитие лесного хозяйства, развитие транспорта. Последствия воздействия: истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей человека среды, сокращение природного разнообразия экосистем и потерь генофонда планеты. Экскурсия

 

Тема 5. Географические факторы размещения производства

Географическое решение задач расселения и демографии.  7 час

Общие тенденции размещения производств. Территориально-производственные комплексы (ТПК). Размещение производства и охрана окружающей среды.

Географическая трактовка термина «расселение». Цель развития и совершенствования расселения. Основные принципы расселения.

Проблема демографии. Воспроизводство населения. География трудовых ресурсов. Миграция населения. Географические различия в демографической ситуации отдельных территорий. Региональное использование трудовых ресурсов. Проблема соответствия между размещением хозяйства и концентрацией населения.

 

Практические работы: 

1. Определение соответствия размещения производств (отдельных предприятий) и наличия природных ресурсов с учётом экологических требований.

2. Определение соответствия между размещением отдельных предприятий и концентрацией (проживанием) населения (трудовых ресурсов).

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.