Прикладная география
Структура программы.
Программа включает следующие разделы: предисловие, пояснительную записку, распределение учебных часов по разделам и темам курса с кратким содержанием, ожидаемые результаты обучения и список использованной литературы.
Курс по выбору «Прикладная география» предназначен для ознакомления учащихся с основами прикладной географии, показать возможности применения теоретических знаний в различных областях хозяйственной деятельности человека. Программа курса предусматривает изучение предмета и объекта прикладной географии, свойства природных и природно-антропогенных объектов, решения задач рационального природопользования, теоретические и практические вопросы охраняемых территорий.
Курс имеет прикладное значение и ориентирует учащихся на приобретение географической специальности.
Пояснительная записка
Прикладная география - курс по выбору в системе географического образования в средней школе, рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Сущность прикладной географии. Задачи, решаемые методами прикладной географии. Цель данного курса: связь географической науки и хозяйственной практики. Роль прикладной географии в решении важнейших государственных задач экономического и экологического содержания.
Цель курса - ознакомление учащихся с методическими основами прикладной географии, показать возможности ее практического применения в различных областях жизнедеятельности человека, изменения содержания и функций географии в непрерывно меняющемся мире.
Задачи курса: раскрыть сущность, методы исследований, объект и предмет прикладной географии, изучить свойства природных и природно-антропогенных объектов, имеющих значение при их освоении и использовании, при решении задач рационального использования природных ресурсов и охраны природы; показать, что работы по прикладной географии являются составной частью программы по природопользованию, основным инструментом прикладной географии является географическое прогнозирование и географическая экспертиза проектов освоения и использования территорий.
Дидактической основой курса являются концепция взаимосвязи любой хозяйственной деятельности с характером и состоянием природной среды, с умением правильного использования особенностей и возможностей природы и интересами общества. Формирование знаний и умений происходит на уровне систематизации понятий, и применения их на практике при решении задач и выполнении практических работ.
В содержание курса входит описание возможностей прикладной географии в решении проблем взаимодействия общества и природы, территориальной организации производства и населения путем решения региональных прикладных географических задач.
Материалом, используемым для построения умений и навыков учащихся в области прикладной географии, являются знания полученные в процессе их обучения в младших классах и в результате жизненных наблюдений.
Структура курса.
Курс «Прикладная география» состоит из следующих частей:
• Проблемы взаимодействия общества и природы как объект исследований прикладной географии.
• Решение задач по определению основных географических компонентов
• Природопользование - фактор антропогенного преобразования природных геосистем и формирования природно-антропогенных геосистем.
• Географическое обоснование территориальной организации производства и населения.
Место предмета в Гос. стандарте:
Вариативная часть школьного компонента
Формы работы.
Лекции, деловые игры, практические занятия, практикумы. Практические работы, которые в зависимости от содержания, могут выполняться в устной или письменной форме. Задания для практических работ можно разрабатывать учителям по пройденным темам в зависимости от возможности получения необходимой информации.
Распределение тем по урокам является примерным и может перераспределяться по усмотрению учителя
Планируемые результаты обучения.
Оценивать и прогнозировать:
- изменение климатов Земли;
- оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;
- основные взаимосвязи природы и человека;
. Объяснять:
- особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;
- особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;
- особенности расового и этнического состава населения;
- особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов; - основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;
- применять в процессе учебного познания основные географические понятия
Описывать:
- основные источники географической информации;
- по схемам круговороты вещества и энергий;
- компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;
- особенности материальной и духовной культуры крупных народов.
Определять (измерять):
- географическую информацию по картам различного содержания;
- вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.
Основными формами контроля при изучении учебного материала являются:
• индивидуальный и фронтальный опросы,
• топографический диктант,
• различные виды тестирования,
• работа с картами атласа,
Содержание программы
Сущность прикладной географии. Задачи, решаемые методами прикладной географии. Цель данного курса: связь географической науки и хозяйственной практики. Роль прикладной географии в решении важнейших государственных задач экономического и экологического содержания.
Раздел 1. Взаимодействие общества и природы как объект исследования прикладной географии.
Тема 1. Взаимозависимость человека и природы 2 часа
Взаимозависимость человека и природы (0,7 - 3,5 млн. лет назад). Синхронная зависимость эпох оледенений в высоких широтах Земли и эпох иссушений в тропических и экваториальном поясах. Совершенствование орудий труда и их роль в расширении пространства жизнедеятельности. Проникновение древнего человека на территорию умеренного пояса. Роль огня в расширении жизненного пространства древнего человека.
Систематическое чередование ледниковых и межледниковых эпох. Постепенное исчезновение палеантропов и появление более прогрессивного вида людей - неоантропов, или Homo sapiens (30-40 тыс. лет назад).
Усиление воздействия человека на природу (сведение лесов, распашка степей, орошение). Появление и рост населенных пунктов. Факторы расселения народов, появление границ владений, путей международных торговых связей и др. Появление капиталистического способа производства и усиление воздействия на природу хозяйственной деятельностью человека. Хищнические формы использования природных ресурсов и их экологические и социальные экономические последствия.
Практическая работа:
1. Установления основных направлений взаимодействия общества и природы как объекта исследования прикладной географии.
Тема 2. Решении практических задач . 18 час.
Отношения географии с другими науками в зависимости от поставленных целей и роли географии в решении практических задач.
Составление плана местности и поиск объекта по заданным координатам.(задачи: Определение азимута, географических координат, выбор масштаба, определение относительной и абсолютной высоты). Влияние изменения атмосферного давления на здоровье людей. (задача: определение изменения атмосферного давления с высотой и в зависимости от географической широты). Определение основных климатических параметров. ( задача: Определение средней температуры, амплитуды колебаний температур, построение розы ветров). Влияние климата на развитие сельского хозяйства. (задача: Определение коэффициента увлажнения) Влияние климатических факторов на размещение населения. Оценка геоморфологических и гидрологических условий. Составление карт. Оценка почвенного и растительного покрова для разных видов природопользования. Комплексная оценка исследуемой территории.
Раздел П. Природопользование - фактор антропогенного преобразования геосистем
Тема 3. Природные ресурсы и виды природопользования
4 часа
Общие вопросы природопользования. Рациональное и нерациональное, интенсивное и экстенсивное природопользование. Природные ресурсы. Классификация ресурсов по генезису. Исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы, возобновляемые и невозобновляемые. ресурсы материального производства и непроизводственной сферы. Интегральные ресурсы планеты. Природно-ресурсный потенциал территории.
Минеральные, водные, земельные, биологические, климатические природные ресурсы. Комплексы природных ресурсов для отдельных отраслей хозяйства (топливно-энергетический, агропромышленный комплексы и др.).
Природопользование.
Практическая работа:
1. Изучение общего перечня и классификация природных ресурсов района.
2. Осуществление количественной и качественной оценки природных ресурсов района.
Тема 4. Общие закономерности трансформации геосистем и формирования геотехнических систем. 3 часа
Системный подход в географических исследованиях. Геосистемы, природные геосистемы, геотехнические системы, геоинформационные системы. Общие принципы формирования геотехнических систем, как объектов исследования прикладной географии. Природные и антропогенные факторы формирования. Свойства геосистем, определяющих особенности формирующихся геотехнических систем: целостность, динамика, эволюция, структура, устойчивость.
Факторы и формы воздействия человека на природу. Основные факторы воздействия человека на природу: индустриализация, интенсификация сельского хозяйства, урбанизация, развитие лесного хозяйства, развитие транспорта. Последствия воздействия: истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей человека среды, сокращение природного разнообразия экосистем и потерь генофонда планеты. Экскурсия
Тема 5. Географические факторы размещения производства
Географическое решение задач расселения и демографии. 7 час
Общие тенденции размещения производств. Территориально-производственные комплексы (ТПК). Размещение производства и охрана окружающей среды.
Географическая трактовка термина «расселение». Цель развития и совершенствования расселения. Основные принципы расселения.
Проблема демографии. Воспроизводство населения. География трудовых ресурсов. Миграция населения. Географические различия в демографической ситуации отдельных территорий. Региональное использование трудовых ресурсов. Проблема соответствия между размещением хозяйства и концентрацией населения.
Практические работы:
1. Определение соответствия размещения производств (отдельных предприятий) и наличия природных ресурсов с учётом экологических требований.
2. Определение соответствия между размещением отдельных предприятий и концентрацией (проживанием) населения (трудовых ресурсов).