Технологическая карта урока географии «География машиностроения. Автомобилестроение»
Проект урока по предмету
Учитель географии МОУ СОШ д. Нижние Юри Марков Иван Геннадьевич.
Предмет: география
Уровень образования: базовый
Тема: География машиностроения. Автомобилестроение.
Тип урока: урок изучения нового материала
Участники: обучающиеся 9 класса
Цель: Продолжить формирование знаний о машиностроении и его значении .
Задачи: Обучающие: закрепление умений работать с контурными картами, текстом учебника, познакомить учащихся с факторами, влияющими на размещение предприятий машиностроения, выделять, описывать и объяснять особенности размещения предприятий машиностроения, умение делать вывод.
Развивающие: активизация познавательной деятельности учащихся, способность наблюдать, делать выводы, умение оперировать ранее полученными знаниями, умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий.
Воспитательные: воспитание информационной культуры, продолжить работу по формированию коммуникативной компетентности, ответственность за результат своей деятельности.
Здоровьесберегающие: профилактика утомляемости, нарушения зрения, осанки.
Планируемый результат:
Метапредметные умения:
Регулятивные: умение определять и формировать цель и задачи на уроке, работать по составленному плану, оценивать свою деятельность, вносить необходимые изменения по ходу своей работы, планировать свою деятельность на основе поставленной задачи. Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характера ошибок.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать других, формулировать и аргументировать своё мнение, умение принимать совместное решение. Умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.
Познавательные УУД: Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение осуществлять информационный поиск , сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников, Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении, умение использовать знаково-символические средства для изучения объектов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Предметные умения :
Развитие географических знаний, познавательных интересов, творческих результатов, умение вести самостоятельный поиск, отбор информации, её преобразование и переду необходимой информации по предмету. Опыт применения знаний в учебной деятельности
Личностные умения:
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Ресурсы: мультимедийный проектор, презентация, бумажные автомобили трех цветов, смайлики.
Технологическая карта урока географии
Этапы урока. | Деятельность учителя | Деятельность обучащихся Формы организации урока. | УУД | ||||||||
Определение потребностей и мотивов. 1.1. Орг. момент | Определяет готовность учащихся. Сосредотачивает внимание учащихся | Включаются в деловой ритм урока.
| Личностные: самоопределение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | ||||||||
1.2 Мотивация к учебной деятельности. | Координирует деятельность учащихся. Здравствуйте ребята, давайте проверим все ли готово у вас к сегодняшнему уроку – атласы , тетради. Давайте вспомним какие из отраслей машиностроения мы с вами уже изучали ? Мотивирует учащихся. | Отвечают на вопросы учителя, повторяют теорию. Мы изучали тракторостроение, с/х машиностроение, локомотивостроение, вагоностроение. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков. | ||||||||
1.3. Актуализация знаний, постановка проблемы и ее решение. Тема урока «География машиностроения. Автомобилестроение» | Учитель показывает эмблему логотип КАМАЗ. (Слайд 1 ) Учитель задает вопрос –: Вопрос №1.как вы думаете ребята, что это такое, и как это может быть связано с нашим сегодняшним уроком? Учитель задает вопрос: Вопрос №2 - Какая отрасль машиностроения осталась не изученной? Правильно , мы с вами еще не изучали – автомобилестроение. Учитель записывает тему на доске. Давайте запишем тему нашего урока – «География машиностроения .Автомобилестроение.» На сегодняшнем уроке мы с вами узнаем какие марки автомобилей, автобусов производятся на территории России . Какие факторы повлияли на расположение автомобильных заводов на территории России (Задачи) | Ученики устно отвечают на вопрос Ответ №1 - это эмблема завода КАМАЗ. устно отвечают на вопрос Ответ №2 осталось не изученным в машиностроении – автомобилестроение. Записывают тему в тетрадь | Познавательные :анализ, аналогия,, осознанное построение речевого высказывания. Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация | ||||||||
2.Принятие учебных целей и условий их достижения. 2.1. Организация познавательной деятельности.. Выдвижение гипотезы. Побуждение учащихся к выдвижению гипотезы. | (Слайд 2) . Давайте рассмотрим карту. Вопрос №1- находим на карте места расположения автозаводов. Вопрос №2 – В какой части России располагаются автомобильные заводы,? Вопрос №3 – Как вы думаете почему автомобильные заводы расположились именно в европейской части России? | Отвечают : Ответ №1 – Ученики называют города на карте. Ответ №2 - В Европейской части России. Ответ №3 - Там большинство транспортных путей, трудовых ресурсов и ориентация на потребителя.(есть спрос – есть предложение) | Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражение свих мыслей, аргументация своего мнения. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, подведение подпонятие, постановка и формулирование проблемы. | ||||||||
2.2 Изучение нового материала | Давайте теперь подробно остановимся на каждом из этих заводов. (презентация Автомобилестроение России) Слайд 1 Волжский автомобильный завод Учитель рассказывает краткую историю Слайд2,3,4Учитель показывает на слайдах модели выпускаемых автомобилей Волжским автомобильным заводом (2101,концепт кары, модель Калины) Слайд №5 Горьковский автомобильный завод. Учитель рассказывает краткую историю Слайд 6,7,8,910 Учитель показывает на слайдах модели выпускаемых автомобилей Горьковским автомобильным заводом Слайд №11 Ульяновский автомобильный завод. Учитель рассказывает краткую историю Слайд 12,13,14,15, Учитель показывает на слайдах модели выпускаемых автомобилей Ульяновским автомобильным заводом Слайд №16 Камский автомобильный завод. Учитель рассказывает краткую историю Слайд 17,18,19 Учитель показывает на слайдах модели выпускаемых автомобилей Камским автомобильным заводом Слайд №20 Уральский автомобильный завод. Учитель рассказывает краткую историю Слайд 21,22,23,24,25 Учитель показывает на слайдах модели выпускаемых автомобилей Уральским автомобильным заводом Слайд №26 Завод имени Лихачева. Учитель рассказывает краткую историю Слайд 27,28,29,30,31,32 Учитель показывает на слайдах модели выпускаемых автомобилей Заводом имени Лихачева Слайд №33 Ижевский завод – ИЖ- Авто. Учитель рассказывает краткую историю Слайд 34,35,36,37 Учитель показывает на слайдах модели выпускаемых Ижевским автомобильным заводом. Слайд №38 Автомобильный завод имени Ленинского Комсомола Учитель рассказывает краткую историю Слайд 39,40 Учитель показывает на слайдах модели выпускаемых заводом АЗЛК. Слайд № 41Павловский автобусный завод Учитель рассказывает краткую историю Слайд 42 Учитель показывает на слайдах модели выпускаемых Павловским автобусным заводом Слайд № 43Курганский автобусный завод Учитель рассказывает краткую историю Слайд 44 Учитель показывает на слайдах модели выпускаемых Курганским автобусным заводом Слайд № 45 Ликинский автобусный завод Учитель рассказывает краткую историю Слайд 46 Учитель показывает на слайдах модели выпускаемых Ликинским автобусным заводом Слайд № 47 Завод имени Урицкого. Учитель рассказывает краткую историю Слайд 48 Учитель показывает на слайдах модели троллейбусов выпускаемых Заводом имени Урицкого Слайд №49 Серпуховской автомобильный завод Учитель рассказывает краткую историю Слайд 50, 51 Учитель показывает на слайдах модели выпускаемых Серпуховским автомобильным заводом. | Просмотр презентации Дети записывают в тетради название и расшифровку ВАЗ- Волжский автомобильный завод Ученики рассматривают слайды и модели Дети записывают в тетради название и расшифровку ГАЗ- Горьковский автомобильный завод Ученики рассматривают слайды и модели Дети записывают в тетради название и расшифровку УАЗ- Ульяновский автомобильный завод Ученики рассматривают слайды и модели Дети записывают в тетради название и расшифровку КамАЗ- Камский автомобильный завод Ученики рассматривают слайды и модели Дети записывают в тетради название и расшифровку Урал - Уральский автомобильный завод Ученики рассматривают слайды и модели Дети записывают в тетради название и расшифровку ЗиЛ – Завод имени Лихачева Ученики рассматривают слайды и модели Дети записывают в тетради название и расшифровку ИЖ – Ижевский автомобильный завод Ученики рассматривают слайды и модели Дети записывают в тетради название и расшифровку АЗЛК – Автомобильный завод имени Ленинского Комсомола. Ученики рассматривают слайды и модели Дети записывают в тетради название и расшифровку ПАЗ – Павловский автобусный завод Ученики рассматривают слайды Дети записывают в тетради название и расшифровку КАвЗ –Курганский автобусный завод Ученики рассматривают слайды . Дети записывают в тетради название и расшифровку ЛИаЗ –Ликинский автобусный завод Ученики рассматривают слайды . Дети записывают в тетради название и расшифровку ЗиУ –Завод имени Урицкого Ученики рассматривают слайды . Дети записывают в тетради название и расшифровку СеАЗ – Серпуховской автомобильный завод. Ученики рассматривают слайды . | Познавательные :анализ, аналогия,, осознанное построение речевого высказывания. Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Познавательные :анализ, аналогия,, осознанное построение речевого высказывания. Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Познавательные :анализ, аналогия,, осознанное построение речевого высказывания. Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Познавательные :анализ, аналогия,, осознанное построение речевого высказывания. Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. | ||||||||
3.Проверка принятой гипотезы. 3.1. Организация познавательной деятельности. Первичное закрепление. Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу Физкультминутка | Учитель предлагает работу с таблицей. Таблица № 1. Определение местонахождения заводов по марке автомобилей. Каждая марка автомобиля носит имя завода, в котором этот автомобиль производят. Сейчас по названиям автомобилей вы должны узнать город в котором этот автомобиль производят | Выполняют задание в тетради самостоятельно. Проверяют по решению на доске. | Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; Регулятивные: планирование, прогнозирование. | ||||||||
4.Итоговый самоконтроль и самооценка. 4.1Организация первичного контроля. Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков | Слайд 5. Учитель снова показывает логотип завода КАМАЗ. Вы уже знаете , что под таким логотипом выпускают автомобили марки КАМАЗ, а знаете ли вы логотипы других марок автомобилей производимых в России? Определение по логотипу марки автомобиля. Организует самостоятельную деятельность учащихся, взаимопроверку. Воспитывает способность принимать самостоятельные решения; развивает навыки самоконтроля. (логотипы автомобилей) | Самостоятельно выполняют задания в тетради. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. | ||||||||
4.2.. Подведение итогов урока. Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых | Вопрос№1Какую тему мы сегодня изучали? Вопрос №2Какие задачи мы сегодня ставили? Вопрос №3 Наши задачи выполнены? | Ответ №1 Автомобилестроение в Росии. Ответ № 2 Задачами нашего сегодняшнего урока были: узнать марки автомобилей, автобусов производимых на территории России , и факторы повлиявшие на расположение автомобильных заводов на территории страны. Ответ №3да, т.к мы узнали марки автомобилей производимых на территории России, и факторы повлиявшие на расположение автомобильных заводов на территории страны, т.е что там большинство транспортных путей, трудовых ресурсов и ориентация на потребителя. | Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль | ||||||||
4.3.Информация о домашнем задании. Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Прочитать параграф …. и выполнить задание по контурной карте – отметить города – центры автомобилестроения. | Ученики записывают домашнее задание в дневник. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. | ||||||||
4.4. Рефлексия. Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. | Ребята, спасибо за работу на уроке! А теперь предлагаю оценить свой вклад в достижении цели и задач урока.
Если вы считаете, что поняли тему урока, то положите на стол красную машину. Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то положите голубую машину. Если вы считаете, что не поняли тему урока, то желтую машину. .( Учитель проходит по рядам и просматривает) Мы здорово потрудились. Большое спасибо за урок! | Выкладывают автомобили на столе | Коммуникативные: аргументация своего мнения. Познавательные: рефлексия способ и условий действия, контроль и оценка процессов результата деятельности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха. |