Рабочая программа учебной дисциплины «Прикладная математика»
Рыбинский колледж городской инфраструктуры
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Прикладная математика
Разработчик программы: преподаватель
Лаврова Нина Николаевна
2015 год
Пояснительная записка.
Настоящая программа является специальной коррекционно-развивающей программой для детей с особыми образовательными потребностями. Составлена преподавателем математики Лавровой Н.Н.
В учебный план введен курс прикладной математики (с элементами экономики) с целью решения задач усовершенствования работы по социальной адаптации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью и их интеграции в общество.
Уроки математики с элементами экономики обладают большим воспитательным потенциалом, такими, как правила и нормы экономического поведения, навыки взаимодействия с людьми, умение принимать решения.
Этот курс должен помочь обучающимся применять знания, умения и навыки, полученные ранее на уроках математики, для решения конкретных жизненных финансовых задач, выработать первоначальные представления по экономике потребления, разнообразными денежными расчетами, познакомить с принципами грамотного ведения семейного бюджета, совершение покупок.
В силу большой практической значимости данный курс вызывает интерес, является средством обучения и средством развития интеллектуальных качеств личности обучающихся. Для обучающихся, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии интереса к предмету и вызвать желание узнать больше. Хотя при изучении курса не ставится цель выработки каких-либо специальных умений и навыков, при достаточно полном рассмотрении вопросов курса несомненно появляется прогресс в подготовке обучающихся.
Выбранный материал позволяет ознакомить обучающихся с такими понятиями, как денежные расчеты, бюджет, планирование, экономия, необходимые в быту.
Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации обучающихся и их интеграции в общество. Эта проблема актуальна особенно для детей с интеллектуальной недостаточностью.
Эти знания можно получить при решении арифметических задач, условия которых максимально приближены к жизненным ситуациям.
Предложенные задачи направлены на:
- формиров ание экономических понятий на уроках математики;
- решение практических проблем;
- формирование устойчивого интереса к процессу и содержанию деятельности;
- формированию познавательной и социальной активности;
- понимание необходимости знаний вычислений для решения большого круга задач, показав широту применения расчетов в реальной жизни;
- формирование умения оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;
- развитие понятийного аппарата; раскрытие экономической сути вопросов быта, производства, сельского хозяйства, сферы торговых отношений;
- овладение элементарными экономическими понятиями;
- успешная адаптация в быту;
- включение в производственную деятельность.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся.
Основные направления коррекционной работы:
-развитие зрительного восприятия и узнавания;
-развитие пространственных представлений и ориентации;
-развитие основных мыслительных операций;
-развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
-коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
-обогащение словаря;
-коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Материал курса математики располагает возможностями воспитывать у обучающихся целенаправленность, самостоятельность, умение планировать работу и доводить начатое дело до конца, ответственность за принятые решения.
Обучение математике носит предметно-практическую направленность. Содержание материала курса показывает связь математики с другими областями знаний, иллюстрирует применение математики в повседневной жизни, знакомит обучающихся с некоторыми историческими сведениями по теме. Все занятия направлены на развитие интереса к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ.
Программа рассчитана на 2 года обучения. По учебному плану на изучаемый материал отводится 61 час.
1 курс- 37 часов.
2 курс- 24 часа.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Программа включает в себя изучение теоретических сведений и простейших экономических понятий и терминов, а так же решение задач практического характера на закрепление вводимых понятий, решение задач на расчет доходов, расходов, планирование семейного бюджета, использование справочного материала, необходимого для практических расчетов, выполнение практических работ по прикладной геометрии и решение задач на расчет норм расходования посевного материала, пиломатериала, строительного материала и др., процентные вычисления , необходимые для применения в практической деятельности ; основные задачи на проценты и формулу сложных процентов;
Программа определяет деятельность в 2 направлениях:
- теоретическая часть;
- практическая часть.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ включает в себя:
- связ ь математики с практической деятельностью;
- правила арифметических действий над числами;
- меры площадей;
- формулы для вычисления площадей треугольника и прямоугольника;
- меры объема;
- формулы объемов тел;
- знание правил нахождения процентов от числа, среднего арифметического чисел;
- первичные экономические понятия;
- раскрывает причинно-следственные связи хозяйственной деятельности человека, семьи;
- эконо мические правила грамотного потребительского поведения;
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ включает в себя:
- решение за дач на закрепление вводимых экономических понятий;
- использование графиков, диаграмм, таблиц, схем;
- анализ полученных данных;
- формирование умений планировать и контролировать свою деятельность;
- грамотно выполнять экономические расчеты в жизни
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Формирование навыков реальной экономической деятельности, способности планировать, контролировать, принимать решения и нести ответственность за их последствия с целью последующей адаптации выпускников в самостоятельной жизнедеятельности.
Уменьшения риска превращения человека в жертву неблагоприятных условий.
Данный курс предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельную работу. Предлагаемые задачи различны по уровню сложности: от простых упражнений на применение изученных формул до конкретных практических задач, с которыми они будут сталкиваться в повседневной жизни.
По формам организации уроки могут быть:
- уроки изучения нового материала
- уроки закрепления и повторения обобщения
- комбинированные уроки
- выполнение практических и самостоятельных работ
- проверочные и контрольные работы
При реализации содержания учебного материала используются специфические методы обучения, оптимально сочетаются словесные (репродуктивные), наглядные и практические методы, которые должны соответствовать следующим требованиям:
- стимулировать развитие большей самостоятельности ребенка при решении поставленных образовательных задач;
- формировать умения пользоваться имеющимися знаниями;
- иметь четкую структуру и графическое выделение выводов, важнейших положений и ключевых понятий;
- содержать разумное количество иллюстраций, других наглядных пособий, облегчающих, восприятие, понимание и запоминание учебного материала;
- соответствовать возрастным и психологическим особенностям обучающихся по содержанию, эмоциональному воздействию;
- поэтапное распределение и усложнение учебного материала, аналитико-синтетический способ его преподнесения и обеспечения целостного восприятия (причинно-следственные связи, закономерности);
- акцент на главное при краткости и простоте формулирования правил и выводов;
- опора на ранее усвоенный и имеющийся у обучающихся практический опыт;
- достаточное количество практических упражнений для усвоения и закрепления учебного материала;
- постоянное обращение к конкретной действительности.
К основным методам, применяемым на уроке математики, относятся:
беседа, объяснение, демонстрация, рассказ, упражнения (тренировочные, по шаблону, самостоятельные…), метод наблюдения, метод повторения и закрепления, дидактические игры, метод проектов, метод групповой и индивидуальной работы, метод разноуровневой работы.
Требования к иллюстративному материалу и наглядным пособиям:
- иллюстрации должны использоваться в качестве непосредственного источника знаний и как средство наглядности (рисунки, таблицы, схемы, графики и т.п.);
- все наглядные пособия должны быть выполнены в реалистическом плане и цветном изображении, т.к. условные, расплывчатые изображения предметов и явлений окружающей действительности могут приводить к искаженному восприятию информации об объекте изучения;
- наглядный материал должен отражать самые существенные признаки объекта, явления без дополнительных деталей.
Оценивание результатов деятельности обучающихся осуществляется в соответствии с «Положением к оцениванию уровня образованности обучающихся по предмету «Математика».
Текущая аттестация включает в себя тематическое, полугодовое оценивание результатов их учебы и проводится в соответствии с «Положением о формах и порядке текущей и промежуточной аттестации».
Оценкой «удовлетворительно» можно оценить, если обучающиеся выполняют от 35% до 50% заданий. Оценкой «хорошо» - от 50% до 65% и «отлично» - свыше 65%. В любом случае при оценке знаний и умений следует исходить от достигнутого обучающимся минимального уровня. Обучающийся может быть не аттестован лишь в случае систематического пропуска уроков.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в
практической деятельности;
научить пользоваться калькулятором при решении практических задач;
выработать первоначальные представления по экономике потребления;
познакомить с принципами грамотного ведения семейного бюджета;
глубже понять сущность экономических понятий и взаимосвязей;
формировать умения планировать, рассчитывать свои доходы и расходы;
ориентироваться в реальной финансовой ситуации и тем самым повысить эффективность работы по социализации выпускников в целом;
научить производить прикидку и оценку результатов вычислений;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Тема 1. Связь преподавания математики с практической деятельностью (3 часа)
Урок |
Тема урока |
|
1 |
Роль математики |
в современном обществе. |
2-3 |
Роль математики |
в будущей профессии. |
Тема 2. Числа (11 часов)
4 |
Натуральный ряд чисел: чтение, запись, сравнение чисел. |
5-6 |
Все действия с целыми числами и десятичными дробями. |
7-8 |
Проценты. Нахождение процентов от числа, нахождение числа по его процентам. |
9-10 |
Решение практических задач. |
11-12 |
Среднее арифметическое чисел. Решение практических задач на нахождение среднего арифметического числа. |
13-14 |
Работа с микрокалькулятором. Арифметические вычисления на микрокалькуляторе. |
Тема 3. Элементы экономики (23 часа)
15-18 |
Главные вопросы экономики: что такое экономика; как возникла экономика; зачем нужна экономика; основы хозяйственной жизни человека; решение задач на простейшие экономические расчеты. |
|
19-22 |
Деньги и денежные отношения: зачем людям нужны деньги; возникновение, виды, формы и функции денег; роль денег в экономике; инфляция; решение прикладных арифметических задач. |
|
23-26 |
Человек на рынке труда: как люди зарабатывают деньги; заработная плата и виды заработной платы; из чего складывается заработная плата; решение прикладных задач на расчет заработной платы. |
|
27 |
Экономика семьи: источники семейных доходов; структура расходов семьи. |
|
28-29 |
Решение задач практического содержания. |
|
30 |
Бюджет: семейный, городской, областной, государственный. |
|
31-32 |
Решение задач на расчет бюджета среднестатистической семьи (на один день, одну неделю, один месяц ). |
|
33 |
Экономия средств в семейном бюджете. |
|
34 |
Дополнительные источники дохода семьи. |
|
35-36 |
Решение задач на расчет экономической выгоды, в семейный бюджет. |
на расчет дополнительных доходов |
37 |
Итоговое занятие. |
2 курс. ТЕМА4
ПРИКЛАДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ.
УРОК |
ТЕМА УРОКА |
1-5 |
Первые понятия геометрии. Геометрические построения. |
6-8 |
Треугольники. Начальные сведения. |
9-10 |
Четырехугольники. |
11 |
Окружность. |
12-13 |
Площадь. Меры площади. |
14 |
Меры земельных площадей. |
15-17 |
Решение арифметических задач с практическим содержанием на вычисление площадей. |
18-20 |
Решение арифметических задач с практическим содержанием на расчет нормы. |
21 |
Объем. Меры объема. |
22-23 |
Решение задач с практическим содержанием на вычисление объемов. |
24 |
Итоговое занятие. |
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Обучающиеся должны знать: что такое экономика как наука и хозяйственная система; что такое цена и стоимость, как формируется цена; как рассчитывается заработная плата; что такое доход и расход; что такое экономия и экономическая выгода; налоги; инфляция.
Обучающиеся должны уметь: рассчитывать свою заработную плату по окладу и существующим надбавкам; рассчитывать бюджет семьи; планировать расходование денежных средств; рассчитывать стоимость любого количества продуктов; упорядочить свою финансовую выгоду; работать со справочной литературой; уметь обратиться в бухгалтерию за необходимыми разъяснениями; четко формулировать свои финансовые проблемы; проводить расчеты на микрокалькуляторе.
Используемые понятия:
- число ; натуральный ряд чисел ; числовой луч ; числовой промежуток; арифметические
действия ; проценты ; среднее арифметическое чисел ; проценты ;экономика ;
хозяйственная деятельность; деньги ; экономические расчеты ; денежная масса ; наминал
; скорость обращения денег; инфляция ; рынок труда ; заработная плата ; налог; надбавки
к заработной плате ; доходы семьи ; семейные расходы ; бюджет; экономия ;
экономическая выгода ; себестоимость; скидка ; распродажа ; тарифы ; пеня ; налоги ;
потребительское поведение ; прожиточный минимум ; потребительская корзина ;
социальные гарантии ; линейные меры ; квадратные меры ; кубические меры ; меры
земельных площадей ; величины ; себестоимость товаров и услуг; экономическая выгода .
Умения и навыки:
уметь выполнять вычислительные операции на микрокалькуляторе;
уметь находить процент от величины; числа по его проценту; процент одного числа от
другого;
уметь применять правила нахождения процентов и среднего арифметического чисел для
решения прикладных арифметических задач;
- уметь применять ранее полученные знания в решении задач практического содержания
выделять вводимые экономические понятия, давать им определения, объяснять
причинно-следственные связи хозяйственно-экономической деятельности;
формировать и объяснять основные экономические цели хозяйственной жизни человека;
интерпретировать информацию из СМИ о результатах экономической деятельности;
- собирать и анализировать необходимую информацию для выполнения практических заданий , работать со справочной литературой ;
уметь выполнять расчеты на микрокалькуляторе;
уметь рассчитывать размер заработной платы ;
объяснять экономические связи между домашним хозяйством и предприятиями, государством, правительством, анализировать практические ситуации;
планировать собственный бюджет, бюджет своей семьи на основе информации о доходах и расходах, сравнивать прибыльность различных видов деятельности, себестоимость производимых товаров и услуг;
принимать целесообразные экономические решения в конкретных практических ситуациях на основе расчетов;
Литература:
- Бгажнокова И.М. Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью.
- Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе.
- Учебник А.П.Антропова, А.Ю.Ходот, Т.Г.Ходот «Математика 9»,
- Москва «Просвещение»,2010 год –учебник для 9 класса специальных (коррекционных) учреждений VIII вида.
Интернет-ресурсы:
http://www.exponenta.ru/educat/links/l_educ.asp#0 – Полезные ссылки на сайты математической и образовательной направленности: Учебные материалы, тесты
http://mathsun.ru/ – История математики. Биографии великих математиков.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся ;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации;
- комплект нормативной документации (СанПин; ФГОС и т.д.);
- дидактические средства обучения (карточки-задания, тестовые материалы, опорные конспекты, модели, плакаты и т.д.).
Технические средства обучения: 2 компьютера и проектор