Применение Бумагопластики в проектах обучающихся, по направлению «Промышленный дизайн» в учебном предмете «Технология»
Муниципальное общеобразовательное учреждение-
Гимназия № 19 имени -
Героя Советского Союза В.И. Меркулова города Орла
Тема:
Применение Бумагопластики в проектах
обучающихся, по направлению Промышленный дизайн в учебном предмете «Технология»
Учитель технологии:
Мосин Сергей Евгеньевич
E-mail: sergey5717@yandex.ru
г.Орел
2019 год
Что такое бумагопластика?
Бумагопластика - это искусство художественного моделирования из бумаги объемных композиций на плоскости и создания на основе моделей трехмерных бумажных скульптур.
Бумагопластика наиболее современный вид искусства. В начале XX века стали появляться первые работы в технике бумажной пластики. Ее использовали в своих работах как зарубежные, так и российские художники. В XX веке бумагопластику признали как отдельный вид искусства. В настоящее время бумагопластику широко используют в дизайне интерьеров, создании авангардной моды и других направлениях.
Любую удачную работу бумажной пластики можно использовать как эскиз к более серьезной задумке. Как утверждает в своей статье Д.Н. Сороченко. Данный материал способствует созданию этапов учебного характера и в значительной степени активизации творческого развития. Бумагопластика является одним из важных акцентов в различных сферах человеческой деятельности: бумажные эскизы широко применяются в архитектуре, моде, полиграфическом и промышленном упаковочном производстве и т.д. Также одним из важных примеров – возможность бумагопластики в проектной культуре дизайна и дизайна одежды , экспериментальное моделирование.
Основным направлением развития Бумагопластики является и формирование педагогических задач: развитие у школьников, внимание, мелкой моторики пальцев рук, старания, аккуратность и сотрудничество(комплексному выполнению проектной деятельности) и навыков культуры поведения.
Дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт взаимодействия в коллективе, умение переосмыслить чужую точку зрения.
Школьное творчество - сложный и интересный процесс. «Проект – самостоятельная, творческая, завершенная работа учащегося, выполненная под руководством учителя». Для освоения данных навыков используются два пути: выполняя специальные упражнения или проектно-исследовательские задания. Для этого необходимо:1. Выработать самостоятельное мышление, умение работать с информацией.
2. Научить размышлять, опираясь на факты, делать выводы.
3. Принимать индивидуальные решения;- научить работать в команде, выполняя разные второстепенные роли.
Основные свойства:
1) Развитие творческого воображения, художественного вкуса.
2) стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и этапы выполнения задания.
3)Ознакомление детей с основными понятиями - угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д. специальными терминами.
4) В процессе конструирования есть необходимость перехода наглядности (показ приемов вырезания, складывания и сборка ) в практическую работу(самостоятельное выполнение действий). Оно совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда. Даже при незначительном активизации со стороны школьников, работа привлекает своим необычным выполнением, вызывает желание у ребёнка сделать что-то оригинальное, необычное.
Бумагопластика – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой.
Менее трудоемка, чем аппликация, и больше напоминает скульптуру на плоскости, где форма создается за счет объема, поэтому картины, модели, макеты смотрятся как произведение искусств. Таким образом, можно говорить, что все работы, связанные с изменением формы листа бумаги – это уже техника «бумагопластика».
Сегодня бумажные формы - основа для полиграфических изделий, упаковки, концептуальный материал, эскизная основа для всего многообразия проектируемых изделий графического дизайна. Комбинаторное преобразование бумажной плоскости и размещенного на ней изображения является стимулом к созданию новых форм и форматов полиграфических изделий, инноваций в графике, типографике. Динамические основы бумажных конструкций формируют образ печатной продукции, способствуя развитию интерактивности современных полиграфических изделий.
Виды бумагопластики
С уществуют самые разные виды бумагопластики: оригами, торцевание, квиллинг, аппликации, работа с гофрированной бумагой и многие другие.
Модульное оригами - одной из популярных разновидностей оригами является модульное оригами, в котором целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей).
К и р и г а м и.
На японском языке, слово Киригами означает следующее - "резать + бумагу", таким образом техникой Киригами, разрезая, вырезая, сгибая и скручивая, мы делаем из обычного листа бумаги различные фигуры и образы. В технике Киригами мы будем не только разрезать бумагу, но и сворачивать и сгибать ее. История киригами столь же древняя, как и оригами. Дополняя друг друга, они открывают новую выразительную грань материала. В типичном случае технология изготовления киригами предусматривает разметку заготовки, раскрой, сгибание и складывание.
Техники оригами и киригами зачастую применяются в дизайне интерьера, обложек для книг и изготовлении подарков.
К в и л л и н г — от слова «quill» или «птичье перо». Искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.
Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство. Технику квиллинга можно встретить в изготовлении дизайнерских украшений и бижутерии
Торцевание из бумаги .Технология торцевания заключается в следующем: из гофрированной цветной бумаги вырезают небольшой квадратик,
на середину квадратика ставят торцом стержень (например: не заточенный карандаш) и закручивают бумагу вокруг стержня. Получившуюся маленькую торцовку, не снимая со стержня, приклеивают на рисунок, нанесённый на плотную бумагу или картон, и только тогда вынимают стержень.
Каждую следующую торцовку приклеивают рядом, с предыдущей, плотно друг к другу, чтобы не оставалось промежутков.
А йрис фолдинг — можно перевести как «радужное складывание». Рисунок заполняется тонкими бумажными полосками, которые, накладываясь друг на друга под определённым углом, создают интересный эффект закручивающейся спирали.
А ппликация (от лат. «прикладывание») — это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластиныТакое применение разнообразных материалов и структур, с целью усиления выразительных возможностей, очень близко к другому средству изображения - коллаж.
О брывная аппликация — один из видов многогранной техники аппликация. Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа — лист картона, материал — разорванный на кусочки лист цветной бумаги (несколько цветов), инструмент — клей и ваши руки.
Вырезание силуэтов
Это плоскостное изображение человека, животного или предмета, подобное его тени. Силуэт рисуют обычно тушью или белилами либо вырезают из бумаги и наклеивают. В XIX в. там в технике силуэта создавались кроме портретов бытовые сцены, натюрморты, иллюстрации.
Вы можете научиться выполнять силуэты, которые показаны на рисунке. Вырезая силуэты ваших друзей и родных, старайтесь добиваться портретного сходства.
Бумагопластика - это также перспективное направление дизайна, влияющее на развитие проектной деятельности. Для бумагопластика является незаменимой основой.
Современные художники.
1.Сью Блеквелл (Su Blackwell). Британская художница, оживляющая старые, давно прочитанные книги.
Зои Бредли (Zoe Bradley), художник-оформитель, внесшая в направление бумагопластики элемент модной театральности.
2.Хелен Масселвайт (Helen Musselwhite), тоже англичанка. Она создает трехмерные картины из цветной бумаги разных типов и фактур.
3.Шэр Кристофер (Sher Christopher), скульптор из США. Ее чудесные художественные образы целиком сделаны из бумаги. Что характерно, в своих композициях Шэр почти не использует клей.
4.Некоторые работы бумагопластики представляют настоящий шедевр. Например, замок из бумаги японца Ватару Ито с красивым названием «Замок на воде». Он делал этот замок в течение 4 лет и его конечные размеры 2,4 х 1.8 x 1м.
5.Художник и скульптор Саймон Шуберт (Simon Schubert). В основном моделирует бумажные интерьеры, иногда - портреты. Удивительный эффект работ, достигается путем складывания, продавливания и перегибания бумажного полотна.
Инсталляции искусство из бумаги
6.Турецкий художником Сакир Гекчебаг из Гамбурга
Архитектурное моделирование из бумаги
Б умажное макетирование.
Объемно пространственная композиция
Одежда: бумажный дизайн
Дизайнер Джули Вандервеллен (англ. Julie VonDerVellen – Варна.Эстония) изготавливает наряды для модниц… из бумаги!
Дизайнер Амила Хрустич (Сараево) воплотила свои идеи в бумажных платьях из сложных геометрических конструкций в основе кубы, тетраэдры, октаэдры, додекаэдры и икосаэдры.
Освоение основ бумагопластики
в гимназии:
Одним из видов проектной деятельности является занятия бумагопластикой.
Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает интерес к работе, приносит удовлетворение результатами своей деятельности.
Уроки Технологии объединили в себя массу вариантов для творческих проектов.
Изготовление требует от ребенка ловких действий, и в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. В этом труде всегда есть возможность добиваться более совершенных результатов.
З анятия с бумагопластикой формируют такие нравственные качества, как коллективная работа.
В проектной деятельности учащиеся усваивают цели и задачи деятельности, активно овладевают ее содержанием и в большей степени самостоятельно организуют и реализуют собственную проектную деятельность. Проектное обучение обучающихся в значительной степени изменяет мотивацию учебной деятельности ученика, формируя ее положительную направленность. Организация проектной деятельности учащихся включает в себя как индивидуальную, так и групповую работу.
Занятие бумагопластикой – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом.
Проектная деятельность включает следующие компоненты:
1.Цели и задачи.
2.Выбор и обоснование.
3.Анализ идей.
4.Технологический этап.
5.Заключительный.
Инструменты и материалы:
Основные инструменты: карандаш, канцелярский нож, ластик, линейка, циркуль, ножницы и клей.
Карандаш средней твёрдости (буквенное обозначение на карандаше: ТМ, T), выбирайте внимательно.
Ластик мягкий.
Линейка желательно металлическая или деревянная до 30 см.
Циркуль должен быть жёстким.
Ножницы хорошо заточенные.
Самое сложное в бумажном моделировании это начертить. Если трудно самостоятельно разрабатывать модели, то можно взять уже готовые развёртки(печать на принтере).
Клей для соединения элементов из бумаги. Лучше использовать столярный клей или двусторонний скотч , так как клей медленно сохнет.
Бумага - это основной материал. Следует работать с хорошей бумагой!(чем бумага плотнее, тем лучше).
Торцевание из бумаги.
Бумажное моделирование.
К и р и г а м и
Поделки из газетных трубочек.
Техника Пейп Арт.
Кованые изделия из картона.
Ожидаемые результаты
1.В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении творческих проектов.
Школьники получат возможность для формирования:
- устойчивого интереса к творческой деятельности;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной деятельности;
2.В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- выбирать художественные материалы для создания творческих исследований.
- планировать свои действия при выполнении этапов проектирования.
- вносить изменения в действие после его завершения на основе ошибок.
3.В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в творчестве;
- развивать художественный вкус;
4 .В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся :
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь - формировать собственное мнение и позицию;
Получают возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
Список литературы.
Гукасова А.М. Практические работы по труду (обработка бумаги, картона, волокнистых материалов и ткани).
Конышева Н.М. «Умелые руки»; «Чудесная мастерская»; «Наш рукотворный мир»; «Секреты мастеров».
Романина В.И.Дидактический материал по трудовому обучению.
Трумпа Э.А. Самоделки из бумаги (складывание и сгибание) —М.Учпедгиз, 1995
Гарматин А. А. «Уроки для начинающих». Владис. Рипол. Классик. Оригами, 2011г.
Джун Джексон «Поделки из бумаги». М.: Просвещение, 1979г.
Лубковская К. «Сделаем это сами». М.: Просвещение, 1983г.
Перевертень Г. И. «Самоделки из разных материалов». М.: Просвещение, 1985г.
9)Сороченко, Д. Н. Традиции и новации бумагопластики [Текст]/ Д.Н. Сороченко // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 1224-1229
Интернет ресурсы:
1. /find/nodes/модульное;
2. /technic/swan;
3. /modulnoe-origami
4. www. /community/post/rukodelie
5. ru. wikipedia. org/wiki/Киригами
6. /free-stock-illustration.com
7. tvorchestvo. /category/азбука;
8. remont – 39.ru
9. http://elar.rsvpu.ru
10. https://kopilkaurokov.r
11. https://womanway.online/article/bumazhnaja-odezhda/
Ольга Пародина