Применение технологий «Формирование критического мышления младших школьников в учебном процессе»

1
0
Материал опубликован 23 January 2018

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»
 

Формирование критического мышления

младших школьников

в учебном процессе


 

Учитель начальных классов

Петрова Елена Павловна
 


 

г.Шелехов


 

Содержание:

1. Теоретические характеристики технологии

развития критического мышления ………………………………………………3

2. Новизна технологии критического мышления……………………………….5

3. Структура урока в технологии критического мышления……………………6

4. Приёмы технологии развития критического мышления…………………….9

5. Примеры использования ТРКМ на разных стадиях урока…………………15

6. Библиографический список………………………………..…………………22


 

Теоретические характеристики

технологии развития критического мышления (ТРКМ)


 

«Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое,

достоин быть учителем».

Конфуций

Что значит для ребёнка современная начальная школа? Прежде всего-это новый этап в его жизни и база для всего последующего обучения.

Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Прежде всего, это умением учиться. У него должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД). Об этом нам говорят новые образовательные стандарты. Чтобы их реализовать, у меня возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии.

Среди многих меня очень заинтересовала «Технология развития критического мышления»

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.

Суть технологии критического мышления очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».

Что же такое критическое мышление?

Данная технология возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления» В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка; К. Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития критического мышления; Э. Браун и И. Бек о метакогнитивном учении; гражданского и правового образования и др. Разработчики технологии КМ КуртисМередит, Чарльза Темпла и ДжинниСтилл переложили положения данных теорий на язык практики, довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата. Поэтому их разработками может пользоваться огромное количество педагогов, достигая эффективных результатов в работе.

Идеи технологии критического мышления заключаются в том, что дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи. Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.

Критическое мышление включает в себя естественный способ взаимодействия с идеями и информацией, разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений. Это особый вид деятельности, позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения. Это отправная точка для развития творческого мышления.

Критически мыслитель, значит иметь собственное мнение, делать обдуманный выбор между различными мнениями, решать проблемы, аргументировано спорить, уметь ценить чужую точку зрения.

Благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.

Таким образом, критическое мышление – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом). Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений

Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.


 


 


 

Что принципиально нового несет технология критического мышления?

Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.

Я работаю по УМК «Планета Знаний». Основная особенность этого комплекта заключается в его целостности: единстве сквозных линий типовых заданий; единстве подходов к организации учебной и внеурочной деятельности учащихся. Учебный материал разделён на инвариантную и вариативную части. Такая структура организации материала даёт возможность осуществлять дифференцированный подход к учащимся класса, позволяет использовать различные приемы развития критического мышления детей на разных этапах урока.

Чем еще привлекает меня данная технология? Детей нелегко мотивировать. И нам приходится постоянно придумывать, как заинтересовать ребенка? Порой в этом процессе мы больше отдаем предпочтение форме и забываем о содержании. Технология развития критического мышления с четкой структурой, алгоритмичностью, схематичностью и наглядностью ее приемов, графической организацией материала позволяет не только разнообразить урок, сделать его нестандартным, но и достичь конкретных образовательных результатов:

формировать новый стиль мышления (открытость, гибкость, рефлексивность, осознанность, альтернативность);

развивать базовые качества личности (креативность, коммуникативность, критическое мышление, мобильность, самостоятельность, ответственность);

формировать культуру чтения и письма;

формировать умения задавать вопросы, формулировать гипотезу;

стимулирует к самостоятельный поисковой творческой деятельности, запускает механизмы самообразования и самоорганизации.

Технология так же привлекает тем, что может быть использована в различных предметных областях. Это универсальная, "надпредметная" технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями.

Структура урока в технологии критического мышления

Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение – основная часть – заключение». В рамках технологии данные этапы (стадии или фазы) получили несколько иные названия и функции.

I стадия (фаза). Вызов.

Это вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация их деятельности, мотивация к дальнейшей работе.

Задачи этой фазы:

актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;

пробудить к ней интерес;

активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;

структурировать последующий процесс изучения материала.

Что мы усваиваем лучше всего? Обычно это информация по той теме, о которой мы уже что-то знаем. Если предоставить возможность учащемуся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов.

В процессе реализации фазы вызова ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы. Учитель стимулирует учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме; способствует бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников; просит высказывать предположения или прогноз по незнакомой заявленной теме.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

II стадия. Осмысление содержания (получение новой информации).

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

На стадии осмысления осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.

Ученики читают или слушают текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации. Дети ищут ответы на возникшие ранее вопросы и затруднения, готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

Задачи этой фазы:

получение новой информации;

ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);

соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;

поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.

III стадия. Рефлексия.

Это тщательное взвешивание, оценка и выбор. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Она становится основной целью деятельности учащихся и учителя. На фазе рефлексии учащиеся осознают своё "я", свой опыт собственных действий и действий других учащихся и учителя. Целостно осмысливают, обобщают полученную информацию, формируют собственное отношение к изучаемому материалу.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.

Задачи этой фазы:

целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;

анализ всего процесса изучения материала;

выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).

Я считаю, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия. Сначала необходимо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, где ты сможешь применить полученные знания.

При таком подходе происходит не просто более глубокое усвоение знаний детьми, но и реализуется идея связей материала (в рамках одного предмета, межпредметных, теоретического с практическим), его структурирования самим ребенком. Постановка учащимися самостоятельно цели обучения, создает необходимый внутренний мотив к процессу учения. Тем самым (в идеале), у каждого учащегося создается целостное когнитивное поле, объединяющее все имеющиеся теоретические знания, практические сведения, навыки и умения.

Существование целостной структуры знания существенно повышает эффективность восприятия новой информации, уровень использования знаний, интерес к учению, навыки самостоятельного поиска и обработки информации. Ребенок получает, наконец, «инструмент», помогающий ему реализовать на практике принцип собственной активности как субъекта обучения. Педагог, в свою очередь, получает практическую возможность стать равным партнером ребенка в его образовании.

Если ребенок мыслит критически, он легко вступает в любую фазу урока.

Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. Возможность комбинирования техник оологий имеет немаловажное значение и для самого педагога – он может свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами.

Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии критического мышления – научить детей применять эту технологи самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.

Методы и приемы, используемые на уроках в начальных классах.

Приведу примеры тех приемов, которые использую в своей работе.

I. Стадия «Вызова»

Прием «Кластер»

Это способ графической организации материала, позволяю-щий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

«Корзина идей»

В символическую «корзину» дети «кладут» все имеющиеся у них знания по изучаемой теме.

«Загадка»

Тема урока зашифрована в виде загадки или загадки-описания

«Мозговой штурм»

Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. Все выдвинутые предложения фиксируются без какой бы то ни было оценки, а далее сортируются по степени выполнимости и ожидаемой эффективности. «Непригодные» отбрасываются, перспектив-ные берутся на вооружение.

«Отсроченная догадка»

Дети высказывают предположения по заявленной теме урока. Но все же вопрос остаётся открытым почти до конца урока. В конце урока на него дети должны самостоятельно дать ответ.

«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»

В левой части – простые («тонкие») вопросы, в правой – вопросы, требующие более сложного, развернутого ответа.

Таблица«ЗХУ» («Знаю – Хочу знать – Узнал»)

Один из способов графической организации и логико-смысло вого структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

«Да – нетка»

Учитель зачитает утверждения, связанные с темой урока, учащиеся записывают ответы в виде: «да» или «нет».

«Дискуссия»

Это обсуждение вопроса по заданной теме. Правила ведения дискуссии:

1.Выдвигать идеи, слушать внимательно,

2. Не повторяться.

3. Каждое следующее высказывание:

а) либо продолжает предыдущее;

б) либо противоречит предыдущему (опора на текст).
Учащиеся сами оценивают свое участие в дискуссии. Им предлагается личная карточка «Как я оцениваю свое участие в дискуссии?» в 5-балльной системе,
Они отвечают на вопросы:

1) Как я оцениваю свое участие в дискуссии? 1 2 3 4 5

2) Внимательно ли я слушал? 1 2 3 4 5

3) Выдавал ли я интересные идеи? 1 2 3 4 5

«Проблемный вопрос»

Урок начинается с вопроса, записанного на доске. Ответ на него учащиеся получают в ходе урока.

«Верные – неверные утверждения»

Этот прием используется с целью актуализации знаний по изучаемой теме. учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока.

II. Стадия осмысления

«Зигзаг»

Организуется работа: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Цель- систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм (например "кластер"). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы - группы экспертов.

Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались «специалисты» по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме. Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет "второе слушание" темы. Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме.

«Чтение с остановками»

Материалом для её проведения служит повествовательный текст. В начале стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Отвечая на вопросы дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что – нет и объясняют свои ответы.

«Инсерт» или «Чтение с пометами»

Позволяет информацию разделить на известную, новую, интересную, непонятную. Во время чтения текста ученики делают на полях пометки. После чтения обсуждают маркировки текста. Данный прием напоминает прием «ЗУХ»

Маркировка:

" V "новое для меня

" + " знал ранее

" - " удивило меня

" ? " не очень понятно

«Дерево предсказаний»

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования. Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

«Круги по воде»

Опорное слово-это изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути, это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.

«Толстые и тонкие вопросы»

Данный прием может использоваться на любой фазе занятия. Толстые?                                             Тонкие? Объясните, почему...?                          Кто? Почему Вы думаете..?                         Что? Почему Вы считаете ..?                       Когда? В чем различие ...?                             Может..? Предположите, что будет если...?        Согласны ли вы..? Что, если...?                                            Верно ли..?

«Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать).

Метод «Думательных шляп»

или «Шесть шляп мышления»

Класс разбивается на шесть групп, каждая получает шляпу определённого цвета.

Белая шляпа: статистическая. Белый цвет символизирует чистоту, правду. Это цвет информации. Нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, каких данных недостаточно, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.

Красная шляпа: эмоциональная. Красный цвет - цвет жизни, крови, любви, чувственности, страданий.

Учащиеся могут высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Что я чувствую по поводу данной проблемы?

Черная шляпа: негативная. Черный цвет - цвет земли, почвы, основы, здравого смысла. Эта шляпа помогает критически оценить выдвигаемые предложения, понять, насколько они реалистичны, безопасны и осуществимы. Основной смысл - сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея?

Желтая шляпа: позитивная. Желтый - это цвет солнца, тепла, золота, выгоды. Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать?

Зеленая шляпа: творческая. Зеленый цвет - это обновление, рост. Находясь под зеленой шляпой, дети придумывают к тексту загадки, задачи, ребусы,составляют кластер,синквейн.

Синяя шляпа: аналитическая. Синий цвет - цвет мудрости и знания. В этой шляпе группа осуществляет рефлексию по поводу всего мыслительного процесса. Подводит итог проделанной работе, намечает следующие шаги.

Вопросы, которые можно написать на шляпах:

Белая шляпа. Сколько?

Красная шляпа. Что понравилось?

Чёрная шляпа. Что не понравилось?

Желтая шляпа. Что хорошо?

Синяя шляпа. Почему?

Зеленая шляпа. Задания.

«Кластер»

см. стадия вызова

«Бортовой журнал»

Это способ визуализации материала. Учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

«Логическая цепочка»

После чтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.

III. Стадия рефлексии.

«Верные – неверные утверждения»

На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были действительно верными. При обобщении и систематизации знаний этот прием можно использовать только на стадии рефлексии для получения обратной связи .

«Синквейн»

В переводе с французского - стихотворение из пяти строк, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.

Правила написания синквэйна:

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3. Третья строка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

4. Четвертая строка - предложение из четырех слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней.

5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

«Письмо к учителю»

Учитель предлагает учащимся написать «Письмо» к учителю (маме, инопланетянину, сказочному герою и т п).

Памятка написания письма.

1. Я прочитал(а) рассказ

2. Больше всего запомнилось

3. Понравилось

4. Не понравилось

5. Мое эмоциональное состояние

6. Этот рассказ учит меня

«Пятиминутное эссе»

Эссе – письменные размышления на заданную тему. «Пятиминутное эссе» помогает учащимся подытожить свои знания по изучаемой теме, учитель просит учащихся выполнить следующие задания:

1) написать, что нового узнали по данной теме;

2) задать вопрос, на который они не получили ответа.

Учитель собирает работы и использует их при планировании последующих уроков.

«Напишите письмо»

Разновидность эссе – прием, когда учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения.

«Толстые и тонкие вопросы»

см. стадию осмысления

Приемы для выполнения заданий дома

 

«Загадка»

«Кластер»

«Инсерт или «Чтение с пометами»

«Круги по воде»

«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов» и др.

Надо отметить, что некоторые приёмы универсальны, используется на всех стадиях урока.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение

Примеры использования ТРКМ на разных стадиях урока.

Стадия вызова

1 приём «Корзина идей»

Урок окружающего мира, 3класс

Тема: «Почва»

- Мы говорим почва. А что же такое почва?
Каждая группа после обсуждения высказывает свои предположения.

Почва – это …
… земля
… растительная земля
… вещество
… суша, а не вода
… место обитания, дом животных

2 прием «Кластер»
Урок окружающего мира, 3 класс.

Тема: Живая природа (обобщение)

Ученики разделены на 3 группы. Каждая группа составляет кластер – модель на темы «Насекомые», «Птицы», «Рыбы».

Вариант кластера:

     Животные

 

    Живые организмы

  Ползают             Дышат                                     

                                                             Летают             Размножаются

                Двигаются                                                                                        

                                                                              Яйца       Живородящие                       Питаются

 

 

 

                                                               

         Плотоядные             Травоядные              Всеядные
       
 

 

Урок окружающего мира, 4 класс

Тема: «Природные зоны. Лес»

3 прием «Верите ли вы, что…»

Урок окружающего мира 3класс,

Тема: «Почва»

- Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.

Вопросы:

… ветер может разрушить горы?

… опавшие осенью листья вредят почве?

… 1см почвы образуется за 300 лет?

… норы животных, живущих в почве, разрушают её?

… растения участвуют в образовании почвы?

… почва и камень родственники?

… почва – наша кормилица?

1

2

3

4

5

6

7

             

- Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице и видеть, насколько были правы.

4. Прием «Верные – неверные утверждения».

Учитель задает вопросы, на которые учащиеся должны ответить «да или нет». Верите ли вы, что в пустыне живут слоны? - да – нет Верите ли вы, что в пустыне нет растений? - да – нет Верите ли вы, что в пустыне жарко? - да – нет Верите ли вы, что в пустыне идет снег? - да – нет и т. д. 

II стадия «Осмысление»

5. Прием «Дерево предсказаний».

Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Урок русского языка

Тема: Склонение имен существительных.

– Как изменяются имена существительные?
– Прочитайте название раздела. Поясним каждое слово.
– Что значит изменить слово? /Изменить его окончание./
– Что получается в результате такого изменения? /Форма этого слова./
– Как вы думаете, что такое падеж? Сколько падежей в русском языке?
– Давайте составим «дерево предсказаний».

 

6. Прием «Сюжетная таблица»
Урок литературного чтения.
Тема: Н.Носов «Заплатка»

Кто? Бобка

Что? Порвал штаны

Когда? Однажды

Где? На заборе

Почему?
Зацепился Мама Ругала Увидела
 

7. Приём «Инсерт»

При работе с текстом в данном приёме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы «Инсерт».

Шаг 1: Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы

Шаг 2: Заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки:

«V»
поставьте «V» (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;

«+»
поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

«–»
поставьте « – » (минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете;

«?»
поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Проверка понимания и первичное закрепление.

- Что было для вас знакомым из прочитанного?

- Что нового вы узнали для себя из этого текста?

- У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?

8. Прием «Сводная таблица»

Окружающий мир, 4 класс

Тема: «Полезные ископаемые»

- Какие полезные ископаемые вы знаете? Сейчас каждая группа получит полезные ископаемые и выполнит практическую работу.

1.Рассмотри образец полезного ископаемого. По иллюстрациям учебника определи их название.

2. Установи свойства полезного ископаемого: твердое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнай у учителя, горючее это полезное ископаемое или нет.

3. Подумай, где применяется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано его применение.

Заполни Сводную таблицу.

Практическая работа в группах.

Название

Основные свойства

Использование

Известняк

Белого, серого или желтого цвета

Строительство, мел, мрамор.

Гранит

Зернистый. Твердый и прочный

Строительство фундаментов зданий, набережных, дорог, памятником, отделка станций метро.

Глина

Очень мельчайшие частички,скреплённые между собой.

Кирпич, посуда

Песок

В виде крупинок, сыпучий, жёлтый, серый.

Дороги, стекло

Железная руда

Черного цвета, плотное, притягивает металлические предметы.

Машины, железнодорожные рельсы, вагоны и др.

9. Приём Таблица «ЗХУ»

Литературное чтение, 4 класс

Тема: «А.Чехов «Ванька»

З – что мы знаем

Х – что мы хотим узнать

У – что мы узнали, и что нам осталось узнать.

- Произведение «Ванька» написал А. П. Чехов;

- Это рассказ;

- Ванька писал письмо дедушке в деревню;

- Ванька жаловался на тяжёлый труд;

- Внешность, одежда, жесты, походка Ваньки.

- Обязанности Ваньки;

- Обстановка - интерьер;

- Поведение;

- Поступки;

 

III стадия «Рефлексия»:

10. Метод «Шесть шляп»

Окружающий мир, 4 класс

Тема: «Полезные ископаемые»

Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей.

Белая шляпа. Факты. Полезные ископаемые бывают твердые, жидкие и газообразные.

Жёлтая. Позитивное мышление. Для жизни человека и производства необходима добыча полезных ископаемых.

Черная. Проблема. Придобычи полезных ископаемых нарушается экологическое равновесие и происходит загрязнение окружающей среды.

Красная. Эмоции. Больше всего на уроке нам понравилось рассматривать полезные ископаемые и выделять их свойства.

Зеленая. Творчество. Местонахождение залежей многих ископаемых человеку еще не известно.

Синяя .Философия. Обобщают высказывания каждой группы.

- Мне очень хочется, чтобы вы подвели итог сегодняшней работы в нашей мастерской закончив любую понравившуюся вам фразу. (Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске)

я понял, что…

я почувствовал, что…

я научился…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

11. Приём «Синквейн»

Структура синквейна:

1. Имя существительное, выраженное одним словом.

2. Описание темы именами прилагательными

3. Описание действия.

4. Фраза, выражающая отношение автора к теме.

5. Слово – синоним.

Урок окружающего мира, 3 класс.

Тема: «Почва»
 

Почва

Живая, плодородная
Разрушается, впитывает, выращивает
Солнце, ветер и вода разрушают горы
Земля.
 

Урок окружающего мира, 3 класс.

Тема: «Растительноядные и хищные животные»»

Животные

Растительноядные, хищные, всеядные

Питаются, охотятся, размножаются

Едоки

Урок чтения, 2 класс.

Тема: «Русские народные сказки»

Сказка

Волшебная, бытовая.

Читать, пересказывать, учить.

Сказка – ложь, да в ней намёк.

Фантазия, выдумка

Урок чтения, 3 класс

Тема: Андерсен «Штопальная игла»
 

Штомальная игла

Гордая, хвастливая,

Спорит, представляется, мечтает

Мечтает о лучшем

Зазнайка

12. Прием «РАФТ»

Урок окружающего мира

Тема: «Царство грибов»

Г - грибница

Р - размножаются спорами

И - интересны для изучения (изучает микология)

Б - бывают съедобными и несъедобными

Задание: «Заполните карточку «Как я оцениваю свое участие в уроке?» по 5-балльной системе,

1) Как я оцениваю свое участие в работе на уроке? 1 2 3 4 5

2) Внимательно ли я слушал? 1 2 3 4 5

3) Выдавал ли я интересные идеи? 1 2 3 4 5


 

Библиографический список

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-пресс,1996. 2. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. - М.: Просвещение, 2004. 3. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.- 284 с.

4. Загашев И.О.,«Умение задавать вопросы». – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2005.

5. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление: [Из опыта работы гимназии N 177 Санкт-Петербурга в рамках международгого проекта] 6. Осипова А.А. Технология развития критического мышления: теоретические основы и применение в учебном процессе. СПб. 2001.

Интернет ресурсы 7. Дэвид Клустер «Что такое критическое мышление?» http://murmix.narod.ru/uch/psy/Formirovanie_i_sushnost_kriticheskogo_myshleniya.htm

8. Загашев И.Основы образовательной технологии развития критического мышления средствами чтения и письма. Стратегия «Чтение с остановками» http://lib.1september.ru/2004/17/15.htm


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

  •  

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации