Статья «Применение деловых игр на уроках, как средства обучения и повышения качества образования студентов»

1
0
Материал опубликован 13 April 2023

Гусева Т.В.

Применение деловых игр на уроках, как средства обучения и повышения качества образования студентов.

БПОУ РК « Торгово-технологический колледж» г. Элиста

Аннотация

В статье исследуется роль деловых игр как средства обучения и воспитания студентов, для успешного усвоения новых знаний и умений различной сложности и содержания. Например, с целью совершенствования и расширения знаний по избранной специальности.

Ключевые слова

Познавательная активность, профессиональная деятельность, деловая игра, знания, самостоятельная работа.


Для повышения эффективности обучения и формирования активной личности большое значение имеет такой принцип обучения, как познавательная активность студентов. Целью обучения является не только овладение знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств личности, что вызывает необходимость использования таких методов как игры.

Практика сложившегося, так называемого традиционного обучения, обычно характеризуется тем, что преподаватель использует методы, стимулирующие активную репродуктивную деятельность обучаемых. Такая активизация не способствует формированию творческого специалиста, способного работать в условиях рыночной экономики.

Формирование более высоких требований к учебно-воспитательному процессу предполагает внедрение нетрадиционных форм обучения, компьютерных технологий, деловые игры. Без использования которых невозможно формирование специалиста, способного активно и творчески решать задачи широкого диапазона.

Использование в учебном процессе деловых игр влечет за собой изменение отбора материала и способами организации познавательной деятельности студентов.

Деловая игра - это метод обучения путем имитации реальной производственно-хозяйственной деятельности.

Студенты - участники игры имитируют деятельность должностных лиц, условно представляя их интересы. Главная цель игры - подготовить будущих специалистов к решению профессиональных вопросов. Содержание и продолжительность игры определяется целями ее проведения и ролью «охваченных» игрой учебных дисциплин в формировании специалиста.

Деловая игра является наиболее эффективным методом обучения и проверки подготовленности студентов к решению комплексных практических задач, основанных на моделировании профессиональной деятельности специалиста.

Деловая игра как метод обучения характеризуется следующими обязательными признаками:

наличие проблемы;

наличие общих целей игровых коллективов;

наличие ролей и назначение на них участников деловой игры;

различие интересов участников и учет условий неопределенности (например, вероятного характера деятельности);

принятие и реализация в процессе игры определенной последовательности решений, каждое из которых зависит от решения, принятого участником на предыдущем этапе и от действий других участников;

наличие достаточно мощной системы стимулирования, способствующей

побудить каждого из участников деловой игры действовать «как в жизни»;

обеспечить объективную оценку личного вклада каждого участника игры в достижении общей цели, общего результата деятельности игрового коллектива.

Проведение деловых игр является сложным и результативным методом обучения. Деловые игры способствуют выработке у студентов профессиональных качеств, необходимых в практике работы специалиста, учат действовать и принимать компетентные решения в конкретных ситуациях; являются стимулом активизации самостоятельной работы студентов по приобретению знаний, умений и навыков.

Назначение деловых игр заключается в апробации, закреплении и выявлении некоторых специальных и личностных норм отношений между людьми в процессе профессиональной деятельности, при этом участники игры учатся работать во взаимодействии, приходят к решениям, приемлемым и для остальных участников игры. С помощью игровых форм возможно развивать теоретическое и практическое мышление специалиста, способность к управленческой деятельности, принятию коллективных решений, умений и навыков социального взаимодействия, руководства и подчинения.

Проведение занятия требует от студентов определенных знаний, умений, навыков, приобретенных как на занятиях по товароведению и экспертизе продовольственных товаров, так и по другим дисциплинам.

Одному преподавателю на занятии сложно вести учет знаний, умений студентов и оценивать их, поэтому можно привлекать и студентов, и преподавателей (жюри).

Содержание педагогических целей заключается в развитии профессионального, теоретического и практического мышления, формировании системы отношений с людьми, овладении нравственными нормами, развитии общих и профессиональных способностей и отношений друг к другу.

Прежде чем проводить деловую игру, необходимо убедиться в том, что студенты имеют необходимый запас теоретических знаний и практических умений и навыков по теме деловой игры. С этой целью преподавателю необходимо провести индивидуальный контроль знаний и практических навыков, необходимых для сознательного творческого исполнения обязанностей каждым участником. Задача преподавателя на этом этапе игры - научить студентов искусству общения, умению вести диалог.

В игре большая роль принадлежит преподавателю. В начале игры он инструктирует, в ходе ее - управляет деятельностью участников, предупреждая сбои и обеспечивая нормальную, самостоятельную работу групп. Поскольку игра - это живое моделирование управленческих процессов, то преподаватель должен постоянно контролировать ее ход, удерживать игровой процесс в нужном направлении. При создании тупиковой ситуации преподаватель советом устраняет неясность, но не влияет на принятие решения одной из команд.

Заключительный этап игры. Завершающим этапом игры является разбор и обсуждение результатов, оценивание каждого играющего.

При разборе деловой игры преподаватель организует дискуссию, активизирует участников на разбор решений различных вопросов. Дискуссия должна помочь слушателям хорошо разобраться в особенностях решения

Итоговое занятие, проводимое методом деловой игры преследует следующие цели:

Дидактические цели: Закрепить теоретические знания по изученному разделу товароведения, овладеть умениями и навыками приёмочного контроля конкретных групп товаров, размещения их на хранение, составления необходимой документации; выработать умения анализировать причины возникновения дефектов и снижения качества товаров; развитие и закрепление навыков использования разных типов коммуникации (выступление перед аудиторией, постановка вопросов и получение на них ответов и т. п.).

Воспитательные задачи: развитие активного творческого мышления, самостоятельности, любви к избранной специальности, способностей взаимодействовать с людьми.

Игровые цели: выработка и принятие адекватных решений:

о возможности приёмки конкретных товаров на базу;

о размещении поступившей партии товара на хранение;

о возможных сроках хранения товара с учётом качественного состояния и материально-технической базы.

Средства обучения: учебная литература и нормативно-техническая документация.

В деловой игре участвует полностью академическая группа студентов или подгруппа. Обе подгруппы работают обособленно, не вступая в контакт. Участники игры разбиваются на команды и выступают в роли должностных лиц. Каждый участник игры вырабатывает свой вариант решения проблемы. Под руководством лидера подгруппы практически разбираются все предлагаемые варианты решения, и выбирается наиболее эффективный вариант.

Проводит деловую игру опытный преподаватель, умеющий быстро создавать нужную психологическую атмосферу, оперативно реагировать на неожиданные повороты в игре, своевременно анализировать суть выступлений, фиксировать возникающие затруднения, укладываться во временные рамки, постоянно контролируя темп игры.

Студенты записывают в рабочей тетради ответы на все вопросы и задания, оформляют необходимые документы.

Основные виды деятельности преподавателя и студентов в ходе проведения деловой игры приведены в таблице.

Таким образом, итоговое занятие в виде деловой игры активизирует познавательную деятельность студентов; заставляет их повторить пройденный материал по учебникам, конспектам; углублять свои знания с помощью дополнительной литературы, нормативно-технической документации; воспитывает чувство ответственности; прививает любовь к дисциплине и специальности; подготавливает студентов к практической работе. Занятие позволяет осуществить идейную направленность, связь с практикой работы, вовлечь студентов в самостоятельную работу. Преподаватель в ходе подготовки и проведения итогового занятия ближе знакомится со студентами, что дает ему возможность учитывать их индивидуальные особенности при выставлении итоговой оценки.


Список литературы

Данько Т.П; Кугаенко А.А Деловая игра «Конкуренция» (управление производственно-торговым предприятием на конкурентном рынке) Методическое руководство проведения деловой экономической игры М, 2004

Данько, Т.П.Управление маркетингом: учебник и практикум для вузов/ Т.П.Данько.— 4-е изд., перераб . и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2023.

Теоретические основы товароведения и экспертизы. Москва издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012

Товароведение продовольственных товаров. Издание 5 дополненное и переработанное Ростов-на-Дону феникс ОАО «Московские учебники» 2015



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации