Выступление «Применение ИКТ-технологий на уроках математики»
Применение ИКТ на уроках математики
Информационные технологии занимают особое положение в современном информационном мире. Они все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все больше определяет уровень образованности человека.
Основной задачей современной школы является повышение эффективности и качества образования, формирование информационной культуры как основы информатизации общества в целом, формирование творческой, всесторонне развитой личности.
Применение компьютерной технологии позволяет сделать урок интересным и насыщенным за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;
- эффективно решать проблему наглядности на уроке, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся свободно осуществлять поиск необходимого школьникам учебного материала, что в дальнейшем будет способствовать формированию у учащихся потребности в поисковых действиях;
- индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе,
- самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;
- осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (разработка презентаций, моделирование, метод проектов, публикаций), развивая у школьников творческую активность
Использование информационных технологий в обучении способствует активизации образовательного процесса, формированию компьютерной грамотности, развитию познавательного интереса в ходе учебной деятельности, повышению качества знаний, развитию самостоятельной работы обучающихся на уроке, обеспечивает наглядность обучения, его дифференциацию, облегчает проверку знаний, умений, навыков обучающихся, стимулирует интерес учащегося к математике.
Применять компьютерные технологии можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении. Для использования информационных технологий учитель и ученик должны быть знакомы с технологией работы на компьютере.
В своей работе я применяю различные формы и методы обучения, применяю информационные технологии на уроках математики и во внеурочной деятельности: использую создание «проблемных ситуаций» в процессе изложения учебного материала, рассказы, беседы, печатные материалы (тесты, таблицы). Учащимся легче запомнить трудный материал с помощью схем и таблиц, в которых кратко и наглядно показан изучаемый материал, это значит, что компьютер способствует и формирует навыки рационального запоминания материала. При объяснении нового материала информацию на экране - комментирую, сопровождаю дополнительными объяснениями и примерами. Урок от этого становится содержательнее и интереснее.
Применение информационных технологий позволяет проводить различные виды уроков:
уроки-беседы, уроки-лекции; уроки практической и лабораторной работы; уроки-зачеты; интегрированные уроки. Наиболее эффективно использование компьютера на уроках математики:
- проведение устного счёта (возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения);
- изучение нового материала (иллюстрирование разнообразными наглядными средствами; мотивация введения нового понятия);
- проверке фронтальных самостоятельных работ (быстрый контроль результатов);
- решение задач обучающего характера (выполнение рисунков, составление плана работы; отработка определенных навыков и умений);
- организация исследовательской деятельности учащихся;
- интегрирование предметов естественно-математического цикла.
В своей практике работы часто использую презентации. Наиболее доступной формой подачи учебного материала является презентация в программе Microsoft Office Power Point . Преимущества этой технологии: программа Microsoft Power Point технически не сложна, компьютерную презентацию можно применить на любом уроке, она позволяет демонстрировать ученикам четкие образцы оформления решений, изучать больше учебного материала, получение большего объёма информации за короткий период достигать оптимального темпа работы учащихся, повышать уровень наглядности в ходе обучения.
Для работы по этой технологии необходим один компьютер и мультимедийный проектор.
При работе с презентацией необходимо определиться с целесообразностью её применения, активно пользуюсь информацией из Интернета (при подготовке рефератов, уроков, для проведения внеклассной работы). Большое количество ЦОРов по изучаемым темам взяла с Интернет-порталов Министерства образования. Составила сборник презентаций по темам курса «Математика» для 5-9 классов, разработала комплекс заданий для закрепления материала и проверки знаний с использованием информационных технологий. Систематизирую и формирую папки с самостоятельными, контрольными работами, тестами. Применение на уроке компьютерных тестов позволяет за короткое время получить объективную картину уровня усвоения учебного материала и вовремя ее скорректировать.
При изучении новой темы я провожу урок-лекцию с применением мультимедийной презентации, которая позволяет сосредоточить внимание учащихся на главных моментах излагаемой информации.
Можно использовать презентацию при повторении, закреплении учебного материала, для проверки домашнего задания всеми учениками класса, объяснение фрагментов, вызвавших затруднения.
С помощью презентации успешно проходит взаимопроверка самостоятельных работ с помощью ответов на слайде, проведение тестов, иллюстрация практического применения теорем в жизни.
Эффективно использую презентацию и для устных упражнений, демонстрируя геометрические чертежи. Работа по ним способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи, логике и последовательности рассуждений, учит составлению устных планов решения задач различной сложности. Предлагаю учащимся образцы оформления решений задач, записи условия задач, организую устное решение сложных по содержанию и формулировке задач.
Использую в своей деятельности разработки «Открытая математика. Графики и функции» (7-9 класс.), «Интерактивная математика» (5-9 класс.) издательства «Дрофа», а также уроки алгебры и геометрии «Кирилл и Мефодий, задачи, тесты для самостоятельной работы.
Следовательно, использование ИКТ позволяет реализовать развивающие цели обучения: развитие мышления, формирование умений принимать оптимальное решение, развитие умений осуществлять экспериментально - исследовательскую деятельность, формирование информационной культуры, повышения мотивации обучения, индивидуальной активности, формирование информационной компетенции, интерактивности обучения. Это приводит к ускорению темпа обучения, высвобождает время, следовательно, интенсифицирует процесс обучения.
Внедрение ИКТ в образовательный процесс стимулирует познавательный интерес к математике, создавая условия для мотивации к изучению этого предмета, способствуют повышению эффективности обучения и самообучения, повышению качества образования, таким образом, становятся неотъемлемой частью учебного процесса.