Статья на тему «Применение ТРИЗ-технологий на уроках математики»

4
2
Материал опубликован 5 November 2018

Применение ТРИЗ-технологий на уроках математики

Ирина Ивановна Белокопытова,

методист МБУ ДПО «СОИРО»,

г. Старый Оскол Белгородской области

Аннотация: данная статья посвящена проблеме формирования нестандартного мышления у учащихся. В ней описываются приемы триз-технологий, способствующих увеличению эффективности обучения на уроках, развитию креативного мышления.

Ключевые слова: триз-технологии, эффективность обучения, решение изобретательских задач.

В настоящее время любой увлеченный преподаватель ищет современные результативные способы обучения, которые заинтересовали бы школьников, побудили бы их к самостоятельному получению знаний. Современное общество ставит перед нами задачу сформировать у ребенка умение оценивать, анализировать, систематизировать информацию и делать выводы, т. е. детей необходимо научить активной умственной деятельности. В этом плане весьма точно высказывание о том, что школа не должна научить всему, она должна научить молодых людей учится.

Самая главная особенность в обучающем процессе - переход к сознательному освоению мыслительными приемами и операциями.

Одним из самых ценных методов развития мышления у школьников в процессе преподавания математики является применение элементов ТРИЗ-технологий. Эту технологию изобрел Генрих Саулович Альтшуллер, писатель-фантаст, а его продолжателем стал Анатолий Александрович Гин, который применял ТРИЗ-технологию для совершенствования творческого начала учеников.

ТРИЗ — это универсальная технология решения изобретательских задач. Её основой является проблемно - поисковый метод. Выявляя внутренние закономерности и находя причинно-следственные связи, системный подход является средством анализа, способствует организации и систематизации данных, формированию навыков делать выводы. Использование приемов ТРИЗ в процессе изучения любого предмета, способствует повышению эффективности образования в условиях внедрения ФГОС. Приемы ТРИЗ учат прогнозировать, находить противоречия в обычных вещах, вырабатывают умение выражать свои мысли, учат находить оптимальное решение. Одним словом способствуют формированию нестандартного мышления, вырабатывая уверенность в себе. «Тризовцы» считают, что любой ребенок уникален, талантлив, единственное необходимо помочь обнаружить его способности, научить использовать их для познания современного мира. Умение решать изобретательские задачи позволит получить максимальную пользу, прилагая при этом минимум усилий.

Необычным качеством ТРИЗ-педагогики является то, что она предоставляет алгоритмические способы вырабатывания сознательного, упорядоченного и результативного процесса мыслительной деятельности, одним словом повышает культуру мышления. Алгоритм является главным инструментом ТРИЗ-технологии. Он представляет собой ряд логических действий, которые выявляют и разрешают несоответствия в системе, препятствующие ее улучшению.

Алгоритм решения изобретательских задач:

исследование задачи;

построение модели задачи;

выбор метода решения;

проверка решения задачи.

Умения формируемые при использовании триз-технологий позволяют сформировать у учащихся собственное отношение к изучаемому материалу, т. к. им самостоятельно приходится решать возникающую проблему, учитель только направляет и подсказывает. Решение нестандартных задач способствует самовыражению, формирует устойчивый интерес.

К основным целям ТРИЗ-технологий относят:

развитие навыков системного мышления;

обучение коллективной работе;

обучения креативным способам решения поставленных задач;

воспитание терпимости.

Методы и приемы ТРИЗ:

системный анализ,

аналогии,

морфологический анализ,

мозговой штурм,

дебаты.

В своей деятельности я как можно чаще стараюсь использовать приемы ТРИЗ, что позволяет сделать урок наиболее интересным, привлечь внимание учеников, научить их мыслить творчески. Вот некоторые из них:

1. Прием «Да-нет» - позволяет сузить поиск путем постановки вопросов, на которые можно отвечать либо «да», либо «нет».

2. Приём «Кластер» - один из самых любимых, суть которого заключается в графической организации материала урока. Этот прием удобно использовать при изучении как простых тем, так и сложных, для систематизации знаний, при охвате большого объема информации.
3. Приём «Телеграмма» - использую в основном после изучения темы. Учащимся предлагается написать самое главное из того, что он усвоил на уроке, либо с какими трудностями столкнулся, при изучении нового материала, а так же можно написать пожелание соседу по парте или учителю с просьбой, вопросом, пожеланием. Использование этого приема позволяет высказаться даже самым застенчивым учащимся.

4. Приём «Пресс-конференция» - педагог не полностью раскрывает тему занятия, давая ученикам возможность задать дораскрывающие вопросы. От того на сколько удачно будут сформулированы вопросы зависит полное раскрытие темы. Учащиеся учатся правильно формулировать вопросы, вскрывая суть темы, обобщая и систематизируя изучаемый материал.

Таким образом, ТРИЗ-технологии при обучении позволят воспитать изобретательного креативного человека, полезного обществу, который будет готов к стабильному решению поставленных задач в совершенно разных видах деятельности.

Список литературы

Агапов И.А. Учимся продуктивно мыслить. – М.: Про-Пресс, 2014.

Альтшулер Г.С., Злотин Б.Л., Зустан А.В. Теория и практика решения изобретательских задач / Методические рекомендации. – Кишинев, 1989. – С. 10-20

Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление // Методист. – 2002. - №2.

Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать / Ю.Г. Тамберг. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – С. 88, 126, 227.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за материал, отправила в избранное!!!

5 November 2018

Прием "телеграмма" заинтересовал, остальное что-то беру.

5 November 2018