Статья «Применение математических задач по основам финансовой грамотности для обучающихся НОО»

2
0
Материал опубликован 22 November 2021 в группе

Всероссийский дистанционный конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Теоретические и методологические проблемы современного образования»

Тема: Применение математических задач по основам финансовой грамотности для обучающихся НОО

Учебное заведение: МБОУ г. Кудымкара «СОШ № 2»

Автор: Тотьмянина Людмила Степановна, учитель высшей квалификационной категории

Финансовая грамотность – это знания и умения, которые нужны, чтобы правильно распоряжаться имеющимися финансами, планировать будущие денежные доходы и расходы, накапливать деньги и умело их тратить, определять сомнительные, мошеннические ситуации, правильно подбирать финансовый продукт или услугу.

В настоящее время владение финансовой грамотностью необходимо каждому из нас: любой человек должен уметь свободно ориентироваться в предложениях различных магазинов, организаций, компаний и банков, выбирать наиболее выгодные, противостоять финансовому обману.

В работе мною представлено решение простых и сложных задач, нахождение оригинальных решений, выводы о тратах и сбережениях для обучающихся начальной школы. Также работа сможет участвовать в обсуждении финансовых вопросов семьи, помогать родителям принимать решения о семейном бюджете, планировать его, сравнивать доходы и расходы, осуществлять простые вычисления в области семейных финансов, бережно относиться к деньгам, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, понимать и правильно использовать экономические термины.

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ДЕНЬГИ.

КАК ПОЯВИЛИСЬ ДЕНЬГИ. ДЕНЬГИ В РАЗНЫХ СТРАНАХ


ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

Банк – финансовая организация, основной деятельностью которой является хранение денег людей, компаний и выплат им за это определённых денежных сумм (процентов по вкладу). Банки также выдают людям деньги в кредит, на время, и за это банкам платят денежные суммы (проценты по кредиту).

Банкнота (банковский билет) – денежные знаки, выпускаемые в обращение и гарантируемые центральными банками.

Безналичные деньги – деньги на банковских счетах, которые служат для оплаты товаров, услуг или проведения денежных сделок без использования бумажных денег.

Бумажные деньги (банкноты) – деньги, изготовленные из бумаги, в противоположность, например, монетам.

Валюта – денежные знаки конкретного государства (группы государств) как в наличной форме (банкноты, монеты), так и безналичной (банковские счета и банковские вклады). Например, национальной валютой в Российской Федерации является российский рубль, состоящий из 100 копеек.

Вклад – денежный депозит, открытый в банке.

Деньги – денежные знаки в виде банкнот и монет.

Денежные знаки – знаки стоимости; замещают в обращении определённое количество драгоценных металлов. В виде денежных знаков выступают монеты из недрагоценных металлов (никеля, меди…), а также бумажные деньги или банковские билеты.

Депозит – сумма денег, переданная банку с целью получения дохода. Банк проводит финансовые операции с этими деньгами, а за это вкладчик получает процентный доход.

Купюра – банкнота или ценная бумага.

Карманные деньги – деньги, выдаваемые ребёнку на мелкие расходы.

Монета – деньги, изготовленные из драгоценных металлов или металлических сплавов определённой формы и установленного веса.

Наличные деньги – валюта любой из стран в виде банкнот и монет, которые служат для оплаты товаров и услуг.

Обменный продукт – любая вещь, которая участвует в обмене на другие вещи.

Товар – продукт, произведённый для продажи.

Задача 1.

Рассмотри достоинства монет. Поставь между монетами или группами монет знаки: <, >, =, сравнив количество денег в каждой группе.

1 рубль и 5 рублей;

10 рублей и 2 рубля;

1 рубль + 1 рубль + 2 рубля и 5 рублей;

5 рублей + 5 рублей и 10 рублей.


t1637586259aa.jpgt1637586259ab.jpg



t1637586259ac.jpg. t1637586259ad.jpg


t1637586259aa.jpg+ t1637586259aa.jpg + t1637586259ad.jpg …. t1637586259ab.jpg

t1637586259ab.jpg+ t1637586259ab.jpg ….. t1637586259ac.jpg

Задача 2.

Карандаш стоит 9 рублей, а ластик 5 рублей. На сколько карандаш стоит дороже ластика? Запиши равенство.


t1637586259ae.jpg9 рублей ……. t1637586259af.jpg 5 рублей

Задача 3.

В одном рубле 100 копеек. Запиши равенства, ответив на вопрос: «Сколько копеек в 2 рублях, в 3 рублях, в 5 рублях, в 7 рублях?»


СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ.

ПЛАНИРОВАНИЕ СЕМЕЙНОГО БЮДЖЕТА.

ДОХОДЫ И РАСХОДЫ СЕМЬИ


ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

Банковская карта – электронное средство платежа, удостоверение доступа к счёту в банке.

Семейный (личный) бюджет – роспись доходов и расходов семьи (человека), составляемая на конкретный период (месяц, год и др.).

Годовой процент по вкладам – вознаграждение, которое можно получить за размещение своих денег во вклад (в банке). Исчисление вознаграждения проводится в пересчёте на полный календарный год (365/366 дней).

Доходы семьи – деньги, материальные средства, ценности, которые получают члены семьи. Доходы могут поступать от предприятия, на котором работают члены семьи, от предпринимательства и так далее.

Заработная плата (зарплата) – вознаграждение за труд человека (выполненную работу, оказанную услугу и т.п.), а также различные доплаты. Коммунальные услуги – обеспечение доступа к водным или энергоресурсам (холодная и горячая вода, электричество, отопление и т.п.).

Кредит – предоставление денег на условиях платности, срочности, возвратности.

Мошенничество – хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путём обмана или злоупотребления доверием.

Пенсия – ежемесячное денежное пособие, выплачиваемое лицам, которые: достигли пенсионного возраста, имеют инвалидность или потеряли кормильца.

Потребительская корзина – минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, который необходим для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Продуктовая корзина – минимальный набор продуктов питания (хлеб, овощи, фрукты, молоко, масло, крупы, яйца и др.), который необходим человеку на один месяц.

Прожиточный минимум – минимальные затраты, которые необходимы человеку для питания, оплаты обязательных платежей и приобретения самых необходимых товаров в течение 1 месяца.

Процент – сотая часть чего бы то ни было; обозначается знаком «%». В процентах выражаются доля от целого или отношение величин, например, 2 к 50 будет 4%; 4% от 50 будет 2.

Дополнительная информация. Проценты – это одно из математических понятий, которое часто встречается в повседневной жизни. Но в школьном курсе математики проценты изучают с 5 класса. Поэтому при решении таких задач понадобится помощь учителя. Предлагается арифметический способ решения задач по следующему алгоритму: сначала найти величину, соответствующую одному проценту (величину делим на 100, находим 1%), а затем, в зависимости от условия задачи, делить или умножать. Процентная ставка по вкладу – вознаграждение, выраженное в процентах от суммы вклада, которое банк обязуется выплатить вкладчику, как правило, отнесённый к годовому сроку.

Процентная ставка по кредиту – плата за пользование кредитом, выраженная в процентах от суммы кредита за конкретный период (год, месяц, день).

Расходы семьи – затраты, которые идут на удовлетворение потребностей семьи. В частности, это могут быть обязательные расходы на питание, жильё, транспорт, медицинское обслуживание, одежду и необязательные – на приобретение игрушек, посещение кинотеатра и т.п. Стипендия – пособие, выплачиваемое студентам (учащимся колледжей, институтов, университетов и т.п.) в период обучения с учётом их успеваемости.

Стабильный доход – постоянный, устойчивый, неизменяющийся доход.

Задача 1.

В состав потребительской корзины ребёнка на 1 год входят различные продукты, товары и услуги. Например, в потребительской корзине ребёнка содержится 21 кг сахара и кондитерских изделий, а рыбопродуктов – на 3 кг меньше. Сколько килограмм рыбопродуктов содержится в потребительской корзине ребёнка?

Задача 2.

В феврале коммунальные услуги подорожали на 7 руб., а в сентябре ещё на 5 рублей. На сколько рублей подорожали коммунальные услуги?

Задача 3.

Потребительская корзина взрослого из расчёта на 1 год содержит 100 кг хлебных продуктов, а потребительская корзина ребёнка содержит на 30 кг хлебных продуктов меньше. Сколько килограмм хлебных продуктов содержится в потребительской корзине ребёнка?

Задача 4.

Мама расплачивалась 9 раз в неделю безналичными деньгами (банковской картой), 8 раз наличными деньгами. Какими чаще деньгами расплачивалась мама, безналичными или наличными? Запиши неравенство.

Задача 5.

Вычеркни лишнее слово. Объясни, почему необходимо вычеркнуть именно это слово. Зарплата, пенсия, стипендия, рубль.


ЛИЧНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА. ТОВАРЫ И ПОКУПКИ

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

Номинал – стоимость, установленная специальной организацией, обычно обозначается на деньгах и ценных бумагах».

Оклад – основная часть заработной платы без учёта различных доплат.

Ценные бумаги – документы, дающие право требовать обратно денежные средства, предоставленные в виде займа (облигация) или приобретения владельцем права на управление компанией и получение части прибыли (акция).

Задача 1.

Таня и Серёжа решили сложиться и вместе купить плитку шоколада за 80 рублей. У Тани и у Серёжи по 50 рублей. Хватит ли им денег, чтобы купить шоколадку? По сколько рублей они должны отдать, чтобы потратить равную сумму денег? Сколько рублей останется у каждого?

Задача 2.

Витя хочет купить шоколадку за 35 руб. и подаёт кассиру 50 рублей. Сколько он получит сдачи? Какие номиналы денег могут быть, запиши разные варианты полученной сдачи (учти, что монет номиналом 1 и 2 руб. в кассе не было).

Задача 3.

Ольга и Светлана пошли в кино. Билет стоит 150 рублей. Оля расплатилась двумя 100-рублевыми банкнотами, Светлана – одной номиналом в 500 рублей. Какую сумму каждая из них получила на сдачу?


ОПАСНОСТИ ФИНАНСОВОГО РЫНКА

(ФИНАНСОВЫЙ ОБМАН)

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

Должностное лицо – представитель власти, который занимает определённую должность и принимает важные решения, обязательные для исполнения в пределах тех прав, которые его должности даны по закону (например: полицейский, судья, работник администрации и т.д.).

Заёмщик – физическое или юридическое лицо – сторона договора, которому выдан заём/кредит (возмездно/безвозмездно) и которое обязано его вернуть в установленный срок на согласованных в договоре условиях.

Займ (заём)/кредит – обязательство, договор, согласно которому одна сторона предоставляет деньги или товары (возмездно/безвозмездно), а вторая сторона (заёмщик) обязуется возвратить их в определённый срок.

Микрофинансовая организация – некредитная финансовая организация, деятельность которой заключается в выдаче краткосрочных займов юридическим и физическим лицам на небольшую сумму.

Налог – обязательный, индивидуальный платёж, взимаемый органами государственной власти. Физическое лицо – гражданин, нашей страны или житель иностранного государства имеющий право и несущий обязанности по закону.

Финансовая пирамида – постоянное привлечение в компанию денежных средств новых участников: доход первым участникам пирамиды выплачивается за счёт средств последующих. Обязательства лица, организовавшего пирамиду, перед всеми участниками являются заведомо невыполнимыми и его деятельность расценивается как мошенничество.

Юридическое лицо – зарегистрированная в установленном законом порядке организация (компания).



Задача 1.

У Иры было 80 рублей. Она купила шоколадку за 44 руб. и ей выдали сдачу 26 рублей. Правильно ли ей выдали сдачу? Составь равенство или неравенство.

Задача 2.

Крот попросил мышь выдать Дюймовочке зёрнышки. Дюймовочке мышь выдала 6 зёрнышек, а кроту сказала, что 9. Сколько зёрнышек мышь присвоила себе?

Задача 3.

Миша собирал машинку из конструктора, но её собрать не удалось, так как в коробке оказалось не 78 деталей, а 76. Сколько деталей не хватало в конструкторе?

Задача 4.

Правила безопасного использования банковской карты. Выбери правильные ответы.

1) Написать PIN-код непосредственно на карте, чтобы не забыть его и случайно не заблокировать карту.

2) Никогда не сообщать третьим лицам PIN/CVV/CVС2коды, в том числе и сотрудникам банка.

3) Отправлять фотографию карты с двух сторон тем, кто хочет перевести мне деньги.

4) Подключить СМС-информирование, чтобы точно знать, когда происходит операция по карте

5) Сообщать посторонним одноразовый пароль, который приходит по СМС

6) Хранить конверт с PIN-кодом рядом с банковской картой, например, в одном и том же кошельке.


ЗАЩИТА ОТ МОШЕННИЧЕСТВА


ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Менеджер – руководитель (начальник, управляющий) компании, основной задачей которого является управление сотрудниками и ресурсами компании.

Тариф абонентской платы – обязательная ежемесячная оплата за пользование предоставленными услугами.




Задача 1.

Семья Антона за один год получила 5 ложных сообщений по e-mail и 3 ложных сообщения по СМС. Сколько ложных сообщений за 1 год получила семья Антона?

Задача 2.

Совершать покупки через интернет очень удобно, но можно встретить мошенников. Проведённый рейтинг показал, какие виды мошенничества чаще всего происходят в интернете при покупке товара. Расставьте в порядке убывания признаки определения (обнаружения) мошенничества:

1) Излишняя настойчивость продавцов и менеджеров – 10.

2) Неизвестные, новые интернет-магазины – 14.

3) Неточности или несоответствия в описании товаров – 12.

4) Низкая цена товара – 20.

5) Отсутствие контактной информации и сведений о продавце товара – 17.

6) Подтверждение личности продавца путём направления отсканированного изображения паспорта – 8.

7) Требование предоплаты за товар – 19.

Задача 3.

Тебе «от оператора» приходит сообщение, в котором предлагается позвонить на некий номер, и за этот звонок ты получишь на свой счёт 35 рублей. Если ты всё же получишь 35 рублей, а исходящий звонок при этом тебе обойдётся в 100 рублей, то сколько ты потеряешь денег?



ФИНАНСОВЫЕ ЦЕЛИ И ПЛАНЫ

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

Вклад (депозит) – сумма денег, переданная человеком или организацией в банк с целью получения дохода. Банк проводит разные финансовые операции с этими деньгами, а за это вкладчик получает процентный доход.

Капитал – все имущество, имеющееся у физического или юридического лица в денежном или товарном эквиваленте.

Личный финансовый план – спланированный список действий человека для достижения конкретных финансовых целей к определённому времени.

Стартовый капитал – первоначальные накопления, необходимые для открытия собственного дела, фирмы, предприятия.

Финансовые цели – материальные или денежные цели (крупные приобретения или траты, рост капитала человека), для достижения которых человек прикладывает определённые усилия.

Задача 1.

Серёжа планировал откладывать в копилку каждую неделю по 20 рублей. Но ему удалось откладывать на 5 руб. больше. По сколько рублей откладывал в копилку Серёжа?

Задача 2.

Оля планировала потратить на покупку ручки 58 руб., но потратила на 8 руб. меньше. Сколько потратила денег Оля на покупку ручки?


Задача 3.

Щенок запланировал на день своего рождения позвать друзей. На обед он каждый день получал косточку: половинку косточки съедал, а другую половинку откладывал на день рождения. Однажды хозяин забыл купить щенку косточку, и щенок пошёл смотреть свои сбережения. Сколько половинок косточек накопил за это время щенок, если хозяин забыл купить косточку на 8 день?


ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ

Аверс – лицевая, главная сторона монет, жетонов, медалей и т.д.

Гурт – ребро монет, жетонов, медалей и т.д.

Нумизмат – человек, коллекционирующий монеты.

Реверс – оборотная сторона монет, жетонов, медалей и т.д.

Рекламная акция – мероприятие для привлечения внимания окружающих к новому продукту или услуге.

Поставщик – любое юридическое или физическое лицо, поставляющее товары или услуги заказчикам.

Предпринимательство (предпринимательская деятельность) – самостоятельная деятельность, нацеленная на получение прибыли от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, пользования имуществом и т.п.


Задача 1.

Егор и Лена нумизматы. Они не только собирают монеты, но и обменивают их на более редкие. Егору удалось обменять 12 монет, а Лене – 9. Кто обменял монет больше и на сколько?

Задача 2.

Костя помогал дедушке на рынке продавать выращенные на даче огурцы. В субботу они продали 15 кг, а в воскресенье – ещё 12 кг. Сколько килограмм огурцов продали дедушка с внуком за два дня?


Задача 3.

Таня помогает бабушке вязать носки для продажи. Бабушка за один месяц вяжет 12 пар носков, а Таня 2 пары. На сколько бабушка вяжет больше Тани пар носков за месяц?


Задача 4.


Света и Наташа делают красивые украшения и выставляют на продажу в интернете. За неделю они продают 2 браслета по 30 руб. и одну брошь за 50 рублей. Сколько девочки зарабатывают денег за неделю?



Вывод: благодаря изучению курса «Финансовая грамотность» идёт развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. 


Спасибо за внимание!







Литература

Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности». В 3 т. Т. 1 для 1–4 классов / Составители: Н.П. Моторо, Н.В. Новожилова, М.М. Шалашова. – Москва, 2019. – 58 с.


Сборник математических задач по финансовой грамотности предназначен для учителей и обучающихся 1–4 классов. Математические задачи составлены по принципу от простого к сложному, предполагают решение математическими методами и соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (1–4 классы) по освоению учебного предмета «Математика». Задачи не привязаны к конкретной линейке учебников и могут быть использованы как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.