Статья «Система практикориентированных задач для формирования финансово-экономической грамотности учащихся»
На сегодняшний день Россия все еще относится к числу финансово безграмотных стан. Этому послужили и малый исторический опыт рыночных отношений и регулярные экономические кризисы. Однако в современных реалиях экономическая стабильность и благополучие государства тесно связаны с финансовой грамотностью населения. Причем качество этой грамотности сильно зависит от возраста, с которого она начинает формироваться. Наиболее эффективным является период обучения в образовательных организациях, когда обучающиеся все более вовлекаются во взрослую жизнь.
Формирование элементов финансовой грамотности, начиная с периода обучения в образовательных организациях, позволяет создать необходимый багаж знаний, и послужить основой для разумной и взвешенной финансовой и профессиональной деятельности.
На сегодняшний момент существует большое разнообразие материалов, посвященных финансовой грамотности. Однако все они органично скомпонованы и имеют законченный вид и структуру. И это может послужить препятствием для внедрения этих курсов в образовательный процесс. Во первых обучающиеся воспримут этот курс как отдельный предмет на сегодняшний момент им ненужный. Во вторых несоответствие курсов ФГОС, в результате которого они могут быть включены только как дополнительное образование.
Это препятствие можно обойти, интегрируя элементы курса в изучаемые обучающимися предметы. Это позволит уже на этапе обучения сформировать необходимые в дальнейшей жизни финансовые компетенции. При этом за счет интеграции вместо препятствия мы получаем дополнительную мотивацию к изучению предмета, поскольку изучаемые дисциплины, в частности математика, весьма абстрактны, и включение элементов финансовой грамотности способствует повышению наглядности изучаемого предмета.
Интеграция курсов предполагает внедрение в содержание курса математики системы практикоориентированных задач, направленных на изучение и освоение понятий, составляющих финансовую грамотность человека.
Для достижения более высоких результатов систему задач предполагается ранжировать по уровням, каждый из которых займет свое место в системе обучения и позволит достичь определенных целей:
Задачи первого уровня необходимы для проработки понятийного аппарата, и позволяют добиться усвоения и осознания учащимися этих понятий. Для этого необходимо разработать базовые задачи на восприятие, усвоение и элементарное применение этих понятий.
Пример: По акции скидка на ноутбук составляет 20%. Раньше ноутбук стоил 65500р. Определите его новую стоимость.
Задачи второго уровня – это более сложные задачи. Они направлены на применение математического аппарата для понимания цели и смысла социально-экономической деятельности.
Пример: Новый автомобиль был куплен в 2019 году за 1 520 000 рублей. При нормальных условиях эксплуатации через год его стоимость уменьшается на 15%, а далее уменьшается на 10% ежегодно. В каком году стоимость автомобиля станет меньше 950 000 рублей?
Задачи третьего уровня – это задания на выбор наилучшего решения из предложенных условий. Они наиболее эффективны для работы в группах. Когда после обсуждения и решения задачи группа дает развернутый аргументированный ответ по решению задачи.
Пример: Алексей хочет взять в аренду на 7 дней небольшой внедорожник для поездки в горы и выбирает из двух вариантов:
Характеристики | Внедорожник А | Внедорожник В |
Стоимость аренды | 4000 руб. в сутки | 5100 руб. в сутки |
Расход бензина на 100 км пути | 10 литров | 9 литров |
Используемый бензин и его стоимость | АИ-95 по цене 40 руб. за литр | АИ-95 по цене 40 рублей за литр. |
За время аренды Алексей планирует проехать 3 500 км и хочет выбрать автомобиль с минимальной полной стоимостью аренды. Автомобиль какой марки ему следует арендовать в таком случае?
Задачи четвертого уровня предполагают сравнительный анализ ситуаций, требующий развернутого и обстоятельного ответа, иллюстрируемого с помощью презентации. В виду большого объема необходимых данных, разнообразия применяемых действий и требований к оформлению результатов эти задачи целесообразно предлагать для выполнения в форме домашнего задания.
Пример: Домашняя хозяйка решила открыть прачечную и рассчитывает получить годовую выручку от этого заведения, равную 1200 тыс. руб.
Для того ей необходимо:
арендовать помещение и платить годовую арендную плату в размере 400 тыс. руб.;
нанять двух помощников с оплатой 300 тыс. руб. в год, труд которых будет оплачиваться из выручки;
купить оборудование стоимостью 600 тыс. руб.;
оплатить прочие расходы (инвентарь, стиральный порошок, ополаскиватели и т.д.), которые составляют 150 тыс. руб. в год.
Для покупки оборудования, срок службы которого составляет 10 лет, она решила использовать семейные сбережения. Банковский процент по депозитам равен 25%, а по кредитам – 30% годовых.
Определите:
а) величину годовых бухгалтерских и экономических издержек;
б) величину годовой бухгалтерской и экономической прибыли.
Задачи пятого уровня по своей структуре нацелены на организацию групповой работы студентов, направленную не на получение конкретного ответа, а на анализ и выработку разумных и обоснованных действий. Для этого как нельзя лучше подходит технология "case-study". Предпочтение стоит отдать кейсам основанным на реальных ситуациях. Это обеспечит необходимый уровень наглядности.
Задачи шестого уровня это задачи на комплексное применение полученных знаний и умений. Также целесообразно их использовать в качестве формы итоговой отчетности. На этапе контроля и оценки результатов обучения, наиболее эффективным представляется метод учебный проект. Он может заключаться в составлении бизнес-плана по какой-либо теме.
Стоит сказать, что данная модель интеграции не ограничивается одной лишь математикой и открывает большие возможности для развития и проработки междисциплинарных связей. Задачи первого, второго и третьего уровня отлично реализуемы в курсе математики, они органично вписываются в структуру преподаваемой дисциплины и не противоречат ФГОС. Также стоит сказать что данные задачи практически полностью совпадают с аналогичными задачами из материалов ЕГЭ. Ввиду прогнозируемых изменений в структуре СПО по части введения аналога ЕГЭ, эти задачи полностью согласуются с идеей интеграции учебных дисциплин. Задачи четвертого уровня и последующих находят свое применение не столько в общеобразовательных дисциплинах сколько в профессиональных модулях. Применение этих задач на таких дисциплинах как экономика, планирование карьеры выпускника и открытие собственного дела, например в форме бинарного урока открывает широкие возможности для междисциплинарной интеграции.
В целом процесс формирования финансовой грамотности обучающегося не ограничивается одной лишь математикой. Это синергетический процесс, в который вовлечено множество элементов. Математике в этом процессе принадлежит систематизирующая и обобщающая роль.
Целенаправленный процесс формирования грамотного финансового поведения граждан нашей страны невозможен без концептуального обоснования и научного педагогического сопровождения интеграционных преобразований в содержании учебных курсов и дисциплин. Только при этом условии мы получим возможность развить в человеке все необходимые компетенции и заложить основу стабильности и процветания нашей страны