12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Юля19
1

ПРИМЕНЕНИЕ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ТАБЛИЦЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ СТРУКТУРИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ

Ткаченко Юлия Николаевна

Учитель начальных классов

Естественно-научный лицей


ПРИМЕНЕНИЕ НА УРОКАХ ПО  ПРЕДМЕТУ

«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ТАБЛИЦЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ СТРУКТУРИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ


В федеральном государственном стандарте второго поколения говорится, что учащиеся начальных классов должны уметь отбирать информацию по конкретной теме, в соответствии с темами и задачами; грамотно структурировать и классифицировать отобранный материал; уметь представлять и оформлять информацию.

Также в ФГОС НОО выделяется умение работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами. Таблицы являются самым понятным способом структурирования информации.

Поэтому задача обучения учащихся применению современных средств и методов структурирования информации является одной из насущных задач образования, решение которой будет способствовать формированию интеллектуальной основы ключевых компетенций современного человека.

В ФГОС НОО [44] и ООП НОО среди обширного комплекса компетенций, которыми должен обладать обучающийся начальной школы, особое место занимает такая информационная компетенция, как умение структурировать информацию, способствующая повышению эффективности процесса обучения.

Рассматривая понятие С.П. Орешковой, структурирование представляет собой деятельность по выявлению компонентов системы теоретических знаний, их взаимосвязей и соподчинённости, позволяющих выделить оптимальное содержание учебного материала

Н.А. Саприкина в умение структурировать теоретический материал включает учебные умения, реализуемые в учебной деятельности (см. в табл.1):

Таблица 1

Учебные умения, входящие в состав умения структурировать информацию

Мыслительные операции, входящие в состав умения структурировать информацию

Учебные умения, входящие в состав умения структурировать информацию

Центрирование

Умение вывести более частные и конкретные знания из общих, абстрактных.

Умение анализировать (способность к анализу).

Умение обнаруживать в теоретическом материале генетически исходное существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний.

Группировка

Умение воспроизводить связи между отдельными элементами теоретического материала в особых предметных, графических или буквенных моделях, позволяющих изучать её свойства «в чистом виде».

Умение конкретизировать генетически исходную, всеобщую связь изучаемого объекта в системе частных знаний о нём, удерживаемых вместе с тем в таком единстве, которое обеспечивает мыслительные переходы от частного к всеобщему и обратно.

Реорганизация

Умение переходить от выполнения действий в умственном плане к их выполнению во внешнем плане и обратно.


Стоит отметить, что формирование каждого из этих умений в учебной деятельности влияет на формирование обобщённого умения структурировать теоретический материал.

Одной из целей структурирования информации выступает упрощение понимания основных элементов, из которых состоит информационный массив, а также логики взаимосвязанности этих элементов. Работа с информацией по её структурированию помогает её осмыслить и облегчает запоминание

На уроках по предмету «Окружающий мир» ведётся работа с таблицами по временам года (желательно, чтобы на них была представлена одна и та же местность), предполагает сравнение и сопоставление изменений природных объектов. Таблицы по природным зонам или природным сообществам могут сопровождать рассказ учителя. Таблицы с изображением животных помогут учащимся выявить приспособительные особенности. Таблицы «Ориентирование на местности» призваны закрепить и проверить первоначальные навыки учащихся ориентирования на местности разными способами и т.п.

Список использованной литературы

Сапрыкина, Н.А. Формирование у младших школьников умения структурировать информацию на уроках информатики и ИКТ // Наука и школа 2013 №6. С. 40-43. - ISSN 1819-463X. – Текст: непосредственный

Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya-2

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]: текст с изм. и доп. на 2011 г / М-во образования и науки РФ. - Москва: Просвещение, 2015. - 51с. — ISBN 978-5-534-11117-0. — Текст: непосредственный

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-фз. (с изменениями на 11 января 2015 г.) URL: http://zakonbase.ru/content/base/282380 (дата обращения: 30.03.2020). -Текст: электронный

Формирование ключевых компетентностей в начальной школе: УИПКПРО, 2008. — ISBN 978-5-534-12048-6. — Текст: непосредственный



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.