Технологическая карта урока по предмету «Окружающий природный мир»
Технологическая карта урока по предмету «Окружающий природный мир»
Учитель: Новикова Татьяна Андреевна
ГОКУ СКШ № 4 г. Иркутска
Дата проведения: 30.01.23г
Тема урока: Воздух и его свойства
Тип урока: Открытие нового знания
Форма урока: урок-исследование
Методы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, репродуктивный.
Методические приемы: беседа, рассказ, работа с карточками, использование информационных технологий.
Используемые технологи:
- здоровьесберегающие
- информационно – коммуникативные
- социоигровые
Цель: ознакомление и выявление некоторых свойств воздуха в ходе опытов и наблюдений, его влияние на здоровье человека и его охраны.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения
- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека
Развивающие:
- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности
- развивать умение делать выводы
Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающей жизни.
- воспитывать любовь к природе, желание охранять и защищать её от вредного воздействия.
Оборудование: пакет, листы бумаги, апельсин, кофе, духи, веер, зубочистка, киндеры, чеснок, зубная паста, огурец, колпачки от фломастеров, прозрачный стакан, шарики, кусок резины, резиновая игрушка, стаканчики, таз с водой.
Этапы деятельности на уроке | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Самоопределение к деятельности | Психологическая установка на урок | (Слайд 1- тит. лист презентации: ОО, учитель, год). - Ребята, прошу вас обернуться назад и улыбнуться нашим гостям. – Готовы работать? Почему я сказала – работать, ведь вы ученики? - Сегодня необычный урок. На полчаса наш кабинет превратится в лабораторию, а все вы-в юных ученых. - Для этого у вас на стульях висят халаты-оденьте их. Вот еще шапочка и бахилы. (Слайд 2 фото лаборатории) лабораторию, а все вы – в юных учёных. Мы будем ставить опыты, некоторые из которых будут похожи на фокусы. Любите фокусы? Фокусы всегда загадочны. Тогда загадка: | Слушают учителя, настраиваются на предстоящую работу. Предполагаемые ответы детей. |
Этап актуализации знаний | Определение темы урока | - Для начала ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку: Для дыхания он нужен, С ветром, вьюгой очень дружен. Окружает нас с тобой, Не поймать его рукой! -Что это? - Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые и будем проводить опыты. (Слайд 3) девиз урока: Опыт мы сейчас начнем-воздух мы везде найдём! -Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха. (Слайд 4 изображение планеты Земля). Это удивительная оболочка называется-атмосфера. Если бы ее не было, все живое погибло бы от палящих лучей Солнца днем, а ночью погибло бы от космического холода. Без воздуха наша планета Земля была бы мертвой пустыней. - Послушайте стихотворение: Он – прозрачный невидимка, Лёгкий и бесцветный газ. Невесомою косынкой он окутывает нас. Он в лесу густой, душистый, Как целительный настой. Пахнет свежестью смолистой, Пахнет дубом и сосной. Летом он бывает тёплым, Веет холодом зимой. Когда иней лёг на стёкла Пышной белой бахромой. Мы его не замечаем, Мы о нём не говорим. Просто мы его вдыхаем – Он ведь нам необходим. - Ребята, вы, конечно, догадались, что речь идет о воздухе, которым мы дышим. Воздух нужен не только людям, птицам, зверям, но и растениям. | Ответы детей: воздух Дети смотрят презентацию. Предполагаемые ответы детей. Прослушивание стихотворения. |
Открытие нового знания | Включение учащихся в учебную деятельность | - А кто из вас, ребята, видел воздух? -Я тоже его не вижу в нашей лаборатории, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас вместе с вами в этом убедимся. Опыт № 1 или Как найти воздух? (Слайд 5) - Воздух легко обнаружить, если создать его движение. Помашите веером перед своим лицом. Что вы почувствовали? - Воздух не видим, но его можно почувствовать кожей как легкий ветерок. (На доску вывешиваю картинку воздух не видим). - Раз мы его не видим, значит, какой воздух? - Нарисуйте в своих листках наблюдения-глаз и зачеркните его. (Слайд 6) Опыт № 2 или как поймать воздух? - Возьмите пакетик, который лежит у вас на парте. Что в нём? - Он полон воздуха, упругий и похож на подушку. -Воздухом можно надувать (заполнять) различные мягкие предметы. Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму. - Внимание, внутри каких предметов есть воздух? (Слайд № 7) (картинка мешочка с воздухом) - Рисуем с вами полный мешочек в листах - Теперь проткнём пакет зубочисткой и приложим к щеке. Что мы чувствуем? - Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку. (Слайд 8) Дидактическая игра «Узнай по запаху»: - Чем может пахнуть воздух? - Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили. - Свежестью после дождя, едой, которая готовиться на кухне, дымом, если горит костер, духами и т.д. - Закройте глаза, зажмите нос. Я пронесу мимо вас предмет, а вы попробуйте узнать его по запаху. Удалось? - Молодцы, вас не проведешь. - Откройте нос. Закройте глаза и попробуйте по запаху определить, что это было. В киндерах вещества с разными запахами. - Запах распространяется по воздуху, поэтому мы его чувствуем, когда вдыхаем воздух. | Ответы детей: никто. - Прохладу. - Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый. - есть, конечно. - В пакете ничего нет, он пустой. - Пакет стал толстый. мяч, автомобильные шины, надувной матрас, спасательный круг -ветерок -потому что весь воздух вышел Ответы детей: -ничем -Нет, так как нос был закрыт - У меня чеснок, у меня лимон, у меня пахнет духами и т. д. - Если воздух чистый, то он не имеет запаха. |
Физминутка | Психологическая разгрузка | Слайд 9 «Капитан краб-разминка» | Провести физминутку, для предотвращения переутомления |
Этап первичного закрепления | Расширение и углубление нового знания. | (Слайд 10) Опыт № 3 или слышим ли мы воздух? - Ребята как вы думаете, можно ли слышать воздух? Да! - Мы можем слышать воздух, если подуть в баночку или бутылочку или сдуть шарик. - Возьмите по колпачку от фломастера и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух. - А сейчас Владик надуй воздушный шарик, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? - Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Вывод: воздух можно услышать разными способами. (Слайд 11) Опыт № 4 или Имеет ли воздух вес? - На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины. - Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим вводу резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки? - Еще один опыт я покажу вам по видео. (Включить видео про опыт с 2 шариками). https://yandex.ru/video/preview/17235974573830711279 (Слайд 12) Опыт № 5: Воздух в человеке или дыхательная гимнастика. - Положите ладонь на грудь и почувствуйте, как происходит дыхание. - Вдох – вдыхаем хороший воздух -Выдох – выдыхаем плохой воздух - Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду. -Закройте ладонью рот и нос, чтобы не дышать. Что почувствовали, что испытали? -Человек может прожить без пищи-30дней, без воды-14 дней, без воздуха-несколько минут. - Ребята когда можно увидеть воздух, который мы выдыхаем? Мы вдохнули глубоко Дышим мы легко-легко (медленный вдох-выдох на 4 сек) Подыши одной ноздрей И к тебе придет покой. (Слайд 13) Опыт № 6 или занимает ли воздух место. - Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в таз с водой. Стакан надо держать прямо. Продолжайте погружать стакан в воду, пока он не коснется дна. Затем достаньте стакан из воды и снова проверьте полоску бумаги. - Она намокла или нет? - Почему бумага осталась сухой? - Что появляется в воде? - Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода. - Проверьте полоску бумаги снова. Какая она теперь? - Вода вытеснила воздух, заняла всё пространство в стакане и намочила полоску бумаги. | Выполнение инструкций учителя. Не хватает воздуха, хочется дышать - Зимой, изо рта выходит пар. Выполнение дыхательной гимнастики с движениями Ответы детей - Писк, шипение. - Нам помогли баночки, бутылочки и шарик. - воздух имеет вес, но он легче, чем вода. - бумага сухая - Нет, бумага сухая Дети, в стакане есть воздух, он не пропускает туда воду. - Видны пузырьки воздуха -Мокрая. |
Итог урока | Этап подведения итогов | (Слайд 14) Дидактическая игра «Условные знаки» - Если вы со мной согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны, то красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны. ●Человек может жить без воздуха. | Выполнение движений в соответствии с верным или не верным утверждением. 1. Красный круг (да) 2.Красный круг (да) 3. Красный круг (да) 4. Зеленый круг (нет) 5. Красный круг (да) 6. Красный круг (да) 7. Красный круг (да) |
Рефлексия | | Раздаю детям воздушные шары. Предлагаю дома рассказать о своих исследованиях. -Если вам было интересно, и вы узнали что- то новое нарисуйте на шарике улыбку, если скучно, и не интересно _____. (Слайд 15) Спасибо за урок. | Дают оценку на уроке, аргументируют ответ. |
Спицына Любовь Ивановна
Татьяна