Технологическая карта урока по учебному предмету «Окружающий мир» (2 класс)

0
0
Материал опубликован 29 December 2017

Николаева Е.В.,

учитель начальных классов МАОУ «СОШ №3»,

 г. Краснокаменск Забайкальский край

 

Технологическая карта урока по учебному предмету «Окружающий мир» во 2-ом классе на тему «Насекомые»

Тип урока:

 Открытие нового знания

Авторы УМК:

  О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов «Окружающий мир». Учебник. 2 кл

О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов «Окружающий мир». Хрестоматия. 2 кл

Цели урока:

 Углубление и расширение знаний о представителях класса «насекомые», формирование ценностного отношения к природе

 

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

 Личностные:

-Формировать личностную позицию каждого учащегося, умение работать в группе, навык конструктивного общения, положительные качества личности.

-Формировать ценностное отношение к природе

-Способствовать воспитанию положительного эмоционального отношения к процессу познания, чувства взаимопомощи и товарищества

Регулятивные:

-Определять цель деятельности на уроке

-Учиться планировать учебную деятельность на уроке

-Высказывать свою версию

-Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства

-Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем

Познавательные:

-Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи

-Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи

-Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях

-Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)

-Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы

Коммуникативные:

-Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

-Слушать и понимать речь других

-Вступать в беседу на уроке

Оборудование:

 Компьютер, мультимедийный проектор, экран, доска намагниченная, карточка «План работы», карточки для «Кластера», листы-задания группам, чистые листочки для самостоятельной работы

Образовательные ресурсы:

 «Окружающий мир». Учебник. 2 кл., «Окружающий мир». Хрестоматия. 2 кл., энциклопедия «Биология», мультимедийная презентация, аудиозапись «В мире животных», Красная книга Забайкальского края


 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

(Л. –личностные, Р. –регулятивные, К. – коммуникативные, П. – познавательные)

1.Самоопределение к деятельности

Цель: создать условия для возникновения у ученика потребности включения в учебный процесс

Слайд 1. Учитель читает стихотворение (под музыку)

Какие чудные картины

Мир открывает нам порой!

В травинках – лучик золотой,

Серебряная паутинка.

А сколько дивной красоты

В хрустальной капельке росы,

В дождинке, по стеклу скользящей,

И в лёгкой дымке над рекой…

Мир – удивительный такой!

К нему присматривайся чаще!

Слайд 2. Сегодня на уроке окружающего мира мы с нашими друзьями Мишей и Машей Ивановыми продолжим изучать таинственный и удивительный мир природы. А эпиграфом урока будут слова:

Наблюдай и восхищайся, изучай и береги!

Настраиваются на урок.

Л.-

-самоопределение

2.Актуализация знаний

Цель: актуализировать ранее изученные сведения по теме «Животные»

Давайте вспомним

-какую тему мы изучаем ? ( Животные)

-назовите группы животных и их отличительные признаки

Проводит игру «Верите ли вы?» (приём ТРКМ – Технология развития критического мышления). Раздаёт карточки.

Лягушка – это рыба.

Все животные делятся только на четыре группы.

Тело черепахи покрыто панцирем

У земноводных гладкая и влажная кожа

Пресмыкающиеся умеют летать

Летучая мышь – это птица

Зелёные растения умеют «готовить» пищу из воздуха, света и воды

Некоторые птицы не умеют летать

Проверка. Обменяйтесь листочками. Назовите правильные ответы. Правильные ответы соседа обведите в кружок. Снова обменяйтесь листочками. Посчитайте количество кружочков (правильных ответов).

Оцените себя

8 - «5», 6-7 – «4», 4-5 – «3»

Вывод. Хорошо ли вы усвоили прошлую тему?

Ответы детей.

Дети работают на индивидуальных карточках


 


 


 


 


 

Называют правильные ответы.

Работают в парах. Взаимопроверка

Оценивают себя

П.-

-установление причинно-следственных связей


 


 


 


 


 


 


 

К. – работа в парах


 

Л. - самооценка

3.Целеполагание

Цель: сформулировать и согласовать тему и цель урока

-Сегодня мы продолжим изучать наших соседей по планете - животных и будем с вами не просто учениками, а будем учёными-энтомологами. Как вы думаете, каких животных изучают энтомологи? Ваши предположения?

Загадка.

Червяком она была,

Только ела да спала.

Потеряла аппетит,

Смотришь – по небу летит (бабочка)

Как догадались? К каким животным относятся бабочки? Так кого же изучают энтомологи?

- Что же такое энтомология? Где можно узнать точное значение слова? Работа со словарём. На Слайде 3 определение слова «энтомология»

- Сформулируйте тему урока. Слайд 4

- Ребята, подумайте, какова цель нашего урока.

- Назовите насекомых на картинках Слайд 5

-А что мы уже знаем о насекомых? Групповая работа. Каждая группа записывает на листочек то, что они уже знают о насекомых.

Приём ТРКМ «Кластер» (на доску прикрепляет карточки)

Карточки:

1. Насекомые

2. 6 ног

3. Голова, грудь, брюшко

4. Пара усиков

Если бы всех животных суши собрать вместе…Слайд 6

то большую часть заняли бы насекомые. Их в мире более миллиона видов. Что интересно, каждый год ученые находят новые виды насекомых.

- Какой вопрос возникает в связи с этими данными? Слайд 7 (Почему насекомых на Земле так много?)

Чтобы достичь цели урока и ответить на проблемный вопрос, необходимо составить план изучения насекомых. Задайте вопросы по теме.

Посмотрите, какой план составили Маша и Миша.

1.Строение .

2.Среда обитания.

3.Питание.

4.Размножение

Согласны ли вы с ним? Принимаем данный план работы?

Высказывают предположения

Работают со словарём

Формулируют тему и цель урока

Работают в группах

Формулируют вопрос

Задают вопросы по теме


 

Принимают план работы

П.-

-поиск информации

Р-.

-принятие и удержание цели

- постановка учебных задач

-планирование

К.-

--осознанное построение речевого высказывания

-работа в группах

4. Открытие нового знания

Цель: организовать уточнение и согласование темы урока, организовать открытие новых знаний

Организует работу в группах. Задания группам.

1группа - Строение насекомых.

Изучите в группе внешний вид насекомых. Уч. с.9, Хр. с.69-70

2группа - Среда обитания

Рассмотрите рисунок в учебнике с. 9-11

-Где могут жить насекомые?

3группаПитание

Уч. с. 10-11, Хр. с.71

4группа - Значение

Уч. с.11, Хр. с.72

Физминутка

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре - полетела.

У реки остановилась,

Над водою закружилась

Проверка

1группа. Назовите строение насекомых, есть ли дополнения у других энтомологов. Что узнали нового? Слайды 8,9

Добавляем карточку в кластер: 2,4,5,10 глаз. А кто слушает ногами?

2группа. Где могут жить насекомые?

Насекомые очень хорошо могут приспосабливаться к любой среде. Они живут в мире повсюду, за исключением морских глубин –в почве, воде и воздухе. Медведка в почве – у неё роющие конечности. Жук-плавунец в воде – тело имеет обтекаемую форму. Его ноги превратились в «вёсла». Водомерка – жировая капелька на кончиках ног.

А знаете ли вы, что жилища насекомых – это тоже их среда обитания?

Как называются жилища насекомых? У муравья – муравейник, у пчёл – ульи, у ос – гнёзда. А знаете ли вы, из чего осы строят гнёзда? Посмотрите, как они выглядят. Слайд 10

А это жилища домашних пчёл. Слайд 11 Для чего люди разводят пчёл? Добавляем карточку в кластер: живут в почве, воде, воздухе.

3группа. Что вы узнали о питании насекомых? Добавляем карточку в кластер: Растительноядные, хищники, всеядные.

4группа. Расскажите о значении насекомых. Добавляем карточку в кластер: Защита леса, служат пищей.

67 видов насекомых занесено в Красную книгу Забайкальского края и нуждается в охране. Что мы можем сделать для своих соседей – насекомых?

Чтение стихотворения (подготовленными учащимися)

Если вам по душе красота земная

Берегите её, устали не зная.

Ни к чему обижать бабочку на ветке

Веселее в лесу от её расцветки.

Не пугайте жуков с длинными усами

И поверьте, что жуки вас не тронут сами.

И пчела просто так тоже не пристанет

Ведь ни жалить, ни кусать зря никто не станет.

Бабочка, кузнечик, муравей и птица

Не всегда от нас могут защититься.

Если будут нами уничтожены они,

На планете с вами мы останемся одни.

 

Вывод. Обратимся к кластеру. Что нового о насекомых вы сегодня узнали?

Работа в группах

(самостоятельно)


 


 


 


 


 


 


 


 

Изображают насекомых.


 


 


 


 

Выступают представители от каждой группы


 


 


 


 

Отвечают на вопросы

Обобщают, делают выводы


 


 


 


 

Ответы детей:

Не рвать цветы, не топтать их, не ловить, рассказывать всем ребятам о пользе насекомых


 


 


 


 


 


 

П.-

-извлечение необходимой информации

-анализ

-сравнение

-обобщение

К.-

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Р.-

-планирование

-самоконтроль

К.-

-работа в группах

Л.-

-осознание ответственности за общее дело

П.-

-построение логической цепи рассуждений

5. Применение нового знания

Цель:

Способствовать применению новых знаний на практике

 

Игра «Ай, ай, ай». Учитель произносит фразу. Если дети согласны – хлопают в ладоши, если нет – качают головой и произносят: «Ай, ай, ай».

К насекомым относится паук -

Все насекомые умеют летать-

Жук-плавунец живёт в воде +

Божья коровка – хищное насекомое +

У насекомых пара усиков +

Муравьи – вредители леса –

У кузнечика ухо на носу -

В Забайкальском крае насекомых нет –

Организует работу в тетради на печатной основе –

с.4 №6 –проверка на доске с обратной стороны

с.5 №7 – работа в парах – проверка на экране

Слайды 12, 13, 14

Участвуют в игре

Работают в тетрадях

П.

-применение новых знаний

5. Итог урока Цель:

способствовать формированию рефлексии

Наш урок подходит к концу. Вспомним, какова была тема урока? Выполнили ли мы план урока? Давайте составим синквейн по теме «Насекомые».

Пример синквейна:

 

Насекомые

Маленькие, шестиногие

Питаются, ползают, летают

Насекомые – удивительные существа

Помощники

-Можем ли мы теперь ответить на проблемный вопрос, который возник у нас в начале урока?

Как вы считаете, урок был полезным для вас? Чем?

Кто доволен своей работой на уроке? Я тоже довольна вашей работой. Поблагодарим друг друга аплодисментами.

Домой я предлагаю вам задание по выбору Слайд 15:

1)Учебник с.9-11, ответить на вопросы

2) Приготовить мини-доклад о насекомом нашего края

3) Тетрадь с.4 №5, с.5 №8

Оценки за урок

Закончить урок я бы хотела вновь обращением к вам, ребята:

Наблюдайте и восхищайтесь природой, изучайте и берегите ее!

Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте же навек мы все объединимся.

Давайте наши души сохраним.

Тогда мы на Земле и сами сохранимся!

Урок окончен. Всем спасибо за работу!

Да. Изучили все пункты плана.

Насекомых много, т.к. они

-приспособились к разным средам обитания,

-используют разнообразную пищу

-плодовиты при размножении

-необходимы природе и человеку

Р.-

-взаимооценка, самооценка

Л.-

-адекватное понимание причин успеха/неуспеха в уч. деятельности


презентация "насекомые"
PPT / 3.01 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.