Технологическая карта урока по учебному предмету «Окружающий мир» (2 класс)
Николаева Е.В.,
учитель начальных классов МАОУ «СОШ №3»,
г. Краснокаменск Забайкальский край
Технологическая карта урока по учебному предмету «Окружающий мир» во 2-ом классе на тему «Насекомые»
Тип урока: |
Открытие нового знания |
Авторы УМК: |
О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов «Окружающий мир». Учебник. 2 кл О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов «Окружающий мир». Хрестоматия. 2 кл |
Цели урока: |
Углубление и расширение знаний о представителях класса «насекомые», формирование ценностного отношения к природе
|
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные): |
Личностные: -Формировать личностную позицию каждого учащегося, умение работать в группе, навык конструктивного общения, положительные качества личности. -Формировать ценностное отношение к природе -Способствовать воспитанию положительного эмоционального отношения к процессу познания, чувства взаимопомощи и товарищества Регулятивные: -Определять цель деятельности на уроке -Учиться планировать учебную деятельность на уроке -Высказывать свою версию -Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства -Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем Познавательные: -Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи -Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи -Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях -Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.) -Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы Коммуникативные: -Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи -Слушать и понимать речь других -Вступать в беседу на уроке |
Оборудование: |
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, доска намагниченная, карточка «План работы», карточки для «Кластера», листы-задания группам, чистые листочки для самостоятельной работы |
Образовательные ресурсы: |
«Окружающий мир». Учебник. 2 кл., «Окружающий мир». Хрестоматия. 2 кл., энциклопедия «Биология», мультимедийная презентация, аудиозапись «В мире животных», Красная книга Забайкальского края |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД (Л. –личностные, Р. –регулятивные, К. – коммуникативные, П. – познавательные) |
1.Самоопределение к деятельности Цель: создать условия для возникновения у ученика потребности включения в учебный процесс |
Слайд 1. Учитель читает стихотворение (под музыку) Какие чудные картины Мир открывает нам порой! В травинках – лучик золотой, Серебряная паутинка. А сколько дивной красоты В хрустальной капельке росы, В дождинке, по стеклу скользящей, И в лёгкой дымке над рекой… Мир – удивительный такой! К нему присматривайся чаще! Слайд 2. Сегодня на уроке окружающего мира мы с нашими друзьями Мишей и Машей Ивановыми продолжим изучать таинственный и удивительный мир природы. А эпиграфом урока будут слова: Наблюдай и восхищайся, изучай и береги! |
Настраиваются на урок. |
Л.- -самоопределение |
2.Актуализация знаний Цель: актуализировать ранее изученные сведения по теме «Животные» |
Давайте вспомним -какую тему мы изучаем ? ( Животные) -назовите группы животных и их отличительные признаки Проводит игру «Верите ли вы?» (приём ТРКМ – Технология развития критического мышления). Раздаёт карточки. Лягушка – это рыба. Все животные делятся только на четыре группы. Тело черепахи покрыто панцирем У земноводных гладкая и влажная кожа Пресмыкающиеся умеют летать Летучая мышь – это птица Зелёные растения умеют «готовить» пищу из воздуха, света и воды Некоторые птицы не умеют летать Проверка. Обменяйтесь листочками. Назовите правильные ответы. Правильные ответы соседа обведите в кружок. Снова обменяйтесь листочками. Посчитайте количество кружочков (правильных ответов). Оцените себя 8 - «5», 6-7 – «4», 4-5 – «3» Вывод. Хорошо ли вы усвоили прошлую тему? |
Ответы детей. Дети работают на индивидуальных карточках
Называют правильные ответы. Работают в парах. Взаимопроверка Оценивают себя |
П.- -установление причинно-следственных связей
К. – работа в парах
Л. - самооценка |
3.Целеполагание Цель: сформулировать и согласовать тему и цель урока |
-Сегодня мы продолжим изучать наших соседей по планете - животных и будем с вами не просто учениками, а будем учёными-энтомологами. Как вы думаете, каких животных изучают энтомологи? Ваши предположения? Загадка. Червяком она была, Только ела да спала. Потеряла аппетит, Смотришь – по небу летит (бабочка) Как догадались? К каким животным относятся бабочки? Так кого же изучают энтомологи? - Что же такое энтомология? Где можно узнать точное значение слова? Работа со словарём. На Слайде 3 определение слова «энтомология» - Сформулируйте тему урока. Слайд 4 - Ребята, подумайте, какова цель нашего урока. - Назовите насекомых на картинках Слайд 5 -А что мы уже знаем о насекомых? Групповая работа. Каждая группа записывает на листочек то, что они уже знают о насекомых. Приём ТРКМ «Кластер» (на доску прикрепляет карточки) Карточки: 1. Насекомые 2. 6 ног 3. Голова, грудь, брюшко 4. Пара усиков Если бы всех животных суши собрать вместе…Слайд 6 то большую часть заняли бы насекомые. Их в мире более миллиона видов. Что интересно, каждый год ученые находят новые виды насекомых. - Какой вопрос возникает в связи с этими данными? Слайд 7 (Почему насекомых на Земле так много?) Чтобы достичь цели урока и ответить на проблемный вопрос, необходимо составить план изучения насекомых. Задайте вопросы по теме. Посмотрите, какой план составили Маша и Миша. 1.Строение . 2.Среда обитания. 3.Питание. 4.Размножение Согласны ли вы с ним? Принимаем данный план работы? |
Высказывают предположения Работают со словарём Формулируют тему и цель урока Работают в группах Формулируют вопрос Задают вопросы по теме
Принимают план работы |
П.- -поиск информации Р-. -принятие и удержание цели - постановка учебных задач -планирование К.- --осознанное построение речевого высказывания -работа в группах |
4. Открытие нового знания Цель: организовать уточнение и согласование темы урока, организовать открытие новых знаний |
Организует работу в группах. Задания группам. 1группа - Строение насекомых. Изучите в группе внешний вид насекомых. Уч. с.9, Хр. с.69-70 2группа - Среда обитания Рассмотрите рисунок в учебнике с. 9-11 -Где могут жить насекомые? 3группа – Питание Уч. с. 10-11, Хр. с.71 4группа - Значение Уч. с.11, Хр. с.72 Физминутка Утром стрекоза проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре - полетела. У реки остановилась, Над водою закружилась Проверка 1группа. Назовите строение насекомых, есть ли дополнения у других энтомологов. Что узнали нового? Слайды 8,9 Добавляем карточку в кластер: 2,4,5,10 глаз. А кто слушает ногами? 2группа. Где могут жить насекомые? Насекомые очень хорошо могут приспосабливаться к любой среде. Они живут в мире повсюду, за исключением морских глубин –в почве, воде и воздухе. Медведка в почве – у неё роющие конечности. Жук-плавунец в воде – тело имеет обтекаемую форму. Его ноги превратились в «вёсла». Водомерка – жировая капелька на кончиках ног. А знаете ли вы, что жилища насекомых – это тоже их среда обитания? Как называются жилища насекомых? У муравья – муравейник, у пчёл – ульи, у ос – гнёзда. А знаете ли вы, из чего осы строят гнёзда? Посмотрите, как они выглядят. Слайд 10 А это жилища домашних пчёл. Слайд 11 Для чего люди разводят пчёл? Добавляем карточку в кластер: живут в почве, воде, воздухе. 3группа. Что вы узнали о питании насекомых? Добавляем карточку в кластер: Растительноядные, хищники, всеядные. 4группа. Расскажите о значении насекомых. Добавляем карточку в кластер: Защита леса, служат пищей. 67 видов насекомых занесено в Красную книгу Забайкальского края и нуждается в охране. Что мы можем сделать для своих соседей – насекомых? Чтение стихотворения (подготовленными учащимися) Если вам по душе красота земная Берегите её, устали не зная. Ни к чему обижать бабочку на ветке Веселее в лесу от её расцветки. Не пугайте жуков с длинными усами И поверьте, что жуки вас не тронут сами. И пчела просто так тоже не пристанет Ведь ни жалить, ни кусать зря никто не станет. Бабочка, кузнечик, муравей и птица Не всегда от нас могут защититься. Если будут нами уничтожены они, На планете с вами мы останемся одни.
Вывод. Обратимся к кластеру. Что нового о насекомых вы сегодня узнали? |
Работа в группах (самостоятельно)
Изображают насекомых.
Выступают представители от каждой группы
Отвечают на вопросы Обобщают, делают выводы
Ответы детей: Не рвать цветы, не топтать их, не ловить, рассказывать всем ребятам о пользе насекомых
|
П.- -извлечение необходимой информации -анализ -сравнение -обобщение К.- -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Р.- -планирование -самоконтроль К.- -работа в группах Л.- -осознание ответственности за общее дело П.- -построение логической цепи рассуждений |
5. Применение нового знания Цель: Способствовать применению новых знаний на практике
|
Игра «Ай, ай, ай». Учитель произносит фразу. Если дети согласны – хлопают в ладоши, если нет – качают головой и произносят: «Ай, ай, ай». К насекомым относится паук - Все насекомые умеют летать- Жук-плавунец живёт в воде + Божья коровка – хищное насекомое + У насекомых пара усиков + Муравьи – вредители леса – У кузнечика ухо на носу - В Забайкальском крае насекомых нет – Организует работу в тетради на печатной основе – с.4 №6 –проверка на доске с обратной стороны с.5 №7 – работа в парах – проверка на экране Слайды 12, 13, 14 |
Участвуют в игре Работают в тетрадях |
П. -применение новых знаний |
5. Итог урока Цель: способствовать формированию рефлексии |
Наш урок подходит к концу. Вспомним, какова была тема урока? Выполнили ли мы план урока? Давайте составим синквейн по теме «Насекомые». Пример синквейна:
Насекомые Маленькие, шестиногие Питаются, ползают, летают Насекомые – удивительные существа Помощники -Можем ли мы теперь ответить на проблемный вопрос, который возник у нас в начале урока? Как вы считаете, урок был полезным для вас? Чем? Кто доволен своей работой на уроке? Я тоже довольна вашей работой. Поблагодарим друг друга аплодисментами. Домой я предлагаю вам задание по выбору Слайд 15: 1)Учебник с.9-11, ответить на вопросы 2) Приготовить мини-доклад о насекомом нашего края 3) Тетрадь с.4 №5, с.5 №8 Оценки за урок Закончить урок я бы хотела вновь обращением к вам, ребята: Наблюдайте и восхищайтесь природой, изучайте и берегите ее! Коль суждено дышать нам воздухом одним, Давайте же навек мы все объединимся. Давайте наши души сохраним. Тогда мы на Земле и сами сохранимся! Урок окончен. Всем спасибо за работу! |
Да. Изучили все пункты плана. Насекомых много, т.к. они -приспособились к разным средам обитания, -используют разнообразную пищу -плодовиты при размножении -необходимы природе и человеку |
Р.- -взаимооценка, самооценка Л.- -адекватное понимание причин успеха/неуспеха в уч. деятельности |