Конспект урока по предмету «Окружающий мир» в 1 классе
Конспект урока по предмету «Окружающий мир» в 1 классе. ОС «Школа 2100»
ФИО: Кузяева Людмила Михайловна
Место работы: МБОУ гимназия №1 имени Героя Советского Союза В.Н.Тимонова Карасукского района Новосибирской области
Должность: учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Тема: «Весна: пробуждение природы».
Цель: формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с пробуждением природы.
Задачи:
Образовательные задачи:
- познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе;
- сформировать целостный образ весны средствами предметов окружающий мир, литературное чтение, музыка;
- научить наблюдать признаки весны на всем ее протяжении;
- определять последовательность событий в природе и их связи.
Развивающие задачи:
- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;
- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
- развивать чувство прекрасного, чувство радости от наблюдения за жизнью растений и животных.
Воспитательные задачи:
- воспитывать эстетический вкус детей;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
- формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.
Результаты:
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
- формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила; - умение определять свое отношение к миру; - формируем любовь к природе и ее взаимосвязи с человеком, бережное отношение к живым организмам; - проявление любознательности к изучаемому материалу. |
Регулятивные УУД: - формируем умение определять цель деятельности на уроке; - формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; - формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД: - формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц; - формируем умение представлять информацию в виде схемы; - формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; - формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; - формируем умение устанавливать аналогии; - формируем умение обобщать и классифицировать по признакам. Коммуникативные УУД: - формируем умение слушать и понимать других; - формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; - формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения. |
- различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделяя их основные существенные признаки; - сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; - обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; - знать основные признаки каждого времени года. |
Технология: технология проблемно-диалогического обучения, деятельностный подход
Тип урока: «открытие» новых знаний
Учебно-методическое обеспечение:
Учебник: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир 1 класс. (Я и мир вокруг) часть 2;
рабочая тетрадь к учебнику.
Этапы урока |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результат |
Организационный момент |
Формирование самооценки готовности к уроку |
Долгожданный дан звонок – Начинается урок. А сейчас проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке: Книжка, ручка и тетрадка. Приложение, слайд 2 |
Оценивают свою готовность, настрой на работу. |
Самооценка готовности к уроку. Учебно-познавательный интерес к данному уроку. |
Психологический настрой |
Создание положительного эмоционального фона |
Сегодня такой чудесный день, вы пришли в школу с хорошим настроением, улыбнитесь друг другу и подарите тепло ваших рук соседу по парте, для этого прикоснитесь ладошками с ним. |
Улыбаются и прикасаются ладошками друг с другом. |
Включение детей в активную познавательную деятельность, создание ситуации успеха и доверия. |
Актуализация знаний (подводящий диалог) |
Актуализация и закрепление знаний детей о различиях живой и неживой природы |
На уроках окружающего мира мы открываем перед собой всё разнообразие природы. Давайте повторим некоторые понятия, которые понадобятся сегодня на уроке. Что такое природа? Вспомните, какая бывает природа? Что относится к живой природе? А что относится к неживой природе? Напомните мне, пожалуйста, чем отличается живая природа от неживой. А чтобы убедиться, что вы надёжно это запомнили, поиграем в игру «Природа - не природа». Если слышите названия предмета живой природы - руки поднимаете вверх, неживой природы - руки опускаете на голову, а название предметов, сделанных руками человека – хлопаете в ладоши. Дерево, дом, гусеница, камни, ромашка, песок, бабочка, грибы, воздух, ложка, птицы, вода, обувь, человек. Приложение, слайд 3 |
Все, что нас окружает и существует независимо от человека. Живая и неживая Растения, животные, человек. Вода, воздух, почва. Дышит, питается, растет, размножается, умирает. Выполняют задание, согласно инструкции. |
Актуализируются знания, необходимые для понимания новой темы. |
Введение в тему урока и постановка учебной проблемы (мотивирующий прием «яркое пятно») Минутка релаксации и отдыха |
Формирование умений целеполагания, представления о результате деятельности. Снять напряжение, дать учащимся небольшой отдых. |
Мне бы очень хотелось, чтобы вы сами определили тему урока. Внимательно послушайте загадку и скажите, о каком времени года в ней говорится. «Она приходит с ласкою и со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнет, В лесу подснежник расцветет». Приложение, слайд 4 Ребята, а какие весенние месяцы вы знаете, назовите их. Запомните, месяц март получил своё название в честь бога войны Марса, апрель – значит даровитый, а май – в честь богини Майи, ей люди приносили подарки, чтобы она осенью дала богатый урожай. Приложение, слайд 5, 6, 7 - Сформулируйте тему нашего урока. Приложение, слайд 8 - Сегодня на уроке предстоит большая и интересная работа. Мы будем говорить о весне, о пробуждении природы, а чтобы начать работу, определим для себя учебные задачи: 1. Учиться наблюдать и выделять признаки весны. 2. Выясним, какие изменения происходят в неживой природе. 3. Как они влияют на пробуждение живой природы? И что же происходит с природой весной? - В этом нам поможет разобраться Видеозапись «Весенний шум». Приложение, слайд 9 Какие изменения в природе вы увидели и услышали в этой музыке? А нашим помощником и консультантом будет Мудрая сова. Прочитайте вопрос, который нам подготовила Совушка-умная головушка: - Какие изменения происходят в неживой природе и как влияют на пробуждение живой природы? Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос урока? Почему? Приложение, слайд 10 Посмотрите в учебник на стр.38 и на экран. Перед вами картина Александра Кондратьевича Саврасова. Что вы на ней видите? Приложение, слайд 11 Как вы думаете, какое время года изобразил художник? Может кто-то назовет и весенний месяц? - Да, именно в марте прилетают грачи. По народному поверью в день Герасима 17 марта прилетают с зимовки к своим гнездовьям грачи. Их еще называют – вестники весны. Картина эта так и называется «Грачи прилетели». Какие народные приметы, связанные с прилетом грачей вы нашли у себя в учебнике? Стр.41 -Посмотрите, карточку №1, прочтите вслух народные приметы. Игра «Семечко». Положите голову на парту, закройте глаза и представьте, что вы маленькое семечко. Вас поливает тёплый дождик, ласково греет своими лучиками солнышко. Вы начали расти, и появилось маленькое деревце. Оно тянется своими веточками всё выше и выше, шелестит зелёными листочками и радуется солнышку. Посмотрите, сколько деревьев выросло – целый лес! |
Весна Март, апрель, май.
Тема урока: «Весна-пробуждение природы». Бегут ручьи, поют птицы. О весне, о живой и неживой природе, о весенних изменениях в природе. Нет, не можем. Деревянные дома, церковь, темный, грязный снег, на березках еще не распустились листья, проталины, на деревьях грачи, они строят гнезда. Март. Грач на горе – весна на дворе. Грач прилетел – через месяц снег сойдет. Если грачи сели на гнезда – через три недели можно выходить на посев. Если грачи играют – будет хорошая погода, если стаями вьются над гнездами – то сядут, то опять взлетают – погода переменится. Дети последовательно выполняют действия. |
Самоопределение к деятельности: создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); выделяется содержательная область («могу»). Положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. |
Открытие нового Знания Первичное закрепление |
Развитие внимания и связной речи детей. Организация диалога, позволяющего выявить связи между изученными и новыми знаниями, открытие новых граней в уже известном. Работа в парах. (карточки) Планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Самооценка Самостоятельная работа (индивидуальная) |
А теперь посмотрите на стр.39 следующую иллюстрацию и ответьте на вопросы: - Почему в лесу видны проталины? (На склонах холмов, оврагов с южной стороны – проталины) - Почему тает снег? - Что происходит со льдом на реке? - Как называют движение льда по реке? - Почему начинается ледоход? - Что помогает деревьям и кустарникам распускать листочки? Приложение, слайд 12 Сколько разных вариантов ответов! Но наша задача выбрать наиболее характерные признаки весны. -Возьмите карточки №2. Зачеркните те явления природы, которые не относятся к весне. - Назовите по порядку, какие признаки зачеркнули в 1 столбике? А во 2? (Слайд 13) - Давайте попробуем выделить самый главный признак. (День увеличивается и становится теплее) (Слайд 13) Оцените работу в паре: используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый. Почему же с наступлением весны тает снег, начинается ледоход, распускаются листья? - Какой вывод вы можете сделать? - Все события весной наступают в определённом порядке. Возьмите карточки №3 и восстановите истинную последовательность событий в весеннем периоде (расставить цифры возле каждого предложения). - Как вы думаете, какое будет первым? О чем мы уже узнали? |
Высказывания детей.
Вывод: весной становится тепло, поэтому снег тает и река освобождается ото льда. На деревьях и кустарниках распускаются листья. 1.Потепление 2. Таяние снега 3. Ледоход |
Умение использовать научный метод познания – наблюдение. Коммуникативные умения: умение выражать свои мысли, вступать в диалог, слушать и слышать других. Осознание ценности совместной деятельности. Умение использовать научный метод познания – наблюдение. Коммуникативные умения: умение выражать свои мысли, вступать в диалог, слушать и слышать других. Умение сравнивать, делать выводы.
|
Первичное закрепление |
Планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Самостоятельная работа (индивидуальная) |
Мы с вами узнавали, почему наступает весна, как она наступает. А что происходит в живой природе с наступлением весны? Чтобы ответить на этот вопрос мы сейчас поделимся результатами проделанной практической работы. Приложение, слайд 14 Исследовательская работа с веточками. Давайте посмотрим на наш опыт с веточками и попробуем раскрыть секреты волшебницы весны; произошли ли с ветками деревьев какие-нибудь изменения (для проведения данного опыта учащиеся заранее приготовили веточки)? 1-ую веточку мы поставили на окно без воды. Что заметили? 2-ую веточку мы поставили с водой в холодильник. 3-ью веточку мы поставили с водой на подоконник. - Какой можно сделать вывод? Что надо растениям, чтобы они пробудились от зимнего сна? - Возьмите карточки №3 нужно самостоятельно расставить цифры дальше, в правильной последовательности. |
Группа учеников демонстрирует результаты опыта (показ веточек с набухшими почками и листочками) Она засохла. Ничего не произошло. У нее набухли почки. Тепло, свет, вода. 4. Набухание почек 5. Появление листочков. |
Умение сравнивать, делать выводы. Подтверждение своего открытия, положительная мотивация. |
Физминутка |
Восстановление физических и духовных сил |
Звучит аудиозапись П.Чайковского "Подснежник". - Отдохните, глубоко подышите. Какая чудесная, спокойная мелодия. А сейчас встаньте и присядьте все к полу, представив, будто вы подснежники. Лучи солнца посветили на вас, разбудили подснежники и они потянулись, улыбнулись, распустили свои листики, цветочки стали расти, расти, к солнышку потянулись. Какое яркое солнышко, даже смотреть на него невозможно. Прищурьте глазки, а теперь раскройте их, похлопайте солнышку и себе. Приложение, слайд 15 |
Дети присели. Медленно встают, протягивают руки вверх, смотрят на солнышко. |
Повышение активности, внимания, интереса к дальнейшему усвоению знаний. |
Применение нового знания Минутка релаксации и отдыха |
Организация и осуществление совместной учебно-познавательной деятельности Работа в группах. Снять напряжение, дать учащимся небольшой отдых. Самостоятельная работа (индивидуальная) |
Молодцы, какая приятная была музыка! Это потому что пришла весна, стало тепло и радостно. Из-под снега появились первые весенние цветы-подснежники. Ребята, как вы думаете, почему подснежник получил такое название? Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Каждая группа получает разрезные карточки с изображениями первоцветов. Ваша задача найти нужные цветы. 1-2 группа: найдите подснежник 3- группа: найдите мать-и-мачеху 4- группа: найдите медуницу Приложение, слайд 16 Эти растения называют первоцветы или раннецветущие, потому что цветы появляются раньше, чем листья. А что интересного вы прочитали о них? Но не только растения реагируют на появление тепла, есть ещё одна примета весны – прилёт … кого? – Как называются птицы, которые возвращаются к нам весной? – Почему они улетали? – Почему возвращаются с приходом весны? – Какое важное событие происходит в жизни птиц весной? – Посмотрите на птиц. Скажите, какие птицы зимуют вместе с нами, а какие прилетают весной? Приложение, слайд 17 Ребята, к нам в класс пришло письмо. К весне со своей просьбой обратился представитель перелетных птиц – Скворец. Он подал заявку на получение собственного жилья. Чтение письма. Приложение, слайд 18 Давайте предположим: какой дом хочет Скворец? Дайте описание домика скворца. Как будет называться этот домик? Почему? Надо ли проверять, заглядывать в домик, как устроились в нем жильцы? Приложение, слайд 19 В учебнике на стр.45 показано как делается домик для птиц. Зимой мы помогали птицам с кормом (делали кормушки), а весной им нужно помочь с жильем. Вы можете вместе с родителями построить такой домик-скворечник. Давайте проверим, доволен ли Скворец своим домиком? Звучит песня скворца. Приложение, слайд 20 Пришла весна, настроение радостное. Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко» На - на - на - наконец пришла… Приложение, слайд 21 - Развеселились? А теперь в хорошем настроении давайте подведем итог. Возьмите карточки №3 нужно самостоятельно расставить цифры дальше. |
Появился первым из-под снега Работа в группах Сверяют результаты своей работы с предложенным вариантом на доске Сообщения детей. Птиц. Перелетные. Выслушиваются ответы детей. Высказывания детей. весна грачи тепло 6. Первоцветы 7. Прилет птиц |
Успешное применение новых знаний.
|
Итог урока |
Формирование самоконтроля и самооценки собственной деятельности. |
- Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока? Приложение, слайд 22 - Какое основное изменение происходит в природе весной? Проверим по слайду. Приложение, слайд 23 -У кого такая же последовательность? -Кто желает себя оценить по алгоритму? – Что тебе нужно было сделать? –Удалось тебе выполнить работу? – Ты выполнил всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? |
Высказывания детей. Дети поднимают руки. – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
|
Умение проверять и оценивать свою работу, положительное отношение к проделанной работе. |
Рефлексия |
Формирование ценностного отношения к совместной деятельности. Развитие рефлексивных умений |
Приложение, слайд 24 Что у вас получалось сегодня лучше всего? В чем испытали затруднения? Кому сегодня было легко? Кому ПОКА было трудновато? Кто доволен сегодня своей работой? Как бы вы оценили свою работу? Приложение, слайд 25 - Закончить сегодняшний урок мне хочется словами великого писателя, знатока и любителя природы М.Пришвина: «Всё прекрасное на земле - от солнца, и всё хорошее от человека». - Запомните. Они помогут вам быть истинными друзьями и защитниками природы. |
Проговаривание критериев оценки. Самооценка. Дети поднимают карточки с самооценкой. |
Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока. |
Приложение к уроку
Правила работы в группе.
1. Внимательно слушать руководителя группы.
2. Не шуметь, не мешать друг другу.
3. Выполнять все задания.
4. Найти общее решение.
5. Подготовить правильный ответ.
Дидактический материал для работы в группах
Карточка № 3 «Знатоки природы»
Признаки весны |
|
ЛЕДОХОД |
|
ПОТЕПЛЕНИЕ |
|
ТАЯНИЕ СНЕГА |
|
НАБУХАНИЕ ПОЧЕК |
|
ПЕРВОЦВЕТЫ |
|
ПОЯВЛЕНИЕ ЛИСТОЧКОВ |
|
ПРИЛЕТ ПТИЦ |
Карточка № 3 «Знатоки природы»
Признаки весны |
|
ЛЕДОХОД |
|
ПОТЕПЛЕНИЕ |
|
ТАЯНИЕ СНЕГА |
|
НАБУХАНИЕ ПОЧЕК |
|
ПЕРВОЦВЕТЫ |
|
ПОЯВЛЕНИЕ ЛИСТОЧКОВ |
|
ПРИЛЕТ ПТИЦ |
Карточка № 1. «Народные приметы»
Грач на горе – весна на дворе.
Карточка № 1. «Народные приметы»
Грач прилетел – через месяц снег сойдет.
Карточка № 1. «Народные приметы»
Если грачи сели на гнезда – через три недели можно выходить на посев.
Карточка № 1. «Народные приметы»
Если грачи играют – будет хорошая погода, если стаями вьются над гнездами – то сядут, то опять взлетают – погода переменится.
Карточка № 2 . « Признаки весны» |
Стало холоднее. Стало теплее Образовались проталины. Земля покрылась снегом. День уменьшается. День увеличивается. Река замерзает. Лёд на реке тает. Листья распускаются. Листья желтеют. Птицы улетают на юг. Птицы прилетают с юга. Тает снег и лёд. |
Карточка № 2 . « Признаки весны» |
Стало холоднее. Стало теплее Образовались проталины. Земля покрылась снегом. День уменьшается. День увеличивается. Река замерзает. Лёд на реке тает. Листья распускаются. Листья желтеют. Птицы улетают на юг. Птицы прилетают с юга. Тает снег и лёд. |
Карточка № 2 . « Признаки весны» |
Стало холоднее. Стало теплее Образовались проталины. Земля покрылась снегом. День уменьшается. День увеличивается. Река замерзает. Лёд на реке тает. Листья распускаются. Листья желтеют. Птицы улетают на юг. Птицы прилетают с юга. Тает снег и лёд. |
1-2 группа
1.Подснежник — самое раннее растение, которое действительно пробивается из земли и зацветает с первыми тёплыми весенними лучами солнца, когда чуть подтает снег.
2.Растение это изящное, хрупкое, нежное, с белоснежными лепестками. Где бы ни росли подснежники – под деревьями, кустарниками или на альпийской горке, – они всегда радуют нас в первые весенние дни.
3-группа.
1.МАТЬ-И-МАЧЕХА – первоцвет, поэтому ей все радуются. А как пойдут листья, цветы пропадают. Одни листья – зонтики и растут.
2. А из листьев готовят настойку для лечения простудных заболеваний.
4-группа.
Медуница-лекарственная -четырежды меняет цвет: розовый – красный – фиолетовый – синий. Посещают ее пчёлы и шмели.