Материал на проверке

Применение облачных технологий («облако слов») в преподавании химии

5
2
Материал опубликован Сегодня в 12:20 в группе

Применение облачных технологий («облако слов») в преподавании химии

Дьячкова Н.А.,  учитель биологии и химии

МБОУ Верхнесоленовская СОШ

Ростовская область

Облако слов или тегов (англ. tag cloud, word cloud, wordle) - это визуальное представление списка категорий или тегов, также называемых метками, ярлыками, ключевыми словами и т.п. [5] Первоначально этот сервис применялся только в блогах или на специализированных сайтах для размещения тегов или ссылок. Этот гаджет неизменно привлекал к себе внимание своей интерактивностью. Со временем, облако слов стали применять все чаще, его стали использовать в рекламных целях, печатать на футболках, кружках и т.д. «Облаку слов» даже нашли применение в образовании!

Сервисов для визуализации «Облака слов» достаточно много, самые популярные это: wordart.com, tagul.com, Tagxedo, ImageChef. Я пользуюсь сервисом https://wordart.com/, можно порекомендовать и русскоязычные сервисы, разработанные российскими специалистами: Word's Cloud.

Все больше учителей самых разных предметов как в начальной, так и в старшей школе использует этот ресурс в своей педагогической практике, как один из дидактических приемов. Использую «облако тегов» на уроках химии как дидактический материал для того, чтобы сделать урок более ярким, наглядным, интерактивным, для акцентирования внимания учащихся на определенном этапе урока.

Считаю, что использование «облака слов» развивает у учащихся внимательность, умение сконцентрироваться, творческое восприятие и конечно, повышает интерес к предмету.

Использую этот прием на любом этапе урока:

  • при актуализации знаний,
  • при определении цели урока,
  • на этапе первичного усвоения новых знаний,
  • закрепления и повторения материала и т.д.

Более наглядно и занимательно можно использовать «облако» в интерактивном режиме: при наведении курсора на выбранное слово, оно максимально увеличивается в размере, можно дополнительно выделить его другим цветом или добавить фон при просмотре, что помогает акцентировать внимание учащихся, например, при освоении новых терминов.

Очень мне нравится в сервисе опция - создание «облака слов» в виде какого-нибудь предмета. Обычно выбираю предмет близкий к теме урока.

Для быстрого доступа на уроке к нужному «облаку» встраиваю его в свой авторский блог, а если интерактивность не важна, просто распечатываю и использую как раздаточный материал.

 

Примеры использования «Облака слов» на уроках химии

Химия 8 класс. Тема «Предмет химии. Роль химии в жизни человека»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Этап урока: изучение нового материала.

- Ребята, давайте вспомним, что изучает наука физика? (физические тела)

Напомню, любой предмет, любое живое существо ученые называют телом. Мы с вами уже знаем, что существуют тела неживой и живой природы. Все физические тела, которых бесчисленное множество, состоят из веществ.

Так что же такое вещество? Выпишите из учебника определение.

Задание 1. Из «Облака слов» выберите и запишите в одну колонку физические тела, а напротив - вещество из которого это тело состоит.

Задание 2. Зонтик - это тело или вещество?

Тело

Вещество

гвоздь

железо

ваза

керамика

айсберг

вода

стакан

стекло

кольцо

золото

учебник

бумага

карамель

сахар

 

Рис 1. «Облако слов» к теме «Предмет химии. Роль химии в жизни человека»

Интерактивное «облако» по ссылке

 

Химия 8 класс. Тема «Важнейшие классы бинарных соединений. Оксиды»

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Этап урока: изучение нового материала.

- Какие соединения называют бинарными? (состоящие из двух элементов)

Задание 1. Из «Облака слов» выберите формулы бинарных веществ и прочитайте их.

Даны вещества: H2O - вода, оксид водорода;

CaO - оксид кальция, негашеная известь;

CO - оксид углерода (II), угарный газ;

Al2O3 -оксид алюминия;

SiO2 - оксид кремния (песок);

SO2- сернистый газ, оксид серы (IV).

-Найдите сходство в предложенных веществах. Что у них общего? (Они все называются оксидами).

Задание 2. Прочитайте вопросы об оксидах и ответы на них и установите соответствие. (Ученики работают в парах: один зачитывает вопрос, а второй - правильный ответ).

Вопросы об оксидах

Ответы

А. Каковы оксиды по составу?

  1. Два элемента, один из которых кислород

Б. Сколько и каких элементов в составе оксидов?

2.Кислород. Валентность II. Степень окисления -2.

В.Какой элемент обязательно входит в состав оксидов,какова его валентность и степень окисления?

3.Сложные вещества

Ответ: А-3, Б - 1, В -2.

Рис 2. «Облако слов» к теме «Важнейшие классы бинарных соединений. Оксиды»

Интерактивное «облако» по ссылке

Химия 8 класс. Тема «Кристаллические решетки»

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Этап урока: первичное закрепление знаний.

Задание: соотнесите виды кристаллических решеток с их примерами.

Виды кристаллических решеток

Примеры

Ионная

оксиды металлов, соли, щелочи

Атомная

алмаз, кремнезем, графит, кварц, красный фосфор

Молекулярная

вода, кислород, галогены, углекислый газ, белый фосфор

Металлическая

металлы, сплавы

 

Рис 3. «Облако слов» к теме «Кристаллические решетки»

Интерактивное «облако» по ссылке

 

Химия 8 (9, при повторении) класс. Тема «Генетическая связь между классами веществ»

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Этап урока: изучение нового материала.

Задание 1.: Вам представлен ряд веществ расположите их по классам

Ответ: 1) Металл – Ca

Основный оксид – CaO

Основание – Ca(OH)2

Соль –Ca(PO)2

  1. Неметалл –P

Кислотный оксид – PO5

Кислота – H3PO4

Соль - Ca3 (PO4 )2

Задание 2.: составьте генетический ряд 1) металла, 2) неметалла.

Ответ:

  1. Металл —­­­основный оксид —основание—соль
  2. Неметалл – кислотный оксид — кислота —соль

1.Для металла:

https://urok.1sept.ru/articles/419623/Image83.gif

2.Для неметалла:

https://urok.1sept.ru/articles/419623/Image85.gif

Задание 3. Можно ли из веществ одного класса получить вещества другого класса? Напишите уравнения реакции.

Рис 4. «Облако слов» к теме «Генетическая связь между классами веществ»

Интерактивное облако по ссылке

 

Химия 9 класс. Тема «Физические свойства металлов»

Этап урока: постановки цели и задач урока.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Этап урока: постановки цели и задач урока.

Задание 1. прочитайте ключевые слова Облака, о чем пойдет речь на нашем уроке? Сформулируйте тему урока, цель урока.

Задание 2. Найдите в Облаке свойство, которое не характерно для металлов.

Рис 5. «Облако слов» к теме «Физические свойства металлов»

Интерактивное «облако» по ссылке

Химия 9 класс. Тема «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»

Тип урока: урок новых знаний

Этап урока: актуализация знаний

Задание 1: выбери из «Облака слов» и запиши в тетрадь 1) металлы; 2) неметаллы.

Задание 2: Отдельно выпишите естественные семейства:

а) щелочных металлов;

б) щелочно-земельных металлов;

в) галогенов

Рис 6. «Облако слов» к теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»

Интерактивное «облако» по ссылке

 

Химия 9 класс. Тема «Железо»

Тип урока: изучение нового материала.

Этап урока: постановки цели и задач урока.

Задание 1. прочитайте ключевые слова «Облака», о чем пойдет речь на нашем уроке? Сформулируйте тему урока, цель урока.

Рис.7 «Облако слов» к теме «Железо»

Интерактивное «облако» по ссылке

 

Химия 9 класс. Тема «Получение металлов»

Тип урока: уроки совершенствования знаний, умений и навыков.

Этап урока: изучение нового материала.

Задание 1. прочитайте ключевые слова «Облака» и сформулируйте тему урока, цель урока.

Задание 2. Выбери из «Облака слов» и запиши в тетрадь новые термины.

Задание 3. Заполните таблицу «Виды металлургических процессов», используя «Облако слов».

Виды металлургии

На чем основан

Уравнения химических процессов

Экологические проблемы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 8. «Облако слов» к теме «Получение металлов»

Интерактивное «облако» по ссылке

Химия 9 класс. Тема «Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация».

Тип урока: урок открытия новых знаний

Этап урока: изучение нового материала.

Задание 1. Прочитайте ключевые слова Облака, найдите в учебнике их значение и выпишите в тетрадь.

Задание 2. Составляем таблицу «Электролиты и неэлектролиты».

Вещества

Электролиты

Неэлектролиты

Способность проводить электрический ток в расплаве и в растворе

Проводят электрический ток

Не проводят электрический ток

Классы соединений

Кислоты, основания, соли

Оксиды, простые вещества, большинство органических веществ

 

Задание 3. Выпишите формулы электролитов из «Облака».

Этап урока: обобщение и систематизация

Задание 4: определить понятия «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», выделяя их из «Облака слов».

Рис 9. «Облако слов» к теме «Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация»

Интерактивное «облако» по ссылке

 

Химия 9 класс. Тема «Галогены»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Этап урока: изучение нового материала.

Задание 1. Галогены - простые вещества. Соотнесите простое вещество с его физическими свойствами. Заполните таблицу.

Вещества

Агрегатное состояние при обычных условий

Цвет/запах

Фтор F2

газ

светло-желтый

Хлор Cl2

газ

желто-зеленый

Бром Br2

жидкость

зловонный

Йод J2

твердый

металлический блеск

 

Рис 10. «Облако слов» к теме «Галогены»

Интерактивное облако по ссылке

Литература

  1. Коротаева Е. В. уровни познавательной активности // народное образование. — 1995. — № 10.
  2. Куликова И.С. Применение сетевого сервиса Веб 2,0 «Облако слов» на уроках математики.// Журнал , издательская группа «Основа» № 5-6 (65-66) май-июнь 2016 г.- URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_2_66_14893.pdf (дата обращения: 12.02.2024).
  3. Шматова, Г. Н. Проблемное обучение на уроке биологии в старших классах / Г. Н. Шматова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2015. — С. 116-118. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8624/ (дата обращения: 02.03.2024).
  4. Ястребова О.Н. Поурочные разработки по химии. 8 класс. - М.: ВАКО,2019
  5. https://e-asveta.adu.by/index.php/distancionni-vseobuch/obuchenie-online/sredstva-vizualizatsii-informatsii/78-oblako-slov
  6. https://wordart.com/ 


Облако слов на уроке химииDOCX / 2.16 Мб

Комментарии

Отличная публикация! Спасибо, Наталья Анатольевна, за представленный опыт работы с облачными технологиями!

Сегодня в 13:07

Наталья Анатольевна, спасибо за демонстрацию дидактического приема "облако слов"!

Сегодня в 14:16

Ответ #477100 был удален 21 December 2024

Ответ #477101 был удален 21 December 2024