Статья «Применение проблемного метода обучения при конструировании учебного занятия»
Характеристика проблемного метода обучения
Проблемное обучение является одним из наиболее перспективных направлений для развития творческих способностей обучаемых, проявления их интеллектуальной, личностной и социальной активности, столь необходимых современному человеку.
Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава. Зато такие приемы никуда и не годятся...»(А. Дистервег. Руководство для немецких учителей. -1913)
Внедрение ФГОС второго поколения общего образования обусловило
необходимость активизации новых методов преподавания, при которых процесс
обучения и воспитания из системы усвоения и репродуктивного воспроизведения знаний, умений, навыков перестраивается в организацию педагогических
условий и способов учебной деятельности обучающихся в целях их успешной социализации. Стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий.
Активные методы обучения решают проблему формирования в учащемся таких качеств мышления, которые позволили бы самостоятельно усваивать постоянно возобновляющуюся информацию; обеспечивают развитие таких способностей, которые, сохранившись и после завершения образования, обеспечат человеку возможность не отставать от ускоряющегося научно-технического прогресса.
Основная же деятельность учителя была, есть и остаётся в развитии, воспитании и обучении обучающихся и осуществляется с помощью методов и приёмов обучения.
Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учащиеся не пассивные слушатели, а активные участники урока. Здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Эта новая роль и свойственные ей характеристики позволяют на деле формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека. Активные методы обучения предполагают демократический стиль.
Вместе с тем активными являются не методы, активным является именно обучение. Оно перестает носить репродуктивный характер и превращается в произвольную внутренне детерминированную деятельность учащихся по наработке и преобразованию собственного опыта и компетентности.
Так что же мы подразумеваем в качестве «активных методов обучения»?
К активным методам обучения относится проблемное обучение. В его основе лежит решение какой-либо проблемы, задачи. В широком смысле проблема – это сложный теоретический и практический вопрос, требующий изучения и разрешения.
Проблемное обучение – это обучение, в ходе которого обучающиеся усваивают новые знания и приобретают навыки и умения творческой деятельности. Преимущества проблемного обучения это, прежде всего, большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, познавательной деятельности; оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, нестандартность мышления. Кроме того, что очень важно, проблемное обучение обеспечивает прочность приобретаемых знаний. Установлено, что самостоятельно «открытые» истины, закономерности не так легко забываются, а в случае забывания самостоятельно добытые знания быстрее можно восстановить.
Идея проблемного обучения не нова. Истоки проблемного обучения можно видеть уже в эвристических беседах величайшего древнегреческого философа и учителя Сократа, который при помощи вопросов и логики построения беседы подводил своих учеников к противоречиям и последовательно вел их к необходимому выводу. В основу проблемного обучения легли также идеи американского психолога, философа и педагога Дж.Дьюи, который в 1894 году основал в г. Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность на уроках.
Ведь урок - это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся, а учитель подобен опытному дирижеру, организующему этот исследовательский поиск.
Учитель на современном уроке учит детей определять границы своего знания, видеть проблему и ставить проблемные вопросы; осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями; организует учебное сотрудничество детей; создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета.
В итоге воспитывается способность самостоятельно увидеть проблему, самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.
Если учитель чувствует, что при выполнении того или иного задания учащиеся испытывают затруднения, то он может ввести дополнительную информацию, снизить тем самым степень проблемности и перевести учащихся на более низкий уровень проблемно-эвристического обучения.
Использование данного метода обучения на основе компетентностного подхода позволяет оптимизировать процесс обучения, увеличить темп урока, повысить интерес к изучению математики, активизировать мыслительную деятельность обучающихся, сформировать надпредметные знания и умения.
Можно констатировать, что и степень активности учащихся является реакцией на методы и приемы работы учителя, интегративным показателем его педагогического мастерства. "Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому." (Жан-Жак Руссо).
Безусловно, проблемный метод нельзя превращать в универсальный метод обучения. Для некоторых учащихся, еще не владеющих навыками самостоятельного мышления, он несколько труден. Но достоинства проблемного обучения очевидны.
Существует множество и других разнообразных активных методов обучения, кроме того, инновационная деятельность педагогов не прекращается ни на минуту, рождая новые формы и методы повышения эффективности образовательного процесса.