Статья «Применение ролевого метода обучения при изучении темы "Кредит и его формы"»
Для эффективности изучения темы «Кредит и его формы» можно применить такой метод обучения как ролевая игра, с учетом ее особенностей и этапами проведения.
Ролевая игра при помощи метода имитации, поможет участникам принимать решения, не препятствуя личностных качеств.
Ролевая игра является активной формой обучения, тем самым данный метод поможет повысить интерес к усвоению выбранной темы.
Помимо этого, ролевая игра поможет создать условия реального общения, благодаря этому в процессе игры у студентов также повысится интерес, тем самым изложенный материал будет усваиваться быстрее.
При проектировании и внедрении ролевой игры педагогу необходимо предотвратить сплочение группы на основании чего-либо, не связанного с игрой, для того чтобы во время игры среди студентов не решались личностные интересы.
Также, при проектировании и внедрении ролевой игры необходимо учесть уровень подготовленности студентов, так как если студенты не ответственно подойдут к подготовке игры, то игра либо не будет интересна, либо не состоится совсем.
Помимо этого, нужно учитывать возможности учебного заведения в проведении игры (материально-техническое состояние).
И конечно, педагог должен учесть свои возможности в проведении ролевой игры.
Перед разработкой и осуществлением игры необходимо обозначить цель ролевой игры. Цель должна быть четко сформулированной, а также служить ориентиром, как для участников игры, так и для организаторов.
Целью ролевой игры по выбранной теме может быть:
- ознакомление обучающихся с формами и видами кредита;
- показать важность изучения данной темы;
- наглядно показать деятельность кредитных организаций;
- формирование умений и навыков социального общения;
- формирование навыков принятия решений.
После формирования цели необходимо определить задачи игры:
- закрепление ранее полученных знаний по данной теме;
- формирование у студентов навыков как индивидуальной, так и групповой работы;
- развитие творческих возможностей студентов;
- развитие мыслительной деятельности, самостоятельной работы, а также расширение кругозора студентов.
После формирования целей и задач игры, необходимым является составление проекта игры, то есть описание его содержания: название ролевой игры, количество игроков, все необходимые роли, а также всех обязательных элементов игры. Составление проекта необходимо тщательно продумывать, чтобы не упустить каких-либо моментов в организации и проведении ролевой игры.
Важно правильно сформулировать название игры, так как именно в названии скрыт игровой замысел, а также название придает игре познавательный характер и предъявляет к участникам требования в определенных знаниях.
Для выбранной нами темы мы можем дать следующие название ролевой игры: «Кредит в России», «Кредит и его основные формы», «Основные формы кредита в России». Данные темы по своему содержанию являются очень обширными, и благодаря этому в игре будет много ролей, тем самым все студенты будут вовлечены в игру.
Далее, после того, как мы сформулировали названия игры необходимо установить содержание игры, и также необходимые роли для проведения ролевой игры.
На этом этапе важно продумать все элементы игры, а именно создать полную атмосферу игровой деятельности в аудитории, применить технические средства, доску и так далее.
При проведении игры «Основные формы кредита в России» могут потребоваться следующие материалы: листы А4, маркеры и распечатанные инструкции. Также понадобится доска. Далее, для создания атмосферы кредитной организации предусматривается соответствующий дресс-код.
Также, на этом этапе важно определить время проведения игры, решить, будет ли оно непрерывным или дискретным. Так как это необходимо, чтобы точно знать, сколько часов занятий потребуется для проведения игры. Нужно помнить, что для методики проведения ролевых игр следует использовать одно занятие, так как игра очень насыщена и студенты при длительной продолжительности могут потерять к ней интерес.
Следующий этап является самым важным, так как именно этот этап определяет детализацию моделируемой системы, так как происходит создание игрового взаимодействия. На данном этапе необходимо определить состав ролей и их характеристику.
При проведении игры «Основные формы кредита в России», могут быть применены следующие роли:
- заемщик (два человека);
- кредитор (один человек)
- следующие кредитные организации: Банк «ДОБРО» (в данном организации необходимо от одного до трех человек), Банк «НАДЕЖДА» (от одного до трех человек);
- кредитный брокер «ФОРС» (от одного до трех человек);
- коллекторская организация «МЕЧТА» (от одного до трех человек);
- бюро кредитных историй (один человек);
- ведущий (один человек).
Предлагаемые роли помогут студентам перенестись в реальные события, тем самым приняв и войдя в роль, студенты смогут почувствовать себя не только участниками ролевой игры, а кем-либо из выбранной ими роли. Некоторые предложенные роли будут способствовать развитию профессиональных навыков у студентов, например такие роли как роль «кредитор», роль «работников кредитных организаций», а также роль «работника кредитных историй». У студентов, которые будут играть роль «заемщика» сформируется такое умение, как правильно вести себя в кредитной организации, и какие правила при получении кредита необходимо знать. Данные навыки и умнея, могут примениться студентами в дальнейшем, ведь практически все люди в своем жизненном опыте встречаются с кредитами.
После этапа распределения ролей необходимо сформулировать точные инструкции и требования к игроку, ведь очень важно правильно и доступно донести до студентов всю суть игры, а также всех необходимых ролей. Данный этап также очень важен при проведении ролевой игры, ведь, если студент не до конца поймет содержания и требований ролей, то он может потерять суть в ходе игры, и тем самым окажется в неудобной ситуации. Также на данном этапе нужно учесть все личностные качества студентов, учесть возрастные особенности группы и уровень подготовленности студентов.
И так, к данной ролевой игре могут быть предъявлены следующие инструкции и требования:
- заемщик 1. Заемщик может выбрать себе любое имя. Его инструкция будет следующая: например, Александра Игоревна является обычным педагогом, ее заработная плата составляет 12000 рублей в месяц. Александра Игоревна вместе со своей подругой посетила выставку – продажу «Снежная Королева», на которой ей понравилась шуба, стоимость которой составляла 70000 рублей. Александра Игоревна должна решить, какой формой кредита ей воспользоваться.
- заемщик 2. Заемщик может также выбрать имя самостоятельно. Его инструкция будет следующая: например, Роман Валентинович про профессии инженер-проектировщик, его заработная плата в месяц составляет 45000 рублей в месяц. По завершению одного из проекта Роману Валентиновичу должны будут заплатить 135000 рублей, на эти деньги он желает, приобрети себе машину, стоимость которой 33000 рублей. Роман Валентинович должен решить, какой формой кредита ему воспользоваться.
- кредитор. Кредитор должен составить кредитное предложение (назначить ставку кредитования и условия погашения кредита).
- банк «ДОБРО». Участники, получившие роль в данном банке должны придумать и составить кредитное предложение, то есть студенты сами назначают кредитную ставку и комиссии по кредиту. При этом студентам необходимо учесть, что выдавать кредит они могут только заемщикам с идеальной историей.
- банк «НАДЕЖДА». Участники, получившие роль в данном банке должны также придумать и составить кредитное предложение (назначить кредитную ставку и комиссии по кредиту), при этом студенты должны утаить, то есть прописать в дополнительном соглашении и не обратить внимания заемщика, или можно прописать под звездочкой дополнительные условия, таким образом, главная задача кредитора – обмануть заемщика.
- кредитный брокер «ФОРС». Студентам, которым выбрали данную роль необходимо составить объявление о предоставлении брокерских услуг, и попробовать уговорить заемщиков воспользоваться предложением. Цену за услуги студенты придумывают самостоятельно.
- коллекторская организация «МЕЧТА». Студентам в данной роли предлагается разработать стратегию при работе с должниками.
- бюро кредитных историй. Студентам выбранной роли предлагается придумать содержание идеальной кредитной истории заемщикам.
- ведущий. Роль ведущего состоит в регулировании процесса игры, а также в выдаче заданий. Перед игрой ведущий помогает распределять роли, а также выдает инструкции участникам.
При распределении ролей рекомендуем, не назначать какую-либо роль студенту, если он не желает играть предложенную вами роль. Очень важно продумать объяснение и предложение ролей так, чтобы студенты сами проявили желание принять понравившуюся им роль. Также советуем, не заставлять студентов принимать участие в каком-либо задании.
Определившись с ролями, и объяснив инструкции ролевой игры участникам, необходимо проговорить условия игры.
Предлагаем следующие условия игры: кредитная организация, которая смогла привлечь заемщиков – побеждает. В процессе игры будут даваться баллы за участие в групповых заданиях. Также в процессе игры заемщики имеют возможность получить 10 баллов за каждый правильный шаг. Результаты игры оценивает ведущий.
Во время игры мы можем предложить следующие задания, например:
- заемщики должны определиться с выбором формы кредиты, а также решить какой размер кредита им необходимо взять, чтобы им хватило до нужной суммы желаемой покупки, после чего они должны ознакомиться с предложениями кредитора, если заемщикам откажут, то они должны обратиться к брокерам.
- при обращении в банк, заемщики должны предоставить кредитную историю. Во время обращения заемщиков, банки и кредитор должны презентовать свои предложения.
- если банки отказали заемщику, то он должен обратиться к брокерам. Брокеры в свою очередь должны себя прорекламировать.
- представить такую ситуацию: в один из месяцев заемщик просрочил платеж по кредиту, вследствие чего они стали «клиентами» коллектора. Необходимо разыграть данную ситуацию.
После того, как игра закончилась, необходимо провести обсуждение игры с группой. Обсуждение поможет обучающимся правильно истолковать свои мысли, в то время как на бумаге это сделать не всегда удается.
Во время обсуждения игры можно задать такие вопросы как:
Также можно задать вопросы (устные, письменные) во время фазы оценки:
Главному и второстепенному действующему лицу:
- как Вы себя чувствуйте в данный момент?
- как Вы себя чувствовали в роли?
- почему Вы поступили так?
- чего Вы хотели добиться такими действиями?
- насколько Вы довольны принятым решениям, разрешением проблемы?
Наблюдателям:
- как чувствовали себя исполнители ролей?
- понимали ли исполнители друг друга?
- соблюдалось ли распределение ролей?
- была ли аргументация делового решения проблемы?
- какое поведение или мнение исполнителя роли Вам понравилось или вызвало неудовольствие? Почему?
- как использовали исполнители ролей речь, мимику, жестикуляцию?
Вопросы ко всем:
- какие имелись средства для решения проблемы?
- какие факторы оказали влияние на принятое исполнителем решение?
В результате, все поставленные цели игры должны быть достигнуты, а все поставленные задачи должны быть решены.
Результаты знаний, умений и навыков должны быть следующие:
- умение различать основные формы кредита;
- умение правильно рассчитывать кредитные ставки по кредиту;
- умение работать в коллективе;
- умение взаимодействовать друг с другом;
- навыки свободного выступления перед группой;
- навыки принятия решений;
- навыки творчески мыслить;
- навыки самостоятельной работы.
Таким образом, при составлении ролевой игры необходимо продумать все элементы и детали, для того, чтобы ничего не упустить. Все этапы игры должны четко соблюдаться, ведь именно от правильности организации игры будут зависеть достижение ее целей. Также, важным моментом является правильное донесение сути игры до студентов, а также всех необходимых ролей, ведь если студент не до конца поймет содержания и требований ролей, то он может потерять суть в ходе игры, и тем самым окажется в неудобной ситуации. Также при составлении игры необходимо учесть все личностные качества студентов, учесть возрастные особенности группы и уровень подготовленности студентов.
Правильная организация игры в конечном результате принесет удовольствие, как для студентов, так и для организаторов, также правильная организация может осуществить выполнение всех правил игры без конфликтов, а самое главное, в результате все цели будут достигнуты.
Лихина Елена Викторовна