Статья «Применение технологии проблемного обучения в работе с дошкольниками»
Практическое применение технологии проблемного обучения в работе с дошкольниками
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) предъявляет высокие требования к уровню подготовки будущих школьников. Современная система образования ставит целью не только дать знания в рамках программы, но и воспитать личность, способную самостоятельно мыслить, принимать не стандартные решения.
Для решения этой задачи нами применяется технология проблемного обучения. По мнению психолога М. И. Махмутова проблемное обучение — это «...процесс обучения, детерминированный системой проблемных ситуаций, в основе которого лежит особый вид взаимодействия учителя и учащихся, характеризующийся систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью учащихся по усвоению новых знаний и способов действия путем решения учебных проблем».1 Т.е. воспитатель не дает готовых знаний, а предлагает такую ситуацию в которой дошкольникам самим необходимо найти решение.
Выделяют следующие уровни проблемного обучения.
несамостоятельная (обычная) активность. Воспитатель сам организует проблемную ситуацию, вычленяет учебную проблему и излагает факты, приводящие к ее решению. Дети являются пассивными наблюдателями, запоминают способы решения задач;
полусамостоятельная активность. Характеризуется применением прежних знаний в новой учебной ситуации. Воспитатель сам организует проблемную ситуацию, а далее уже совместно формулируется проблема, намечаются пути решения;
самостоятельная активность. Характеризуется тем, что проблемную ситуацию создает преподаватель, а решают проблему учащиеся;
творческая активность. Ему присуще выполнение самостоятельных работ, требующих творчества, воображения, логического анализа и догадки, открытия нового способа решения учебной проблемы, самостоятельного доказательства.2
Занятие, в ходе которого применяется технология проблемного обучения имеет следующую структуру:
Возникновение проблемной ситуации;
Актуализация проблемы, постановка цели занятия;
Предложение способов решения проблемы;
Открытие нового знания, способа действия;
Самооценка полученных результатов.
Применение данной технологии в своей работе на протяжении двух лет позволило отметить её эффективность. Дети научились самостоятельно ставить цель занятия, предлагать различные способы решения проблем, проявлять сочувствие к персонажам, внимательно выслушивать ответы друг друга. Использование большого количества практических приемов обучения повышает интерес дошкольников к деятельности, их мотивацию, позволяет формировать более устойчивые знания.
Использование технологии проблемного обучения показало свою высокую эффективность и будет применяться нами в дальнейшем для развития и воспитания дошкольников.
1 Кузнецова, С. В. Проблемное обучение в ДОУ / С. В. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 42 (332). — С. 45-48. — URL: https://moluch.ru/archive/332/74133/ (дата обращения: 25.05.2021).
2 studopedia.ru/9_8579_urovni-problemnogo-obucheniya.html
Надежда