Статья на тему «Применение проблемного обучения на уроках химии»
Применение проблемного обучения на уроках химии.
Автор: Анисимова Ирина Валентиновна, учитель химии, муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №11 г. Нижнеудинск»
Модернизация общего образования. направленная на повышение качестве знаний учащихся. требует от учителя высокого уровня профессиональной подготовки. Я понимаю, что современному учителю недостаточно владеть предметными знаниями, он должен иметь в арсенале различные методические подходы и технологии обучения, что особенно важно в условиях вариативности и разноуровневости химического образования.
В своей практике я стремлюсь использовать элементы таких современных развивающих технологий, которые повышают мотивацию, интерес к учению, сокращают время усвоения материала, способствуют индивидуализации обучения: проблемное обучение.
Проблемное обучение - один из видов развивающего обучения и средство развития учащихся. Технология проблемного обучения обязательно включает в себя систему задач различного уровня сложности и требует особых методов и приемов. Наиболее часто использую методы, которые делятся на два уровня: проблемное изложение знаний учителем (монологическое, показательное, диалектическое изложение), самостоятельная поисковая деятельность ученика (эвристическое и исследовательское изучение).
Проблемное обучение включает следующие этапы:
Подготовка к восприятию проблемы.
Создание проблемной ситуации.
Формулировка проблемы, итог возникшей проблемной ситуации, сформированной в виде познавательной задачи, задания.
Процесс решения проблемы, который состоит из нескольких ступеней:
- выдвижение гипотез
- построение плана решения для проверки каждой гипотезы
- подтверждение или опровержение гипотезы
5. Доказательство правильности решения, подтверждение его, если возможно на практике.
Проблемную ситуацию я использую при следующих условиях:
1. Наличие определенного минимума знаний v учащихся:
2. Некоторый опыт активной познавательной деятельности v учащихся:
3. Благоприятная и комфортная эмоциональная атмосфера на уроке.
В соответствии с условиями возникновения и особенностями курса химии можно выделить несколько способов создания проблемных ситуаций:
1. Соотношение имеющихся знаний с новыми фактами, которые не вписываются в паузки
изучаемой теории (Например, первичное ознакомление учащихся с явлениями гидролиза,
с щелочными свойствами аммиака и др.).
2. Выявление противоположных свойств веществ и процессов сходных групп, типов на основе их строения, а также двойственных свойств у соединений (Например: амфотерность, окислительно- восстановительные свойства).
3. При решении экспериментальных задач в ходе химического эксперимента возникают проблемные ситуации
4. При решении качественных и количественных, а также нестандартных задач.
5. При обеспечении и доказательстве истинности известных факторов процессов, явлений
6. При изучении сходных свойств у веществ, относящихся к разным классам
7. При рассмотрении сложных, комплексных проблем, имеющих общий характер
(Например: экологических).
Я считаю, что личность учащегося, его познавательные возможности и способности эффективно развиваются при включении школьников в активную поисковую деятельность.
В исследовательской деятельности и учитель, и ученик – активные субъекты образовательно процесса, в ходе которого учитель непрерывно повышает свое профессиональное мастерство и использует его для оказания помощи ученику в усвоении материала.
Мой педагогический опыт показал, что исследовательская деятельность может вызвать затруднения, но способствует большей самостоятельности.
Использование в своей практике этих методов обучения помогает повысить интерес к сложной, но интересной науке химии.