Статья на тему «Применение проблемного обучения на уроках химии»

1
0
Материал опубликован 30 November 2020

Применение проблемного обучения на уроках химии.

Автор: Анисимова Ирина Валентиновна, учитель химии, муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №11 г. Нижнеудинск»

Модернизация общего образования. направленная на повышение качестве знаний учащихся. требует от учителя высокого уровня профессиональной подготовки. Я понимаю, что современному учителю недостаточно владеть предметными знаниями, он должен иметь в арсенале различные методические подходы и технологии обучения, что особенно важно в условиях вариативности и разноуровневости химического образования.

В своей практике я стремлюсь использовать элементы таких современных развивающих технологий, которые повышают мотивацию, интерес к учению, сокращают время усвоения материала, способствуют индивидуализации обучения: проблемное обучение.

Проблемное обучение - один из видов развивающего обучения и средство развития учащихся. Технология проблемного обучения обязательно включает в себя систему задач различного уровня сложности и требует особых методов и приемов. Наиболее часто использую методы, которые делятся на два уровня: проблемное изложение знаний учителем (монологическое, показательное, диалектическое изложение), самостоятельная поисковая деятельность ученика (эвристическое и исследовательское изучение).

Проблемное обучение включает следующие этапы:

Подготовка к восприятию проблемы.

Создание проблемной ситуации.

Формулировка проблемы, итог возникшей проблемной ситуации, сформированной в виде познавательной задачи, задания.

Процесс решения проблемы, который состоит из нескольких ступеней:

- выдвижение гипотез

- построение плана решения для проверки каждой гипотезы

- подтверждение или опровержение гипотезы

5. Доказательство правильности решения, подтверждение его, если возможно на практике.

Проблемную ситуацию я использую при следующих условиях:

1. Наличие определенного минимума знаний v учащихся:

2. Некоторый опыт активной познавательной деятельности v учащихся:

3. Благоприятная и комфортная эмоциональная атмосфера на уроке.

В соответствии с условиями возникновения и особенностями курса химии можно выделить несколько способов создания проблемных ситуаций:

1. Соотношение имеющихся знаний с новыми фактами, которые не вписываются в паузки
изучаемой теории (Например, первичное ознакомление учащихся с явлениями гидролиза,

с щелочными свойствами аммиака и др.).

2. Выявление противоположных свойств веществ и процессов сходных групп, типов на основе их строения, а также двойственных свойств у соединений (Например: амфотерность, окислительно- восстановительные свойства).

3. При решении экспериментальных задач в ходе химического эксперимента возникают проблемные ситуации

4. При решении качественных и количественных, а также нестандартных задач.

5. При обеспечении и доказательстве истинности известных факторов процессов, явлений

6. При изучении сходных свойств у веществ, относящихся к разным классам

7. При рассмотрении сложных, комплексных проблем, имеющих общий характер

(Например: экологических).

Я считаю, что личность учащегося, его познавательные возможности и способности эффективно развиваются при включении школьников в активную поисковую деятельность.

В исследовательской деятельности и учитель, и ученик – активные субъекты образовательно процесса, в ходе которого учитель непрерывно повышает свое профессиональное мастерство и использует его для оказания помощи ученику в усвоении материала.

Мой педагогический опыт показал, что исследовательская деятельность может вызвать затруднения, но способствует большей самостоятельности.

Использование в своей практике этих методов обучения помогает повысить интерес к сложной, но интересной науке химии.






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.