Мастер-класс «Метод исследования в системе проблемного обучения»

3
0
Материал опубликован 29 September 2020

Сергеева Анастасия Юрьевна,

учитель начальных классов, высшая квалификационная категория,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

город Бугульма Республика Татарстан

Мастер – класс «Метод исследования в системе проблемного обучения»

Мастер – класс отражает способ применения метода исследования в системе проблемного обучения. Вопрос активизации обучения имеет древнюю историю. Проблемное обучение играет важную роль при организации такой деятельности обучающихся, где происходит активизация самостоятельности, мыслительных и творческих способностей. Существуют различные формы и методы организации проблемного обучения. Выбор методов обусловлен различными факторами. Ниже представлен именно исследовательский метод: его логичность и гармоничность в системе проблемного обучения, а также его структура и варианты практического применения.

Актуальность проблемного обучения

Сегодня обществу нужен успешный человек: самостоятельный, активный, готовый к самообразованию, обладающий высоким уровнем мыслительных способностей, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата. Все это показатели всесторонне и гармонично развитой личности.

Отсюда следует, что обучение должно быть развивающим, то есть такое обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения. Такое обучение является проблемным.

Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы.

А умение видеть проблемы – интегральное свойство мышления. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности.

В этом и заключается актуальность проблемного обучения.

Цели, функции и методы проблемного обучения

Цели:

- Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска  и самостоятельного решения проблем. В результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.

- Воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

Проблемное обучение имеет специальные функции:

- воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение отдельных логических приемов и способов творческой деятельности);

- воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;

- формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем и художественного отображения действительности).

В целом можно говорить о шести дидактических способах организации процесса проблемного обучения (то есть общих методах), представляющих собой три вида изложения учебного материала учителем и три вида организации им самостоятельной учебнойдеятельности учащихся:

монологическом;

рассуждающем;

диалогическом;

эвристическом;

исследовательском;

методе программированных заданий.

4.1 Метод монологического изложения

 При монологическом методе учитель сам объясняет сущность новых понятий, фактов, дает учащимся готовые выводы науки, но это делается в условиях проблемной ситуации форма изложения - рассказ, лекция.

4.2 Методы рассуждающего изложения

Первый вариант - создав проблемную ситуацию, учитель анализирует фактический материал, делает выводы и обобщения.

Второй вариант - излагая тему, учитель пытается путем поиска и открытия ученого, то есть он как бы создает искусственную логику научного поиска путем построения суждений и умозаключений на основе логики познавательного процесса. Форма - беседа лекция.

4.3 Метод диалогического изложения

 Представляет диалог учителя с коллективом учащихся. Учитель в созданной им проблемной ситуации сам ставит проблему и решает её, но с помощью учащихся, то есть они активно участвуют в постановке проблемы выдвижения предположений, и доказательства гипотез. Деятельности учащихся присуще сочетание репродуктивного и частично-поискового методов обучения. Основы формы преподавания - поисковая беседа, рассказ.

4.4 Метод эвристических заданий

 Суть эвристического метода заключается в том, что открытие нового закона, правила и тому подобное совершается не учителем, при участии учащихся, а самими учащимися под руководством и с помощью учителя. Формой реализации этого метода является сочетание эвристической беседы и решением проблемных задач и заданий.

4.5 Метод исследовательских заданий

 Организуется учителем путем постановки перед учащимися теоретических и практических исследовательских заданий, имеющие высокий уровень проблемности. Ученик совершает логические операции самостоятельно, раскрывая сущность нового понятия и нового способа действия.

 По форме организации исследовательские работы могут быть разнообразны: ученический эксперимент, экскурсия и сбор фактов, беседы с населением, подготовка доклада, конструирование и модулирование.

4.6 Метод программированных заданий

Это метод, при котором учащиеся с помощью, особым образом, подготовленных дидактических средств может приобретать новые знания и новые действия.

Бинарные методы обучения

Методы преподавания

Методы учения

а) сообщающий

а) исполнительный

б) объяснительный

б) репродуктивный

в) инструктивный

в) практический

г)объяснительно-побуждающий

г) частично-поисковый

д) побуждающий

д) поисковый

Сообщающий метод преподавания представляет систему приемов, обеспечивающих сообщение учителем фактов или выводов без достаточного их объяснения, обобщения и систематизации.

Исполнительный метод учения представляет собой сочетание приемов, характеризующих учебную деятельность школьника в основном по образцу, используя ранее приобретенные навыки. Этот метод предполагает: слушание рассказа учителя, заучивание изложенных учителем фактов и выводов без критического анализа и осмысления.

Объяснительный метод состоит из системы приемов, включающих сообщения и обобщения учителем фактов данной науки, их описание и объяснения.

Репродуктивный метод учения - система таких приёмов, как слушание и осмысление, восприятие, наблюдение, систематизация фактов, решение типовых задач, анализ и тому подобное. Применяется для осмысления усвоение теоретических знаний, для обработки умений навыков, для заучивания учебного материала.

Исследование как основной метод проблемного обучения

Каждый из методов проблемного обучения хорош по – своему. Однако, метод исследования является наиболее гармоничным. Почему?

1. Всякое исследование начинается с проблемы, то есть с постановки вопроса, включающего некое затруднение при движении к истине.

2. Само определение «проблемного» обучения предполагает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения (исследование).

3. Постановка проблемы также, как и ее решение активизирует все мыслительные процессы.

4. Эти две составляющие способствуют формированию метапредметных результатов.

5. Структура проблемного урока очень схожа со структурой исследования.

Структура исследования:

- тема;

- цель;

- задачи;

- объект, предмет;

- гипотеза;

- само исследование;

- подтверждение или опровержение гипотезы;

- выводы;

- применение на практике.

Структура проблемного урока:

- проблемная ситуация;

- постановка учебной  проблемы;

- поиск решения, выдвижение гипотез;

- выражение решения, доказательство или опровержение гипотез;

- проверка правильности решений (рефлексия-самоанализ);

- воспроизведение нового материала, творческое применение открытых знаний.

Проблемная ситуация

Из структуры проблемного урока видно, что его центральным звеном является проблемная ситуация.

Поставить проблемную ситуацию (учебную проблему) - значит помочь ученикам самим подойти к теме урока, либо сформулировать сходный с темой вопрос для исследования.

Существуют три основных метода постановки учебной проблемы:

- побуждающий от проблемной ситуации диалог;

- подводящий к теме диалог;

- сообщение темы с мотивирующим приемом.                          

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:

1) создания проблемной ситуации «с удивлением» и «с затруднением»;

2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;

3) побуждения к формулированию учебной проблемы;

4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Подводящий к теме диалог

Данный метод постановки учебной проблемы проще, чем предыдущий, т.к. не требует создания проблемной ситуации. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). Но все звенья подведения опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока.

Сообщение темы с мотивирующим приемом

Это наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Он состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но с применением одного из двух мотивирующих приемов. Первый прием, «яркое пятно», заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, песни, обращение к жизненному опыту учащихся. фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности. Второй прием, «актуальность», состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.

 Их сходство заключается в том, что все названные методы обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала.

Различие методов в развивающем эффекте. Побуждающий от проблемной ситуации диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь, творческие способности, логику, все мыслительные операции. Подводящий к теме диалог и сообщение темы с мотивирующим приемом лишь имитируют творческий процесс.

Еще одно различие методов состоит в форме возникающей учебной проблемы. При побуждающем диалоге может появиться и тема урока, и вопрос для исследования. При подводящем диалоге в сообщении обычно формулируется тема урока.

 Поставив учебную проблему любым из названных методов, переходим к организации решения.

Примеры постановки проблемы

Рассмотрим это на примерах.

1. Сообщение темы с мотивирующим приемом

Урок русского языка, литературного чтения и окружающего мира (интегрированный).

Слушается запись песни «С чего начинается родина?»

На слайдах картины родной природы.

Все это - прием «яркое пятно», направленное на воспоминания, чувства, эмоции учащихся.

- О чем сегодня будем говорить? Что изучать? (То, что связано с родиной)

Затем учитель уточняет, сам называя тему урока или исследования: «Мы сегодня научимся определять, когда слово родина пишется с заглавной буквы, а когда со строчной».

Далее определяем цель, задачи, формулируем гипотезу и проводим исследование (зависит от творчества учителя) с последующими выводами.

2. Подводящий к теме диалог

1.На уроке математики подводим класс к постановке проблемы через задания устного счёта. Включаем выражения на знание таблицы умножения, с которыми ученики справились без затруднений: 7 х 6, 20 х 3, 9 х 8, 10 х 5 и т. д.

Последним было выражение 17 х 6, которое вызвало у детей затруднение.

Возникла проблемная ситуация. Для вывода из неё можно начать подводящий к теме диалог, который направлен на осознание затруднения и формулирование проблемы.

Почему затрудняетесь в нахождении результата? (Мы такие еще не решали)

В чём затруднение? (Не умеем умножать двузначное число на однозначное)

Кто догадался, какова тема урока? (Умножение двузначного на однозначное)

Цель? (Научиться умножать двузначное число на однозначное).

- Гопотеза и исследование.

Дети работают в группах. Каждая группа получает карточку с выражением 17 х 6 и пытается выдвинуть свою гипотезу решения. По окончании работы начинается фронтальная дискуссия. Представители групп озвучивают свой вариант решения. Принимается каждая версия. В итоге делается общий вывод и формулируется правило.

2. На уроке русского языка учитель дает задание:

- Выполните синтаксический разбор предложения «Декабрь бережно укрывает землю снежным ковром»

Когда дети сталкиваются со словом «бережно», у них возникает затруднение.

- Какова тема урока? (Новая часть речи)

- Цель? (Изучить новую часть речи)

- Гипотеза? (Новая часть речи имеет свои характеристики)

Исследование в группах (что обозначает, на какие вопросы отвечает и т.д.). Выводы.

3. Урок окружающего мира.

Природные зоны России. Пустыня.

- Что вы видите на экране? (пустыня)

- Совершенно верно. С каким словом схоже слово «пустыня»? (пусто)

- А знаете ли вы хотя бы одного из животных или растений пустыни? (варианты ответов)

- Так значит она не пустая? Как же там живут и растения?

- Проведем мини – исследование. Определите его тему (Пустыня)

- Цель (Обогатить знания о пустыне)

Объект (пустыня)

Субъект (животный и растительный мир пустыни)

Гипотеза (Предположим, что пустыня населена животными и растениями, но они как – то приспособлены к жизни в таких условиях)

3.Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Рассмотрим на примерах.

1.Окружающий мир. Кровеносная система.

Слегка прижав артерию, можно почувствовать ритмичные колебания ее стенок, называемые пульсом.

А сейчас правую ладонь приложите к левой груди.

- Что чувствуете? (Пульсация)

- Связаны ли удары пульса и сердцебиение? (Варианты ответов)

- Мы знаем, где у нас сердце. Что тогда бьется на руке? (Варианты ответов)

- Попробуйте определить тему урока и вопросы, которые нас интересуют?

2. Окружающий мир.

Петр 1

(На слайде портрет Петра 1 и понятия «преобразования», «реформа», развитие», «империя»)

- Может кому – то знаком этот портрет? (Варианты ответов)

- А значения данных слов? (Предположения, варианты)

- К чему обратимся за помощью? (толковый словарь)

- Давайте определим тему урока, используя данные понятия и связывая их с личностью Петра 1 (Какие преобразования были проведены Петром 1 для развития страны, после которых Россия стала называться империей?)

3.Окружающий мир.

Раздел «Страницы всемирной истории»

(На слайде высказывание «Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать его необходимо»)

- Как вы понимаете эту фразу? (История – это наше прошлое. Мы его не можем изменить. Однако нам необходимо его изучать, чтобы не повторять ошибок, а брать самое лучшее)

- Вы сейчас в своих ответах определили цель изучения следующего раздела. А теперь прочитаем его название в учебнике. (Страницы всемирной истории)

- Далее будем определять, что мы будем изучать, опираясь на понятия «история», «всемирной», «страницы»…

Окружающий мир.

Проект «Мой дом – моя Родина»

На слайде слова: дом, семья, друзья, улица, вселенная, галактика, Земля, город, страна, республика.

- Назовите одним словом? (Родина)

- А теперь давайте распределим эти понятия от обширного понятия до малой Родины.

- Это и есть названия мини – проектов.

Далее работа в группах.

Как видите, создается проблема по любой теме, а затем включается исследование: работа в группах, в парах, фронтально для ее решения.

Конечно, работа трудоёмка, так как к каждому уроку надо подбирать необходимые и достаточные упражнения для актуализации знаний и создания проблемной ситуации, продумывать постановку проблемы и выбор путей её решения в соответствии с принципом рациональности. Но на данном этапе развития человечества обучение должно быть проблемным, так как оно формирует творческую личность, способную логически мыслить, находить решение в различных проблемных ситуациях, способную к высокому самоанализу, саморазвитию, самокоррекции. Войдя в жизнь, такая личность будет более защищена от стрессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.Анащенкова С. В., Бойкина М. Д., Виноградская Л. А. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3-х ч. Ч.3. ФГОС. – М.: Просвещение, 2012.

2.Здобнова Елена Ивановна Статья «Использование технологии проблемного обучения в начальной школе» https://xn--j1ahfl.xnp1ai/library/statya_ispolzovanie_tehnologii_problemnogo_obuche_192506.html

3.Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе. Методическое пособие по спецкурсу   Л.1973.

4. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М. Педагогика 1998г.

5.Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. М. Педагогика 1977.

6. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М. Педагогика 2006г.

7. Технология проблемного обучения https://yandex.ru/clck/jsredir?bu=hko734&from=yandex.ru%3Bsearch%2F%3Bweb%3B%3B&text=&etext=8738.ZDY9DlPtvuerLnbFRLui8SLgQTPPmo1otFw1ZrPboxDXIiBi1SzarnzQl

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.